ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 августа 2001 года N 443

О ПРОГНОЗЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2002 ГОД И НА ПЕРИОД ДО 2004 ГОДА

Заслушав и обсудив доклад Министерства экономики и прогнозирования Республики Саха (Якутия) "О прогнозе социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на 2002 год и на период до 2004 года", Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:

1. Принять прогноз социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на 2002 год и на период до 2004 года.

2. Министерству финансов Республики Саха (Якутия) (Кугаевский А.А.) при разработке проекта Государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на 2002 год руководствоваться прогнозом социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на 2002 год и на период до 2004 года.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Э.Б. Березкина.



Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия)
В.ВЛАСОВ


ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2002 ГОД И НА ПЕРИОД ДО 2004 ГОДА


1. Исходное состояние и условия социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) в 2002 году и на период до 2004 года


Оценка 2001 года свидетельствует о замедлении темпов экономического роста, достигнутых в прошлом году, основной причиной которого является снижение объемов добычи алмазов в натуральных показателях.

Рост валового регионального продукта на 3,5% базируется в основном на увеличении внутреннего спроса, в том числе инвестиционного и потребительского секторов.

Основным фактором замедления роста промышленного производства до 101,8% против 106,4% в 2000 году является снижение добычи алмазов в каратах (96,8%), что связано с завершением карьерной отработки трубок "Мир", "Сытыканская" и уменьшением объемов работ на трубке "Удачная". Рост в других отраслях без учета добычи алмазов составит 109,6%, в том числе за счет увеличения добычи золота, производства бриллиантов, продукции топливно - энергетического, лесопромышленного комплексов, потребительских товаров.

В результате значительной государственной поддержки, развития заготовительной системы и семейной экономики, проведения мероприятий по увеличению поголовья скота, закрепится рост валовой продукции сельского хозяйства до 105,8%.

Несмотря на положительную динамику прибыли в целом по экономике, из-за медленного реформирования растут убытки в жилищно-коммунальном хозяйстве, транспорте и сельском хозяйстве.

В 2001 году сохранится реальный рост инвестиций в основной капитал на 24%, часть которых будет направлена на восстановительные работы в пострадавших от наводнения улусах.

Рост производства отразится на увеличении занятости, заработной платы и реальных доходов населения.

Реализация программы содействия занятости и создания новых рабочих мест позволит увеличить число занятых в экономике на 2,5 тысяч человек, при этом уровень общей безработицы сократится до 10,6% против 10,8% в 2000 году.

В 2001 году закрепится рост реальных денежных доходов населения на 3,6%, обусловленный снижением инфляции, повышением реального уровня заработной платы, пенсий, пособий и социальных выплат. Несмотря на снижение уровня бедности до 27% против 33% в 1999 году, степень дифференциации населения по доходам останется высокой.

Прогноз социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на 2002 год и параметры прогноза на период до 2004 года разработаны на основе сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации на этот период, задач, поставленных Президентом Республики Саха (Якутия) Николаевым М.Е. в Послании "Республика Саха: стратегия развития в первой четверти XXI века", в Основных направлениях социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2010 года, и системы мер, определенных Планом действий Правительства Республики Саха (Якутия) на 2001 - 2003 годы, а также с учетом обобщения прогнозных материалов республиканских органов исполнительной власти, администраций улусов и городов республики.


 Основные показатели прогноза социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2004 года (вариант 1)

 Показатели               

 2000

отчет  

 2001

оценка

 прогноз      

 2002

 2003

 2004

Индекс потребительских цен,
 в % к пред. году
Среднегодовой курс доллара США, руб.
 в % к пред. году
Валовой региональный продукт,
в % к пред. году в сопоставимых ценах
Продукция промышленности,
в % к пред. году в сопоставимых ценах
Инвестиции в основной капитал,
в % к пред. году в сопоставимых ценах
Реальные доходы населения,
в % к пред. году в сопоставимых ценах


122,2
 28,40
116,4

112,1

106,4

141,6

103,1  


115,7
 29,25
103,0

103,5

101,8

126,3

103,6  


113,2
 31,04
106,1

103,0

102,6

 82,8

107,0


110,5
 33,91
109,2

102,1

102,2

 95,6

103,8


108,0
 36,45
107,5

104,8

106,9

103,8

104,0


Основным фактором сдерживания роста экономики в 2002 году и на период до 2004 года является опережающий рост внутренней инфляции по сравнению с ростом курса доллара. В результате будет снижаться доходность экспортно-ориентированных производств, что приведет к ограничению бюджетных доходов. В связи с этим политика Правительства республики должна быть направлена на поддержку импортозамещения, развитие внутреннего рынка республики. Предпосылками являются прогнозируемый рост потребительского спроса населения, стабильный объем государственных закупок.

