Недействующий

 
ГЛАВА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

УКАЗ

от 16 ноября 2001 года N 1584

О РАЗВИТИИ СЕЛЬСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Указа Главы РС(Я) от 25.04.2018 N 2522.
____________________________________________________________________


В целях дальнейшего развития семейной экономики, интеграции села с промышленностью и признавая необходимость развития сельской промышленности для обеспечения занятости и повышения доходности сельского населения постановляю:

1. Утвердить Концепцию развития сельской промышленности в первой четверти XXI века.

2. Правительству Республики Саха (Якутия) разработать Программу поэтапного развития сельской промышленности и механизмы ее реализации на период 2002-2010 г.г.

3. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на первого заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) И.Н. Долинина.


Президент
Республики Саха (Якутия)
М.НИКОЛАЕВ

     г. Якутск
     16 ноября 2001 года
     N 1584




Утверждена
Указом Президента
Республики Саха (Якутия)
от 16 ноября 2001 года N 1584

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XXI ВЕКА


 1. Обоснование


При разработке Концепции развития сельской промышленности Республики Саха (Якутия) в первой четверти XXI века использованы идеи Президента Республики Саха (Якутия) М.Е. Николаева, изложенные в книге "Республика Саха: стратегия развития в первой четверти XXI века", мысли А.Е. Кулаковского из письма "Якутской интеллигенции" и К.О. Гаврилова из статьи "О кустарной промышленности в Якутии", данные об особенностях историко-культурного развития якутского кустарного промысла, результаты научных исследований о ремесле и кустарном производстве, отраженные в книгах якутских ученых.

Возрождение традиционных занятий в экономике, социальной сфере и соответствующем воспитании подрастающего поколения стало востребованной необходимостью общественного развития.

Одним из приоритетных направлений государственной политики Республики Саха (Якутия) в первой четверти XXI века должно быть повышение роли сельской промышленности (развитие ремесленнической, кустарной, добывающей, обрабатывающей и перерабатывающей местной промышленности). Это обосновал в своем выступлении Президент Республики Саха (Якутия) М.Е. Николаев на I съезде по семейной экономике в 1999 году.

Путем развития сельской промышленности был осуществлен подъем экономики России во времена НЭП (1922-1929 г.г.). В те годы, якутские крестьяне работали в поле на себя, а с началом зимы уходили на заработки в города, промышленные центры, прииски, на лесоповал и т.д. С развитием рыночных отношений часть избыточной силы стала заниматься домашними и ремесленными промыслами. В Мегино-Кангаласском, Таттинском, Хангаласском, Намском, Амгинском, Вилюйском, Сунтарском и др. улусах появились кустарные и ремесленные мастерские. На рынке рос спрос на их продукцию. Мастерские стали объединяться в артели, мануфактуры. Средства от сельской промышленной деятельности существенно повышали доход крестьянских семей, способствовали развитию сельскохозяйственного производства. Промышленная деятельность позволяла не только сглаживать сезонность в использовании труда, но и при одном и том же числе работающих существенно увеличивала объем производства конечной продукции. В этом смысле непрерывность и ритмичность процесса труда выступала как дополнительная производительная сила. Соединение сельскохозяйственной и промышленной деятельности давало возможность многим работникам деревни заменить вынужденный перерыв в труде в зимнее время промышленным трудом. В итоге сельская промышленность насытила рынок потребительскими товарами, большинство строительного материала, мебели, транспортных средств (сани, сбруи, упряжные материалы), тара, металлоизделия, инвентарь, предметы домашнего обихода, многие виды национальной обуви и одежды изготовлялись на селе. Активно развивалась переработка сельскохозяйственного сырья. Работали мельницы, артели по изготовлению и переработке рыбной и промысловой продукции. Началось направление по безотходному производству местной продукции, которая поставлялась не только на местные сельские, но и на городские рынки.

Из истории известны имена купцов-торговцев, вышедших из села: А.М. Кушнарева, Г.В. Никифорова, Н.П. Антипина (Мегино - Кангаласский улус), Н.О. Кривошапкина (Оймяконский улус), А.И. Громовой, С.П. Барашкова (Хангаласский улус), Н.А. Расторгуева, Н.Т. Павлова, Н.И. Корякина (Вилюйский улус) и многих других.

