Действующий

О ПРОГНОЗЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2002 ГОД И НА ПЕРИОД ДО 2004 ГОДА

6. Параметры социально-экономического развития до 2004 года


Разработка основных параметров прогноза на период до 2004 года строилась исходя из долгосрочных целей развития республики.

Целью социально-экономического развития республики является создание социально-ориентированной рыночной экономики, интегрированной в рынки Дальнего Востока и Сибири, а также Азиатско-Тихоокеанского региона, обеспечивающей достойный уровень жизни людей в условиях Севера.

В рамках реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:

обеспечение качественного экономического роста;

достижение экономической эффективности и конкурентоспособности республиканских товаропроизводителей и продукции;

создание оптимального сочетания государственного регулирования с экономической свободой субъектов хозяйствования в условиях Крайнего Севера;

формирование условий для благоприятного инвестиционного климата и предпринимательской инициативы;

устойчивое функционирование экономики и жизнеобеспечивающих систем;

организация максимально возможной эффективной занятости населения;

адресная социальная защита нетрудоспособных и поддержка малоимущих;

формирование человеческого потенциала нового типа, способного осуществить модернизацию экономики и общества.

В среднесрочном периоде экономическая политика республики будет направлена на стабилизацию и закрепление положительных тенденций роста, преодоление диспропорций и решение проблемы долгов, дальнейшее развитие рыночных механизмов, углубление структурных преобразований, создание благоприятного инвестиционного климата и подготовку высококвалифицированных кадров.

В эти годы необходимо осуществить значительные преобразования в социальной сфере, реформы в образовании, здравоохранении, пенсионной системе и жилищно-коммунальном хозяйстве. К 2004 году реальные денежные доходы населения за счет развития рынка труда, реформирования заработной платы в рамках российского законодательства, пенсионного и социального обеспечения, доходов от малого бизнеса, подсобных хозяйств увеличатся на 20% и превысят величину прожиточного минимума в 2,2 раза против 1,8 в 2000 году. В результате комплексных мер по борьбе с бедностью уменьшится дифференциация доходов населения.

Предполагается снизить уровень общей безработицы с 10,8% в 2000 году до 10,2% в 2004 году за счет создания новых рабочих мест на основе использования высоких технологий, поддержки малого предпринимательства, семейной экономики, ремесленничества и надомничества.

Реальные темпы роста экономики (ВРП) в 2003 году, 2004 году составят 2% и 5%, при этом на первый план выходят качественные характеристики результатов работы субъектов экономики. Основу развития экономики будет определять функционирование алмазно-бриллиантового и топливно-энергетического комплексов при приоритетном и опережающем росте добычи и переработки нефти и газа, лесопромышленного, транспортного и научно-информационного комплексов с одновременным развитием других отраслей, ориентированных на экспорт и внутренний рынок.

Необходимо создать стабильную основу управления государственными финансами и государственным долгом, усовершенствовать систему межбюджетных отношений с учетом введения в республике местного самоуправления.

Решение поставленных задач требует совершенствования структуры управления на основе четкого распределения функций и ответственности, разграничения полномочий и предметов ведения между федеральными, республиканскими и местными органами власти, обеспечения неукоснительного исполнения законов, реформирования государственной службы. Подготовка высококвалифицированных кадров, особенно технических специалистов и менеджеров, становится решающим фактором развития.

Главной целью социальной политики является последовательное повышение уровня жизни населения и снижение социального неравенства, обеспечение всеобщей доступности основных социальных благ, прежде всего, качественного медицинского и социального обслуживания и образования.

Для регулирования происходящих в республике процессов государственную демографическую политику необходимо направить на:

улучшение состояния здоровья населения путем профилактики, внедрения здорового образа жизни и использования новых медицинских технологий;

сокращение смертности населения и повышение продолжительности жизни путем принятия мер по снижению материнской и младенческой смертности, смертности от травматизма;

стимулирование рождения третьего и четвертого ребенка в семье.

Впервые за последние 11 лет с 2003 года прогнозируется рост численности населения республики. В результате численность постоянного населения в 2004 году составит 987,2 тыс. человек против 984,2 тыс. человек в 2002 году.

В 2004 году улучшатся показатели рождаемости и смертности населения и составят соответственно 13,2 и 9,2 промилле. Стабилизация общей смертности, снижение младенческой смертности увеличат ожидаемую продолжительность жизни при рождении до 65,1 лет в 2004 году против 64,3 в 2000 году.

Период 2003 - 2004 годов с точки зрения наличия трудовых ресурсов и предложения рабочей силы является благоприятным. В государственной политике занятости необходимо усилить те направления, которые ориентируют на рост эффективности занятости.

В результате продолжения реализации политики по созданию новых рабочих мест, развития малого предпринимательства и семейной экономики численность занятых в экономике в 2004 году увеличится на 0,2% к 2002 году.

В структуре занятого населения на предприятиях будет наблюдаться увеличение удельного веса работающих производственных отраслей с 53,8% в 2002 году до 54,3% в 2004 году.

Политика государства в области оплаты труда также будет направлена на приближение минимального размера оплаты труда, тарифных ставок на средних разрядах ЕТС к уровню прожиточного минимума трудоспособного населения; опережение роста заработной платы и других видов доходов над ростом потребительских цен; тарифное регулирование, обеспечивающее гарантии оплаты труда и обоснованные соотношения между ставками (окладами) профессионально-квалификационных групп работников для использования в системе социального партнерства; повышение удельного веса заработной платы в стоимости производимой продукции (услугах) и денежных доходах населения.