Развитие импортозамещения, как основного приоритетного направления экономической политики до 2004 года, требует решения следующих задач:

максимального вовлечения в производство ресурсного и трудового потенциала;

формирования новой, менее затратной технологии путем модернизации и технического перевооружения действующих мощностей;

стабилизации и финансового оздоровления предприятий;

активной государственной поддержки развития предпринимательской деятельности.

Рост промышленного производства прогнозируется при условии, если будет благоприятной конъюнктура рынков на алмазы, бриллианты, драгоценные цветные металлы, уголь. Приоритетное развитие получат производства топливно-энергетического и лесопромышленного комплексов, легкой и пищевой промышленности за счет расширения сбыта на внутреннем рынке республики, а также увеличения поставок за пределы республики. Будут развиваться производства с низкой капиталоемкостью и быстрой окупаемостью продукции.

Экономический рост может быть обеспечен за счет накопления капитальных и интеллектуальных ресурсов с повышением эффективности их использования за счет высвобождения предпринимательской инициативы и повышения ответственности людей за уровень своего материального благосостояния. Снижение административного и налогового пресса на бизнес позволит получить отдачу от использования краткосрочных ресурсов роста, в частности загрузку простаивающих жизнеспособных мощностей. В дальнейшем экономическая свобода и ответственность выразятся в росте и повышении эффективности инвестиций. Оздоровление российской банковской системы позволит рассчитывать на увеличение объемов кредитования банками предприятий промышленности.

Тарифной политикой на уровне Российской Федерации предусматривается несколько опережающее повышение цен в естественных монополиях по сравнению с уровнем инфляции в промышленности. Это приведет к перераспределению доходности от основных энергоемких потребителей в пользу естественных монополий. Повышение затрат промышленных потребителей должно создать условия для экономии энергоресурсов. Необходимо добиться повышения прозрачности ценообразования и финансовых потоков монополий и бюджетообразующих предприятий республики.

Экономический рост предъявляет высокие требования к "человеческому фактору". Поэтому инвестиции в человеческий капитал - образование и здоровье граждан, науку и культуру - являются необходимой составной частью социально-экономической политики, основанной на освобождении предпринимательской инициативы.

Реформы в сфере регулирования труда и занятости населения позволят добиться повышения регистрируемой занятости и уровня социальной защищенности работников. Повышение минимальных государственных гарантий по оплате труда в сочетании с реформированием налоговой системы (введение единой ставки налога на доходы физических лиц и регрессивной шкалы для единого социального налога) положительно скажется на росте заработной платы, увеличении ее тарифной части, сокращении объемов скрытой заработной платы. Это будет способствовать увеличению налоговой базы и, соответственно, росту поступлений и платежей в государственные внебюджетные социальные фонды, мотивации работодателей к активному повышению эффективности труда.

Увеличение реальных доходов в возрастающей мере будет способствовать росту производства потребительских товаров, оказанию платных услуг и направляться на сбережения, что создаст условия для развития ипотеки.

Перераспределение социальных пособий и социальной помощи в пользу малообеспеченных слоев населения приведет к снижению уровня бедности и неравенства.

Динамика сокращения государственных расходов должна обеспечить, с одной стороны, снижение нагрузки на экономику со стороны государства, с другой стороны, безусловное выполнение государством своих обязательств, включая обслуживание государственного долга и проведение необходимых структурных реформ.

Объем расходов бюджета в ближайшие годы будет определяться ходом реализации экономических реформ. Максимально возможный объем государственных расходов составляет 25% объема ВРП. Реализация налоговой реформы, в части снижения налогового бремени, приведет к снижению доходной базы бюджета, что должно быть компенсировано мерами по повышению собираемости налогов и по выводу доходов из теневого сектора экономики. Проведение реформ в социальной и других сферах должно увязываться с возможностями бюджета. Реализация бюджетной политики в среднесрочной перспективе в условиях ограниченности расходов потребует принятия мер по их оптимизации.