Весьма поучительной практикой является опыт развития сельской промышленности Китая. В конце 70-х годов там начался интенсивный поиск выхода народного хозяйства из кризисного состояния. В 1978 г. была разработана и принята программа 4 модернизаций: сельского хозяйства, промышленности, вооруженных сил, науки и техники. Приоритет был отдан сельскому хозяйству, где большое внимание было уделено развитию сельской промышленности. В сельской местности стали создаваться небольшие промышленные предприятия, стимулировалась кустарная и ремесленная деятельность. Доходы от деятельности крестьян и льготные кредиты позволяли расширить промышленное производство. Стали строить фабрики, заводы, магазины, рестораны, гостиницы и туристические центры. Было разрешено создание совместных предприятий с зарубежными фирмами, т.е. привлечение иностранного капитала. Новые рабочие места, создаваемые на селе, оказались в 5-6 раз дешевле, чем в городе. В период 1979-1995 г.г. в Китае было создано более 20 млн. сельских промышленных предприятий. Сельская промышленность стала давать 1/3 всей валовой продукции промышленности Китая, в т.ч. около 1/3 производимой в стране одежды, обуви, бумаги, 1/5 текстильных изделий, более половины строительных материалов и 80% сельхозмашин и инвентаря. Изделия сельской промышленности занимают значительное место и в экспорте. Их доля в продукции, поступающей на внешний рынок, составляет 20%.

Таким образом, рациональная интеграция сельскохозяйственной и промышленной деятельности, объединение промышленных и торговых предприятий с сельскохозяйственным производством в составе кооперативов и госхозов позволило повысить эффективность работы на селе. Значительные средства от промышленной деятельности стали вкладываться в развитие земледелия и животноводства, а также в решение социальных проблем села. Сельские промышленные предприятия выделяли на финансирование сельского хозяйства в 3 раза больше, чем государство. Это обеспечило быстрые темпы прироста валовой продукции сельского хозяйства. За 15 лет они составили в среднем 6,5% в год. Была решена основная проблема Китая - миллиардное население было обеспечено потребительским товаром. Уровень потребления продуктов питания увеличился более чем в 2 раза. Сведена к минимуму миграция жителей в города. Более чем вдвое снизился уровень безработицы.

Сельская промышленность Китая отличается большим многообразием форм собственности, размерами и формами хозяйствования. На первых порах реформы правительство Китая освобождало на 2-3 года сельские промышленные предприятия от уплаты налогов и помогало кредитами. Налоговые поступления в бюджет сократились, но государство пошло на это с расчетом, чтобы эти "потери" многократно окупились. Деятельность предприятий весьма разнообразна: изготовление ковров, медицинской техники, спортивных товаров, одежды, изделий из фарфора, дерева, кожи, тканей, вышивка и т.д., которые экспортируются во многие страны мира.

Много внимания развитию сельской промышленности уделяют в Индонезии, где с целью развития сельских промышленных предприятий и ремесленных производств выделяют льготные кредиты. В Пакистане разработаны и приняты меры по стимулированию сельских промышленных предприятий через предоставление кредитов и льготного налогообложения. Во Вьетнаме, в стратегии развития сельского хозяйства, важное место отведено интенсивному развитию обработки и переработки сельскохозяйственной продукции. В Малайзии создано более 70 районов сельской промышленности. В конце 60-х годов правительство Японии приняло специальное постановление "О третьем плане освоения территорий страны", которым официально признана необходимость интеграции сельского хозяйства с промышленностью. В 1971 г. в Японии был опубликован закон "О развитии в сельской местности промышленных предприятий", которым предусматривалась система мер по созданию сельской промышленности.

Таким образом, интеграция сельского хозяйства с промышленностью - это важнейшая тенденция в развитии современного мирового сельского хозяйства, мощнейший фактор укрепления и индустриализации села, сокращение миграции и повышение доходности населения.

С учетом мирового опыта, осуществление интеграции сельского хозяйства с промышленностью будет одним из приоритетных направлений государственной политики Республики Саха (Якутия) на селе и по семейной экономике. В данной Концепции выдвинута идея механизма реализации и качественного роста уровня жизни сельского населения путем широкого привлечения их к производительному труду.

Основной целью данной Концепции будет повышение доходности сельского населения, что обусловит такой немаловажный фактор, как сокращение разрыва в доходах сельских и промышленных работников путем развития новых промышленных производств на селе, значительное повышение уровня занятости и самозанятости населения в межсезонный период. Реализация Концепции позволит насытить внутренний рынок широким ассортиментом потребительских товаров местного производства.

Предполагается развитие сельской промышленности на основе формирования и развития частного сектора, самоокупаемости и самоуправления с учетом особенностей, традиций и навыков населения республики.


 2. Состояние и основы сельской промышленности


Как известно, процесс преобразования, интенсивно начавшийся с 1991 г., охватил 178 совхозов, на базе которых образовано по состоянию на 2001 г. 88 государственных предприятий, 179 производственных кооперативов, 4141 крестьянских (фермерских) и 272 родово-общинных хозяйств. Имеется 47 потребительских обществ. Если рассматривать с точки зрения доли основных форм собственности и хозяйствования, то на долю частного сектора экономики приходится от всего поголовья скота 71%, свиней - 65%, лошадей - 43%. Ими охвачено 65% от объема производства картофеля и овощей, 51% мяса, 70% молока и 30% яиц.

