Действующий

О ПРОГНОЗЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2002 ГОД И НА ПЕРИОД ДО 2004 ГОДА


 Основные показатели прогноза социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2004 года (вариант 1)

 Показатели               

 2000

отчет  

 2001

оценка

 прогноз      

 2002

 2003

 2004

Индекс потребительских цен,
 в % к пред. году
Среднегодовой курс доллара США, руб.
 в % к пред. году
Валовой региональный продукт,
в % к пред. году в сопоставимых ценах
Продукция промышленности,
в % к пред. году в сопоставимых ценах
Инвестиции в основной капитал,
в % к пред. году в сопоставимых ценах
Реальные доходы населения,
в % к пред. году в сопоставимых ценах


122,2
 28,40
116,4

112,1

106,4

141,6

103,1  


115,7
 29,25
103,0

103,5

101,8

126,3

103,6  


113,2
 31,04
106,1

103,0

102,6

 82,8

107,0


110,5
 33,91
109,2

102,1

102,2

 95,6

103,8


108,0
 36,45
107,5

104,8

106,9

103,8

104,0


Основным фактором сдерживания роста экономики в 2002 году и на период до 2004 года является опережающий рост внутренней инфляции по сравнению с ростом курса доллара. В результате будет снижаться доходность экспортно-ориентированных производств, что приведет к ограничению бюджетных доходов. В связи с этим политика Правительства республики должна быть направлена на поддержку импортозамещения, развитие внутреннего рынка республики. Предпосылками являются прогнозируемый рост потребительского спроса населения, стабильный объем государственных закупок.

Развитие импортозамещения, как основного приоритетного направления экономической политики до 2004 года, требует решения следующих задач:

максимального вовлечения в производство ресурсного и трудового потенциала;

формирования новой, менее затратной технологии путем модернизации и технического перевооружения действующих мощностей;

стабилизации и финансового оздоровления предприятий;

активной государственной поддержки развития предпринимательской деятельности.

Рост промышленного производства прогнозируется при условии, если будет благоприятной конъюнктура рынков на алмазы, бриллианты, драгоценные цветные металлы, уголь. Приоритетное развитие получат производства топливно-энергетического и лесопромышленного комплексов, легкой и пищевой промышленности за счет расширения сбыта на внутреннем рынке республики, а также увеличения поставок за пределы республики. Будут развиваться производства с низкой капиталоемкостью и быстрой окупаемостью продукции.

Экономический рост может быть обеспечен за счет накопления капитальных и интеллектуальных ресурсов с повышением эффективности их использования за счет высвобождения предпринимательской инициативы и повышения ответственности людей за уровень своего материального благосостояния. Снижение административного и налогового пресса на бизнес позволит получить отдачу от использования краткосрочных ресурсов роста, в частности загрузку простаивающих жизнеспособных мощностей. В дальнейшем экономическая свобода и ответственность выразятся в росте и повышении эффективности инвестиций. Оздоровление российской банковской системы позволит рассчитывать на увеличение объемов кредитования банками предприятий промышленности.

Тарифной политикой на уровне Российской Федерации предусматривается несколько опережающее повышение цен в естественных монополиях по сравнению с уровнем инфляции в промышленности. Это приведет к перераспределению доходности от основных энергоемких потребителей в пользу естественных монополий. Повышение затрат промышленных потребителей должно создать условия для экономии энергоресурсов. Необходимо добиться повышения прозрачности ценообразования и финансовых потоков монополий и бюджетообразующих предприятий республики.

Экономический рост предъявляет высокие требования к "человеческому фактору". Поэтому инвестиции в человеческий капитал - образование и здоровье граждан, науку и культуру - являются необходимой составной частью социально-экономической политики, основанной на освобождении предпринимательской инициативы.

Реформы в сфере регулирования труда и занятости населения позволят добиться повышения регистрируемой занятости и уровня социальной защищенности работников. Повышение минимальных государственных гарантий по оплате труда в сочетании с реформированием налоговой системы (введение единой ставки налога на доходы физических лиц и регрессивной шкалы для единого социального налога) положительно скажется на росте заработной платы, увеличении ее тарифной части, сокращении объемов скрытой заработной платы. Это будет способствовать увеличению налоговой базы и, соответственно, росту поступлений и платежей в государственные внебюджетные социальные фонды, мотивации работодателей к активному повышению эффективности труда.

Увеличение реальных доходов в возрастающей мере будет способствовать росту производства потребительских товаров, оказанию платных услуг и направляться на сбережения, что создаст условия для развития ипотеки.

Перераспределение социальных пособий и социальной помощи в пользу малообеспеченных слоев населения приведет к снижению уровня бедности и неравенства.

Динамика сокращения государственных расходов должна обеспечить, с одной стороны, снижение нагрузки на экономику со стороны государства, с другой стороны, безусловное выполнение государством своих обязательств, включая обслуживание государственного долга и проведение необходимых структурных реформ.

Объем расходов бюджета в ближайшие годы будет определяться ходом реализации экономических реформ. Максимально возможный объем государственных расходов составляет 25% объема ВРП. Реализация налоговой реформы, в части снижения налогового бремени, приведет к снижению доходной базы бюджета, что должно быть компенсировано мерами по повышению собираемости налогов и по выводу доходов из теневого сектора экономики. Проведение реформ в социальной и других сферах должно увязываться с возможностями бюджета. Реализация бюджетной политики в среднесрочной перспективе в условиях ограниченности расходов потребует принятия мер по их оптимизации.