В условиях современной жизни актуальной становится задача превращения магазинов в многопрофильные предприятия, как это сформулировано в постановлении Центросоюза РФ "Об итогах Российской научно-практической конференции "Кооперативная самобытность в новом тысячелетии".
В функциональные обязанности работников магазина, помимо реализации товаров и оказания различного рода услуг, рекомендуется включить и прием заемных средств у населения.
Предприятиям потребительской кооперации согласно законодательству дано право осуществлять привлечение займов населения без получения лицензий.
В целях максимального приближения к населению займы должны привлекаться заведующими магазинов, должна быть упрощена процедура документального оформления.
Привлечение средств населения во многом разрядит острый финансовый кризис. Они будут способствовать расширению деятельности кооперативной организации, частичному или полному отказу от дорогостоящих кредитов коммерческих банков.
Опыт привлечения средств населения во многих организациях СПО "Холбос" уже имеется, но, к сожалению, ведется неправильная политика начисления и выплаты процентов по займам. В целях упорядочения системы привлечения средств населения Правлением СПО "Холбос" разработано Положение о заемных средствах.
Для обслуживаемого населения введение данной услуги также является экономически обоснованным. Их средства способствуют укреплению системы потребительской кооперации Республики Саха (Якутия), оказывают положительное влияние на финансовые результаты деятельности, а, следовательно, и на кооперативные выплаты по итогам финансового года (для пайщиков). Вкладчики получают дополнительный доход, а сохранность их средств обеспечена всем имуществом кооперативной организации, большая его часть является ликвидной. Развивая потребительскую кооперацию, население способствует удовлетворению своих же потребностей.
Ставка процентов за использование заемных средств равна, а в некоторых случаях и превышает ставку Сберегательного банка Российской Федерации по срочным вкладам.
Привлечение средств населения необходимо включить в должностные обязанности заведующих магазинов и довести к 2006 году размер займа на каждого потенциального заимодавца до 500 рублей (в ценах 2001 года).
Другим источником пополнения оборотных средств потребительского общества является осуществление страховой деятельности.
Ее преимущества заключается в том, что срок страхования, как правило, очень продолжительный, фиксированный, и страхователю не выплачиваются проценты. Расходы потребительское общество понесет лишь при наступлении страхового случая. К сожалению, данный вид деятельности не используется предприятиями потребительской кооперации и рынок страховых услуг на селе остается не освоенным.
Программа предусматривает образование страховой организации и развитие собственной банковской структуры.