Численность работников, занятых в экономике сельского хозяйства за 2000 г. составила 48,6 тыс. человек. В системе потребительской кооперации "Холбос" заняты 6,2 тыс. человек. Из-за низких производственно-экономических показателей коллективных предприятий, сезонности работы и зависимости от природных условий, труд работников села остается одним из самых низкооплачиваемых. Так, среднемесячная зарплата в расчете на 1 работника за январь-сентябрь 2001 г. составила 1886,6 рублей, что ниже среднереспубликанского уровня в 3,1 раза.

За последние годы фермерские хозяйства, как субъект предпринимательства, накопили большой опыт по повышению качества и увеличению объемов сельскохозяйственной продукции. Данная форма хозяйствования получает государственную поддержку. Издан Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 12 февраля 1999 года "О создании сети базовых крестьянских (фермерских) хозяйств".

Семейные хозяйства имеют важную роль в обеспечении населения продовольствием. Количество семейных хозяйств на селе составляет свыше 113 тысяч, в том числе личных подсобных хозяйств - свыше 87 тысяч. Они оказались наиболее устойчивыми к изменяющимся экономическим условиям.

С целью развития семенной экономики в республике, 17 апреля 1999 г. Президентом Республики Саха (Якутия) М.Е. Николаевым подписан Указ "О мерах по развитию семейной экономики". 10-11 декабря 1999 г. на I Республиканском съезде по семейной экономике была принята Программа развития семейной экономики в Республике Саха (Якутия) на основе Концепции развития семейной экономики.

Для развития семейной экономики товарное кредитование по скороспелым отраслям за 1999-2001 г.г. составило 150,2 млн. рублей. В том числе выделено, на условиях возврата продукцией, с 1999 г. по сентябрь 2001 г.: кур - 778,5 тыс. голов, гусят - 137,6 тыс. голов, индоуток - 17,1 тыс. голов, перепелов - 7,6 тыс. голов, индюков - 4,5 тыс. голов, уток - 3,0 тыс. голов, поросят - 84,0 тыс. голов, кроликов - 3,7 тыс. голов, коз - 675 голов и т.д. Выделено племенных животных на сумму 144,2 млн. рублей, в том числе крупный рогатый скот - 4,8 тыс. голов, лошади - 15,6 тыс. голов, олени - 2,5 тыс. голов и свиней - 770 голов. Выделено по лизингу с 1996 г. по сентябрь 2001 г.: тракторов - 1,6 тыс. ед., автомобилей - 160 ед., снегоходов - 1,0 тыс. ед., комбайнов - 10 ед., голландской техники по выращиванию картофеля - 10 комплектов, импортного оборудования по переработке молока - 13 комплектов, лодочных моторов - 500 ед. и т.д., всего на сумму 566,6 млн. рублей. Кроме того, для микрокредитования семейных хозяйств выделено с 2000 г. по октябрь 2001 г. - 293,1 млн. рублей. Микрокредитование крестьянских (фермерских) хозяйств с 1999 г. по октябрь 2001 г. - 104,9 млн. рублей.

Установлены 12 мукомольных и 2 комбикормовых цеха.

Введены в эксплуатацию гидротехнические сооружения по подаче воды из реки Лена до озера Мюрю, протяженностью 74 км и до реки Таатта, протяженностью 150 км.


 3. Основные направления развития сельской промышленности


Сельские промышленные предприятия не являются аналогами крупных промышленных предприятий, они дополняют их или имеют свою специфику. Они различаются как по формам собственности и хозяйствования, так и по размерам. Модели их развития определяются местными условиями, традициями, этническим составом и навыками населения. Но общими принципами для всех предприятий должны быть их самостоятельность, самоокупаемость и самофинансирование.

По формам собственности промышленные предприятия на селе могут быть коллективными, акционерными, частными, индивидуальными (семейными, родовыми), а также совместными.

Для создания сельской промышленности необходимо максимально использовать ранее созданные материальные ресурсы и имеющиеся производственные мощности, эффективное использование местного сырья, внедрение безотходных технологий и высоких технологий, обучение населения специальностям сельской промышленности.

По территориям размещения и развития сельской промышленности республика подразделяется на 5 округов: Алданский, Западный, Колымо-Индигирский, Приленский, Янский и г. Якутск. В этих территориальных округах имеющиеся отрасли промышленности, сельского и промыслового хозяйств должны эффективно и взаимовыгодно интегрироваться и кооперироваться.

