Действующий

О ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2002-2006 ГОДЫ

5.1. СЕЛЬСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ


Производство является основой развития потребительской кооперации Республики Саха (Якутия). Долю товаров собственного производства в обороте СПО "Холбос" необходимо довести до 30% в 2006 году.

К 2006 году объем производства хлеба должен составить 23,65 тыс. тн., что в 1,17 раза превышает объем 2000 года. Рост достигается в основном за счет расширения ассортимента производимой продукции, увеличения доли мелкоштучного производства (приложения 6 - 7).

Исполнение Программы подразумевает увеличение производства консервов до 98 туб. в 2006 г. (приложение 12). Данный рост будет достигнут за счет приобретения по лизингу и установки консервных линий.

Дальнейшее развитие заготовительной деятельности способствует росту объемов производства молочной продукции. Если в 2000 году объем собственного производства цельномолочной продукции составлял 63 тн., то к 2006 году он увеличится в 121,1 раза; масла животного в 2000 году произведено 78 тн., то в 2006 году должно быть в 5,1 раза больше.

Излишки произведенного масла всеми потребительскими обществами передаются на переработку в ЗАО ППК "Роса" для получения облегченного масла различной жирности и упаковки в целях освоения рынка масла и растительных жиров. В каждом потребительском обществе должно быть установлено оборудование по фасовке масла весом 0,2 кг.

Рост производства колбасных изделий к 2006 году в 2,1 раза от уровня 2000 года достигается за счет централизованной, круглогодичной поставки сырья с использованием пищевых добавок (соевые), расширения ассортимента и переоборудования производства.

Особое внимание в промышленной деятельности отводится производству кондитерских изделий. Основная их доля производится предприятиями общественного питания. К промышленным в 2001 году относится 11 кондитерских цехов из шестидесяти восьми (Амгинский, Мегино-Кангаласский, Таттинский, Чурапчинский, Горный, Намский, Усть-Алданский улусы). К 2006 году необходимо открыть дополнительно 9 цехов. В 2006 году объем производства кондитерских изделий должен составить 785 тн., что в 1,9 раза больше, чем в 2000 году (приложения 9 - 10).

К 2006 году планируется увеличить объем разлива напитков и воды в 1,5 раза и довести объем производства до 435 тыс. дал.

Увеличить объем производства безалкогольных напитков можно за счет установки линий по их разливу на местах, роста объемов производства морса, кумыса и других напитков предприятиями общественного питания. По программе развития села в Вилюйском улусе до 2005 года планируется открытие цеха по производству воды и мороженого.

Объем производства макаронных изделий в 2006 году к уровню 2000 года возрастет в 2,3 раза.

Производством полуфабрикатов занимаются в основном предприятия общественного питания. К 2006 году объем их производства необходимо увеличить в 2,6 раза и достигнуть объема в 359 тн. (приложения 13 - 14).

Предприятиям необходимо расширять производство пельменей, вареников, мучных и кондитерских изделий глубокой заморозки, мясных полуфабрикатов. Данный вид производства является одним из привлекательных, так как не освоен в сельской местности, менее трудоемок и более рентабелен, продукция пользуется спросом. Примером может послужить деятельность Амгинского УПО.

Изучив тенденции развития производственной деятельности системы СПО "Холбос", выделены приоритетные направления деятельности:

- расширение ассортимента и улучшение качества производимой продукции;

- открытие новых производств и расширение географии;

- обеспечение производственных предприятий в централизованном порядке высококачественным сырьем по более низким ценам;

- обновление производственного потенциала и повышение эффективности использования имеющихся мощностей. Коэффициент использования мощностей необходимо довести до 0,60 при имеющемся в 2001 году 0,42 (в 2000 году - 0,34);

- обеспечение производственных предприятий высококвалифицированными кадрами, в основном рабочих профессий;

- работа с давальческим сырьем;

- повышение безотходности производства;

- усовершенствование упаковки и расфасовки продукции;

- пересмотр системы оплаты труда производственных рабочих.

Особое внимание необходимо обратить на производство непродовольственных товаров.

Развитие данного вида производства подтвердит становление потребительской кооперации и приведет к значительному росту объемов производства в суммарном выражении.

Наиболее перспективным на данный момент является производство пиломатериалов и деловой древесины, заготовка дров и распиловка леса, производство изделий из металла и т.д.

При открытии производства необходимо максимально использовать маркетинговые стратегии: изучать качество и конкурентоспособность выпускаемой продукции, широту и объем рынка, состояние покупательского спроса и тенденции его изменения.