2. Социальное развитие и уровень жизни населения


В 2002 году среднегодовая численность постоянного населения составит 984 тыс. человек. Естественный прирост, как и прежде, не восполнит потери населения от миграции. При этом за счет снижения численности выезжающих за пределы республики и увеличения числа прибывших сократится отрицательное сальдо миграции до 3,6 тыс. человек.

Демографическая политика будет направлена на снижение уровня смертности населения, особенно младенческой и материнской смертности, создание предпосылок для стабилизации показателей рождаемости. В 2002 году прогнозируется увеличение рождаемости до 13,4 промилле, что связано с увеличением числа женщин фертильного возраста. Показатели смертности будут постепенно уменьшаться и составят 9,3 на 1 000 населения. В результате естественный прирост составит 4,1 промилле.

Младенческая смертность, один из общепринятых индикаторов не только социального благополучия и здоровья детей, но и здоровья населения в целом, в последнее время имеет стабильный уровень с ориентацией на снижение. Несмотря на направление достаточных средств на преодоление младенческой смертности, по-прежнему высок ее уровень в северных улусах. В 2002 году уровень младенческой смертности составит 17,4 на 1 000 родившихся против 17,5 в 2000 году (в целом по РФ - 15).

В 2002 году продолжится некоторое ослабление демографической нагрузки на трудоспособное население за счет сокращения доли детей и увеличения доли населения пенсионного возраста: на одну тысячу человек в трудоспособном возрасте будет приходиться 571 человек моложе и старше трудоспособного возраста (в 2000 году - 595 человек).

Активная политика занятости, направленная на развитие семейной экономики, создание новых рабочих мест на внутреннем рынке товаров и услуг, поддержку местных товаропроизводителей и ремесленничества стабилизирует ситуацию на рынке труда республики.

Численность занятых всеми видами экономической деятельности в 2002 году останется на уровне 2001 года и составит 471,4 тыс. чел. за счет увеличения работников предприятий и организаций на 0,2%. При этом увеличится доля занятого населения в производственной сфере:

53,8% от общей численности занятых против 53,4% в 2000 году. Численность работников бюджетной сферы будет сокращаться в связи с мероприятиями по оптимизации отраслей бюджетной сферы. В 2002 году уровень общей безработицы снизится до 10,5% от экономически активного населения.

Прогнозируемая ситуация на рынке труда исходит из необходимости решения следующих задач:

создание новых рабочих мест за счет внедрения новых перспективных технологий, развития малого предпринимательства, паломничества и ремесленничества;

развитие семейной экономики и повышение доходности семейных хозяйств;

формирование системы непрерывного образования, а также упреждающей профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров с учетом изменений спроса на рабочую силу;

организация работы вахтовым методом и максимальное использование трудовых ресурсов республики в реальном секторе экономики.

В настоящее время рассматривается проект Трудового кодекса РФ, в котором предлагается расширить права сторон трудового и коллективного договоров в вопросах заключения, изменения и расторжения трудовых договоров, повышения роли работников и трудовых коллективов в регулировании трудовых правоотношений.

Развитие рынка труда создаст условия для повышения оплаты труда и реальных располагаемых доходов населения. В 2002 году реальные среднедушевые месячные денежные доходы населения увеличатся на 7%, что будет связано с ростом заработной платы, пенсий, пособий, а также доходов от развития семейной экономики и предпринимательской деятельности.

Первоочередными задачами в сфере оплаты труда реального сектора являются обеспечение своевременной выплаты текущей заработной платы, погашение накопленной задолженности, установление зависимости оплаты труда от конечных результатов, усиление роли социального партнерства в регулировании заработной платы, поэтапное приближение минимальной оплаты труда и тарифной ставки 1 разряда к величине прожиточного минимума трудоспособного населения в республике, сокращение дифференциации заработной платы руководителя и тарифной ставки 1 разряда рабочего основной профессии.