В XXI веке село должно развиваться на основе рационального сочетания с промышленностью во всех территориальных округах. Промышленные, горнодобывающие предприятия должны открывать свои цеха на селе, создавать совместные предприятия, размещать свои заказы на селе. Сельская промышленность будет представлена предприятиями не только по глубокой переработке и хранению сельскохозяйственной, промысловой продукции и сырья, но и предприятиями по деревообработке, металлообработке, добыче и переработке местных минерально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, обработке алмазов и золота, драгоценных и полудрагоценных камней, старательской добыче полезных ископаемых, в строительстве, а также в сфере услуг и т.д. В этом направлении за последние годы (1993-2001 г.г.) в сельских населенных пунктах построено 16 заводов по обработке и огранке алмазов, заводы по производству ювелирных изделий из драгоценных металлов и камней.

Сегодня для ремесленничества имеются реальные возможности переработки вторичного сырья из металла, полимерных материалов, стекла и макулатуры. Развитие получит добыча и производство поваренной соли, строительного кирпича, керамики, гипса, спичек, мебельной продукции и камнерезного производства, переработка пантов, лекарственных трав, сборка сложных технических приборов и аппаратуры. Необходима организация литейных цехов для отливки из металлолома запасных частей, печей, плит, различных деталей и т.д.

Постепенный переход на курс развития новых отраслей промышленности на селе позволит сформировать новый облик села.

Главной организующей силой создания сельской промышленности на местах являются администрации улусов, представители Президента Республики Саха (Якутия) в территориальных округах и различные промышленные предприятия. Они должны совместно с республиканскими министерствами и ведомствами, ответственными за реализацию Концепции, осуществлять свою деятельность по следующим направлениям:

сборка и ремонт бытовой техники и аудио-, видеоаппаратуры, оргтехники и т.д.;

утилизация полимерных отходов и металлолома, производство продукции технического назначения для промышленности, хозяйственных, галантерейных, канцелярских и детских товаров, изготовление посуды, инвентаря, различных запасных частей и т.д.;

добыча полезных ископаемых, огранка алмазов, производство ювелирных и художественно-сувенирных изделий и т.д.;

заготовка и переработка леса, производство строительных материалов и мебели и т.д.;

добыча рыбы, переработка зерна, овощей, картофеля, заготовка и переработка молока, мяса, рыбы и дикоросов, производство хлебобулочных и кондитерских изделий, розлив безалкогольных и алкогольных напитков, сбор и сушка пантов, выращивание и сбор лекарственных растений и производство различных препаратов, выделка шкур, производство кожевенно-меховых изделий (одежда, обувь, головные уборы и галантерея), чучел животных и птиц, сборка сельскохозяйственных машин и инвентаря, производство шорных и скорняжных изделий, тарное производство, производство упаковочных материалов, изготовление рыболовных снастей, производство художественно-сувенирных изделий, переработка органических отходов на компосты и т.д.;

услуги: транспортные, телекоммуникационные, типографские, информационно-консультационные, снабженческие, ритуальные, строительные, столярные, бытовые (парикмахерская, фотография, химчистка, прачечная, пошив и ремонт одежды и обуви и т.д.), организация туризма и гостиничного бизнеса, слесарные, кузнечные, токарные, электрообмоточные, ремонтно-сварочные, агротехнические, сантехнические, ремонтные, водообеспечение и т.д.;

профессиональная подготовка молодежи в высших и средних специальных учебных заведениях, учеба населения по новым специальностям сельской промышленности.


 4. Механизм реализации Концепции


Для реализации Концепции будет разработана Правительством РС(Я) Программа по развитию сельского промышленности.

Для координации деятельности сельской промышленности в республике будет образован Координационный Совет при Президенте Республики Саха (Якутия).

Правительству республики, территориальным округам, и администрациям улусов необходимо создавать привлекательные условия для создания сельской промышленности и предусматривать:

1. Создание системы корпоративных формирований на селе, на основе кооперации и интеграции, например, по направлениям деятельности: АК "АЛРОСА", ННГК "Саханефтегаз", АК Якутскэнерго, ГУП "Якутуголь", ФАПК "Туймаада", "Якутия", "Сахабулт" и др., в целом по добывающей промышленности, строительной индустрии, ювелирной деятельности и др.;

2. Освобождение от республиканских и местных налогов в период становления производства и сферы услуг и последующее льготное налогообложение;

3. Аренда имеющихся основных средств, оборудования и земельных участков;

4. Внедрение различных форм кооперации и интеграции села и промышленности, улусов в территориальных округах, товаропроизводителей и сферы услуг с системой ЯСПО "Холбос";

5. Вложение финансовых и материальных ресурсов промышленных предприятий, привлечение банковских средств для кредитования новых производств и услуг на селе;

6. Обеспечение, в период становления, гарантированного заказа на готовую продукцию. Координация заготовки и сбыта продукции в улусах и территориальных округах;

7. Создание для населения образовательной, консультационной и координационной службы по развитию сельской промышленности;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»