Действующий

ОБ ИТОГАХ ПРОВЕДЕНИЯ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ "ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)" В 2002 ГОДУ






Приложение N 2
к распоряжению Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 27 августа 2002 года N 1068-р

РЕЗОЛЮЦИЯ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ "ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)"

Одним из условий экономического развития Республики Саха (Якутия) является активное привлечение инвестиций. Проведение структурных преобразований экономики республики требует значительных капитальных вложений на приоритетных направлениях развития экономики республики, прежде всего включающих развитие нефтегазового, алмазно-бриллиантового, транспортного, лесопромышленного комплексов и производственной инфраструктуры. Важнейшими проектами, требующими государственной поддержки, являются: строительство III нитки газопровода Мастах - Берге - Якутск, строительство железной дороги Беркакит - Томмот - Якутск, реконструкция Якутской ГРЭС, строительство и реконструкция автомобильных дорог федерального и регионального значения, строительство ЛЭП Мирный - Нюрба - Якутск и Нерюнгри - Алдан - Майя, энергоресурсосберегающие технологии на объектах ЖКХ, освоение Эльгинского угольного месторождения, Талаканского и Чаяндинского газонефтяных месторождений, развитие воздушного и речного транспорта. Необходимо начать подготовительные работы по созданию металлургической базы в Южной Якутии и других новых производств.

Реализация приоритетных инвестиционных проектов будет проходить в рамках Стратегического плана действий по реализации Предвыборной программы Президента РС(Я) и вице-президента РС(Я) "Будущее в наших руках", Программы экономического и социального развития Республики Саха (Якутия) на период до 2007 года, утвержденной Правительством Республики Саха (Якутия).

Основные меры регулирования инвестиционной деятельности должны быть направлены на создание благоприятного инвестиционного климата для инвесторов и повышение эффективности использования ограниченных бюджетных инвестиционных ресурсов.

Участники конференции, отметив ее высокий уровень, сделали следующие выводы.

Для качественного улучшения инвестиционного климата в республике необходимо:

производить преобразования нормативно-правовой базы, обеспечивающие создание благоприятных условий для притока инвестиций и развития бизнеса в республике, в том числе создать привлекательные правовые условия для вложения российского и иностранного капитала, развития лизинга, отрегулировать вопросы использования земли и недвижимости, применения в горнодобывающем и нефтегазовом комплексах соглашений о разделе продукции и концессионных соглашений;

обеспечивать информационное освещение инвестиционных процессов и открытость социально-экономической информации о республике и инвестиционных проектах, инициируемых на ее территории;

усилить роль инициаторов инвестиционных проектов, разработать технико-экономические обоснования и бизнес-планы важнейших инвестиционных проектов в соответствии с международными стандартами;

разработать механизмы стимулирования инвестиционной активности республиканских предприятий;

разработать конкретные критерии оценки значимости для Республики Саха (Якутия) инвестиционных проектов.

При выделении государственных инвестиций должны применяться механизмы заключения договоров о паритетном финансировании, конкурсного рассмотрения, возвратности или передачи в республиканскую собственность дополнительно выпускаемых акций на сумму предоставляемых средств для коммерческих предприятий.

Средства инвестиционного бюджета республики необходимо сконцентрировать на решении крупных инфраструктурных задач. Необходимо рассмотреть вопрос о вовлечении в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов.

Необходимо перейти к практике первоочередного осуществления государственных капиталовложений в первую очередь в те инвестиционные проекты, которые входят в состав федеральных и республиканских целевых программ. Там, где речь идет об инвестициях в инфраструктурные низкодоходные проекты с долгим сроком окупаемости, необходимо привлекать государственные ресурсы (федеральные и республиканские) или портфельные российские и иностранные инвестиции в государственные ценные бумаги. Там, где инвестиции требуются большие, сроки окупаемости долгие, однако гарантии окупаемости в перспективе бесспорные (например, добыча нефти и газа), ставку важно делать на средства крупного иностранного и российского капитала. Еще одной сферой, где на первом этапе ее развития необходима государственная направляющая и финансовая поддержка, являются новые технологии.

Объективными предпосылками активизации инвестиционной деятельности в республике являются: богатый природно-ресурсный потенциал, благоприятное экономико-географическое положение (с точки зрения транзитных возможностей), наличие квалифицированной рабочей силы.

В настоящее время происходит переосмысление роли республики в экономической и политической жизни России с учетом изменившихся реалий. Во главу угла выдвигаются принципы экономической целесообразности, обеспечения разумного баланса между защитой интересов республики и открытостью для сотрудничества.

Таким образом, на повестке дня стоит задача выработки принципиально новой инвестиционной стратегии развития экономики республики.

Инвестиционный процесс будет развиваться как сверху вниз, так и снизу - от реальных связей субъектов хозяйствования, от региональных программ к общегосударственным. Локомотивом и катализатором инвестиционного процесса станут крупные республиканские экспортоориентированные компании, которые, с одной стороны, способствуют притоку инвестиций в их основную деятельность, с другой стороны, распределяют собственную прибыль путем диверсификации производства (новые отрасли, новые виды продукции).

Учитывая вышеизложенное, участники республиканской научно-практической конференции "Инвестиционный потенциал Республики Саха (Якутия)" с целью улучшения инвестиционного климата, реализации инвестиционного потенциала республики рекомендуют:

Правительству Республики Саха (Якутия):

1. Создать Координационный совет по инвестициям при Правительстве Республики Саха (Якутия) с участием представителей республиканских и российских инвестиционных компаний.

2. Способствовать распространению информации об инвестиционных возможностях республики в России и за рубежом, активно продвигать приоритетные, с точки зрения государственных интересов, инвестиционные проекты.

3. Ежегодно организовывать научно-практическую конференцию "Инвестиционный потенциал Республики Саха (Якутия)" и Ярмарку инвестиционных проектов Республики Саха (Якутия) с охватом всех отраслей экономики республики и привлечением крупных российских и зарубежных инвесторов.

4. Активизировать процесс приватизации государственных и муниципальных предприятий.

5. Рассмотреть возможность стимулирования привлечения инвестиций акционерными обществами в эффективные для государства проекты с помощью инструментов фондового рынка (например, компенсация части выплат по облигациям, целевые дотации при выпуске акций).

6. Организовать обучение специалистов органов государственного управления и предприятий по вопросам привлечения инвестиций и оценке эффективности инвестиционных проектов.

7. Создать при поддержке российского корпоративного капитала разветвленную систему лизинга для сельского хозяйства, дорожной отрасли, авиации (мировой опыт показывает, что наличие такой системы позволит активизировать спрос на продукцию этих отраслей). С целью стимулирования развития лизинга шире использовать механизм субсидирования процентных ставок по кредитам, привлеченным лизинговыми компаниями.

8. Активизировать работу по созданию финансово-промышленных групп, холдинговых компаний, совместных предприятий и других форм взаимодействия капиталов, особенно в новых для республики отраслях экономики (редкоземельные металлы, апатиты, уран), а также в сфере наукоемких технологий.