В организациях бюджетной сферы в 2002 году согласно федеральному законодательству будет реализовано повышение размера 1 ставки (оклада) ЕТС до 450 рублей. Параллельно с этим, в связи с ограниченностью финансовых возможностей бюджета республики, будут заморожены некоторые дополнительные выплаты, установленные законодательными актами и нормативно-правовыми документами Республики Саха (Якутия). В результате этих мер в 2002 году реальная заработная плата увеличится на 11,3%.

На сдерживание реальных денежных доходов большое влияние оказывает имеющаяся просроченная задолженность по выплате заработной платы. На 1 августа т. г. задолженность составила 1,6 млрд. рублей, или 2,1 среднемесячной заработной платы. Наибольшая задолженность в жилищно-коммунальном хозяйстве, сельском хозяйстве, железнодорожном и авиационном транспорте. Ставится задача по сокращению просроченной задолженности в 2002 году на 20% (до 1,6 месяцев).

В 2002 году социальная политика будет направлена на уменьшение уровня бедности. В результате реализации комплекса мер по повышению трудовой мотивации и содействию занятости слабозащищенных слоев населения, а также по совершенствованию системы государственной социальной помощи, численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в 2002 году составит 24,7% к общей численности населения. Будет продолжена политика адресной социальной помощи особо нуждающимся группам населения, переход от действующего категориального принципа социальной защиты к адресному индивидуальному.

В рамках реформирования пенсионного обеспечения получат развитие негосударственные пенсионные фонды, финансирование которых будет осуществляться за счет использования накопительно-страховых пенсионных схем и дополнительных взносов работодателей.

В 2002 году предполагается индексация государственных пенсий в 1,07 раза с 1 февраля и в 1,06 раза - с 1 августа, в результате чего в среднем размер пенсии с учетом компенсационных выплат увеличится на 12,6% до 1516,5 рублей и будет обеспечивать прожиточный минимум пенсионера на 91% (в 2000 году - 88,8%). Без учета республиканских дополнительных выплат соотношение средней пенсии и прожиточного минимума составит 68%. В 2002 году необходимо предусмотреть в республиканском бюджете 963 млн. рублей на дополнительные выплаты.

Будет продолжена работа по расширению рынка платных услуг, предоставляемых учреждениями образования, здравоохранения, физической культуры сверх гарантированных государством с учетом платежеспособности населения, доходы от которых будут направляться на улучшение материально-технической базы и повышение качества предоставляемых услуг.

Развитие здравоохранения будет направлено на качественное улучшение физического состояния граждан, для чего будет совершенствоваться профилактическая направленность, широко внедряться современные методы диагностики и телемедицина. Внедрение стационарозамещающих технологий приведет к уменьшению показателя обеспеченности койками круглосуточного пребывания до 129,5 на 1000 населения при увеличении показателя обеспеченности койками дневного пребывания до 13,4 на 1000 населения.

В системе образования получат дальнейшее развитие качественное предоставление услуг, непрерывное образование, а также подготовка специалистов с реальным спросом на рынке труда.

В рамках Концепции развития дошкольного образования в республике введена обязательность посещения дошкольных учреждений с 5 лет. В связи с чем увеличится охват дошкольным образованием детей 5-летнего возраста до 91% в 2002 году против 89,7% в 2000 году. В связи с вводом новых общеобразовательных школ за счет средств Инвестиционной программы, а также новых объектов образования, введенных в рамках общереспубликанского движения "2000 добрых дел", увеличится показатель обеспеченности площадью на одного учащегося, который в 2002 году составит 9 кв. м. (в 2000 году - 8,8 кв. м.). Для совершенствования учебного процесса необходимо расширять использование информационных технологий, обновление оборудования.

Положительным результатом работы по совершенствованию системы образования явился рост количества выпускников, поступивших в ВУЗы. В 2002 году предполагается увеличение данного показателя до 64% против 50,7% в 2000 году. В результате организации дистанционного образования увеличится доля педагогов с высшим образованием до 86% против 83% в 2000 году.

Реформирование социальных отраслей - один из возможных путей решения проблем в сложившейся ситуации, в рамках которой необходимо провести сокращение расходов за счет оптимизации сети учреждений, повышение эффективности их работы. Необходимо продолжить расширение перечня и объемов дополнительных платных услуг, предоставляемых учреждениями социальной сферы, приводящее к перераспределению соотношения бюджетных и внебюджетных источников финансирования.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»