Потребительская кооперация Республики Саха (Якутия) располагает значительным потенциалом в сфере розничной торговли.
Товарооборот системы потребительской кооперации растет более высокими темпами, чем общереспубликанские показатели. Соотношение составляет примерно 1:2.
Наибольший удельный вес в обороте составляют продовольственные товары.
Концепцией развития потребительской кооперации Республики Саха (Якутия) на период до 2010 года запланировано довести долю собственной продукции в общем обороте до 50% в 2010 году. Это ставит большую задачу перед производственными предприятиями системы СПО "Холбос".
К 2006 году оборот должен возрасти в 3,1 раза и составить 3200 млн. руб. (приложения 1, 3, 4).
До 2006 года в каждом улусном центре на базе действующих магазинов будут сформированы крупные торговые сети - маркеты, восстановлены "Универмаги", развитие получат специализированные и узкоспециализированные непродовольственные магазины, сформированы автономные зоны обслуживания вдоль автотрасс, будет закончена сертификация услуг розничной торговли, получит распространение электронная торговля в связи с принятием Федерального закона "Об электронной торговле".
Торговля является одним из основных источников доходной части бюджета организаций потребительской кооперации. Перед торговыми предприятиями стоит большая задача расширения отрасли. Для этого необходимо:
- реконструировать торговые помещения и полностью обновить оборудование;
- расширить мелкорозничную торговую сеть (лавки на дому, палатки, киоски), количество аптек и аптечных киосков;
- открыть рынки или арендовать места на крупных рынках города Якутска для поочередной торговли;
- в крупных населенных пунктах необходимо открывать торговые точки, полностью соответствующие современным требованиям;
- вести грамотную ценовую и ассортиментную политику. Возможно внедрение системы льгот постоянным клиентам (в крупных магазинах, оснащенных автоматизированной обработкой информации о наличии и движении товаров). Ассортимент реализуемых товаров должен максимально удовлетворять спрос покупателей. Особое внимание необходимо обратить на непродовольственные товары, которые пользуются в настоящий момент спросом. В связи с этим долю непродовольственных товаров планируется увеличить к 2006 году до 40% при имеющихся 20%;
- повысить культуру обслуживания и восстановить имидж кооперативной организации. Кооперативные магазины должны стать привлекательными как изнутри, так и снаружи. Необходимо максимально расширить спектр дополнительных услуг, восстановить практику приема заявок на товары от покупателей, реализовывать товары в кредит, участвовать в ярмарках, организовывать выездную торговлю, предоставлять покупателям полную информацию о товарах, ценах, услугах через уголки покупателей и пайщиков;
- использовать методы и приемы маркетинга, развивать электронную торговлю.
Немаловажное значение должно отводиться планированию торговли. Потребительскими обществами должны быть установлены планы по каждому магазину, разработаны ассортиментные перечни ориентированные на спрос, должны быть эффективно использованы торговые площади, снижены затраты, применяться рациональная система оплаты труда, как работникам прилавка, так и аппарату управления, практиковаться перевод магазинов на внутренний хозрасчет.