Оптимизация расходов бюджета и повышение качества управления бюджетными расходами включают следующие программные мероприятия:
1. Оптимизация количества учреждений бюджетной сферы, повышение эффективности кадровой политики. В структуре экономически активного населения доля бюджетных служащих составляет 30%. В республике функционирует свыше 70 различных государственных учреждений и ведомств, функции которых зачастую дублируются. Большинство государственных и муниципальных предприятий не рентабельно. В государственной собственности должны находиться только стратегически важные для экономики республики и необходимые для выполнения государственных функций предприятия и организации:
оптимизация трудовой занятости, сокращение излишнего административно-управленческого персонала в системе государственного управления, сокращение числа административных учреждений за счет ликвидации дублирования функциональных обязанностей;
укрупнение бюджетных учреждений в сфере здравоохранения и образования, приведение в соответствие с федеральными нормативами персонала бюджетных учреждений;
перепрофилирование системы подготовки кадров в РС(Я) с подготовки работников бюджетной сферы на кадры, занятые в сфере материального производства. Набор в профессиональные образовательные учреждения должен производиться на основе долговременных прогнозов рынка труда, анализа перспектив развития отраслей народного хозяйства.
2. Повышение экономической эффективности отраслей нематериального производства, реализация рыночных реформ в социальной сфере и жилищно-коммунальном хозяйстве:
продолжение работы по приведению условий оплаты труда работников бюджетной сферы, государственных служащих в соответствие с федеральным законодательством в целях установления оптимального соотношения тарифной и надтарифной частей в структуре заработной платы;
в обеспечении государственных социальных гарантий должен быть положен принцип четкого разделения полномочий по финансированию обязательств федерального бюджета и бюджета республики. Будет проведено упорядочение социальных льгот и выплат, создана персонифицированная система получателей социальных выплат (см. 1.4.7. Формирование единой информационной базы данных о получателях социальных льгот и пособий "Адресная социальная помощь"). В перспективе планируется поэтапное внедрение системы социальных пособий взамен региональных и муниципальных социальных льгот;
расширение номенклатуры и повышение качества платных социальных услуг, в том числе за счет активизации и более эффективного использования ресурсов фондов медицинского страхования, иных фондов, проведения мер по учету внебюджетных доходов учреждений здравоохранения, образования, культуры и т.д.;
оптимизация государственного бюджетного финансирования по направлениям: печатные и электронные средства массовой информации, учреждения культуры, искусства и кинематографии, физической культуры и спорта;
финансирование научных учреждений должно осуществляться с учетом размещения государственного заказа на программные прикладные научно-исследовательские работы, будет активнее использоваться форма временных трудовых коллективов;
постепенное повышение платежей населения за жилищно-коммунальные услуги до установленных федеральных стандартов с учетом преодоления резких диспропорций в условиях оплаты для различных категорий граждан. Внедрение новых форм экономических взаимоотношений, системы лицевых счетов при оплате услуг, создание адресной системы предоставления жилищных субсидий (см. 1.4.8. Внедрение новых форм в систему бюджетного финансирования жилищно-коммунального хозяйства РС(Я);
повышение качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, сокращение неэффективных расходов в отрасли за счет ликвидации посреднических звеньев, излишнего административного персонала;
модернизация действующих основных производственных фондов предприятий ЖКХ, завершение ранее начатых инвестиционных проектов, внедрение новых, ресурсосберегающих технологий, в том числе автономных котельных, альтернативных источников энергии, современных коммуникаций на основе привлечения частных и государственных инвестиций. Реализация республиканской программы "Реформирования и развития жилищно-коммунального комплекса РС(Я) на 2002 - 2006 годы".
3. Система критериев в отношении расходования бюджетных средств:
в реализацию государственной инвестиционной политики РС(Я) будут внедрены новые приоритеты, предполагающие отказ от прямых государственных вложений в нерентабельные отрасли материального производства, ориентацию на вложения в высокорентабельные проекты, на развитие малого предпринимательства и инвестпроводящей инфраструктуры. В инвестиционной сфере будут сосредоточены усилия на создание благоприятного инвестиционного климата, привлечение стратегических внешних инвесторов, стимулирование развития регионального финансового и фондового рынка, поощрение конкуренции между инвесторами. Приоритетными должны стать проекты, предусматривающие модернизацию действующих производств и мощностей, а не строительство новых промышленных объектов. Будет разработана и утверждена методика отбора и оценки эффективности инвестиционных проектов и критериев финансирования инвестиционных проектов за счет бюджетных средств;
в области государственной финансовой поддержки реального сектора экономики, включая сельскохозяйственное производство, основным содержанием бюджетной политики является переход от безвозвратных дотаций на механизм преимущественно ссудных и кредитных отношений, в том числе за счет развития лизинговых отношений;
будут проведены мероприятия по повышению отдачи от вкладываемых государством в экономику инвестиций, кредитных ресурсов, преференций и налоговых льгот, инвентаризация ранее осуществленных возвратных вложений. На основе создания единой информационной базы, повышения эффективности бюджетного администрирования и контроля будет проведено взыскание просроченных вложений, разработаны подходы к совершенствованию системы управления данными бюджетными расходами;
учитывая исключительную важность завоза нефтепродуктов, продовольствия, продукции технического назначения и топливно-энергетических ресурсов для государственных нужд республики, необходимо продолжить формирование государственного заказа в пределах объемов, обеспечиваемых бюджетными средствами. Будут разработаны механизмы и методика финансирования и управления государственными запасами;
будет ужесточен контроль тарифной политики в отношении энергоносителей и транспортных расходов. Формирование цен на продукцию предприятий топливно-энергетического комплекса будет происходить одновременно, с учетом имеющихся взаимосвязей данных отраслей. Корректировки в тарифной политике должны вноситься до внесения проекта бюджета РС(Я) на рассмотрение Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я);
все закупки для государственных и муниципальных нужд, в том числе для реализации целевых программ должны осуществляться посредством проведения конкурсов (тендеров). Будут разработаны подходы к совершенствованию механизма тендерных процедур, налажено информационное обеспечение потенциальных участников. Будет оказана методическая помощь муниципальным образованиям в организации заказа. Для некоторых муниципальных образований будут предложены механизмы консолидации заказов;
будет разработана методика оценки эффективности и результативности бюджетных расходов, предусматривающая законодательное закрепление системы индикаторов эффективности бюджетных расходов, создание мониторинга эффективности бюджетных расходов.