На момент начала реализации Программы сложилась благоприятная политическая ситуация как на федеральном, так и на региональном уровне. В конце 1999 г. прошли выборы в Государственную Думу РФ, в течение 2000 г. завершились выборы Президента РФ.
Несколько большее влияние имеет риск принятия новых нормативно-правовых актов на законодательном уровне, из-за сложности процедуры законотворческого процесса и своевременности принятия основы для действия новых региональных законов на федеральном уровне. Однако политическая ситуация в регионе представляется вполне устоявшейся. В 2001 г. прошли выборы Президента РС(Я), в декабре 2002 г. состоялись выборы в Государственное Собрание (Ил Тумэн) РС(Я), органы местного самоуправления, что обеспечивает значительную политическую стабильность на период реализации Программы.
Высшие должностные лица страны и республики выражают приверженность к курсу реформ, частью которых является и реформа финансовой системы. Относительно благоприятная социально-экономическая обстановка дает основание считать вероятность смены руководства страны и РС(Я) в ближайшие два года незначительной.
Отношения депутатов Госдумы РФ, Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я) носят конструктивный характер, можно сделать вывод о малой вероятности сопротивления большинства законодателей проведению финансовых реформ.
По сравнению с политической ситуацией нельзя с уверенностью утверждать о сохранении в ближайшие годы благоприятного финансово-экономического состояния в республике и стране. Высокая степень зависимости региона от северного завоза в совокупности с моноотраслевой структурой экономики может явиться дестабилизирующим фактором вследствие даже незначительных колебаний рынков, соотношения курсов рубля и иностранных валют. Ухудшение экономической ситуации в значительной степени может подорвать доходную базу бюджета РС(Я) и местных (улусных и городских) бюджетов.
Однако направленность мероприятий Программы на повышение эффективности использования денежных средств, установление контроля над их расходованием и другие подобные цели в случае ухудшения финансово-экономической ситуации придадут реформе антикризисный характер. При этом поскольку основная масса программных мероприятий планируется к финансированию за счет средств валютного займа Минфина РФ, валютные риски отсутствуют.
В настоящее время социальная стабильность в республике благоприятствует реализации программных мероприятий. Вероятность изменения социальной обстановки находится в прямой корреляционной связи с характером проходящих экономических процессов. В условиях сжатых сроков реализации Программы неблагоприятные изменения социальной обстановки не успеют привести к политическим последствиям и, следовательно, свертыванию Программы. Кроме этого, основная цель Программы реформирования - укрепление бюджета, как главного гаранта благосостояния и качества жизни населения республики, направлена на стабилизацию социального климата. Негативное влияние этого фактора во многом снимается за счет подготовки и создания общественного мнения населения в необходимости реформ.
Географическое расположение и климатические условия республики свидетельствуют о реальной возможности природных катаклизмов и вызванного ею риска для реализации Программы. Основа бюджета и экономики республики - добывающая промышленность, т.е. возможны дополнительные расходы на обслуживание рабочих поселков и производственных мощностей при температурах ниже нормальных для соответствующих районов, в случае их замерзания, обслуживание транспортной инфраструктуры. Наиболее вероятные стихийные бедствия на территории РС(Я) - это весенние наводнения в бассейне реки Лена (Западная Якутия), лесные пожары, а также аварии местного масштаба на участках инфраструктуры. На ликвидацию последствий от данных катаклизмов выделяется строка в государственном бюджете РС(Я), что снижает риск невыполнения Программы.