Действующий

О ПРОГРАММЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2003 - 2004 ГОДЫ


1.4.7. Формирование единой информационной базы данных о получателях социальных льгот и пособий "Адресная социальная помощь"


Данное направление Программы призвано упорядочить отношения в сфере предоставления социальной помощи, оптимизировать социальные бюджетные расходы, повысить бюджетную эффективность социальной помощи населению.

По статистическим данным, в РС(Я) численность населения составляет 986,0 тыс. человек, численность льготников, по данным Министерства труда и социального развития РС(Я), - 137 024 человек (14% от общей численности). В численность льготников не включены дети-сироты, малоимущие семьи, семьи, получающие детские пособия, студенты, учащиеся, работники бюджетной сферы, которым предоставляются те или иные льготы. Ключевой социальной проблемой, оказывающей решающее воздействие на все другие показатели социального благополучия, является проблема бедности. Многие семьи с детьми, в которых родители являются безработными или длительное время не получают заработную плату, находятся за чертой бедности. Граждане, попавшие в экстремальную ситуацию (беженцы, вынужденные переселенцы, пострадавшие в результате пожаров и стихийных бедствий и т.п.), зачастую остаются не только без средств существования, но и без жилья, одежды и других предметов первой необходимости. В социальной помощи нуждаются также отдельные категории трудоспособных граждан, которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в РС(Я), а также неработающие пенсионеры, получающие минимальную пенсию. Прогнозы функционирования экономики РФ не дают оснований для уверенности в быстром улучшении социально-экономической ситуации, поэтому помимо выполнения традиционных функций, важным элементом деятельности региональных органов социальной защиты является адресная социальная поддержка населения.

Первый этап формирования единой информационной базы данных был реализован в 2001 - 2002 г.г., он финансировался за счет средств республиканского бюджета. На данном этапе были реализованы следующие программные мероприятия:

проведена частичная модернизация органов социальной защиты населения РС(Я);

в улусах и городах республики была установлена автоматизированная программа "Адресная социальная помощь", разработанная ПКТИ АСУ г. Тула, использующаяся в органах социальной защиты 55 субъектов РФ;

осуществлено первичное введение информации о получателях социальных льгот и пособий в базу данных, всего введено 10% общей численности льготников.

Для финансирования второго и третьего этапа ввиду нехватки бюджетных средств РС(Я) предполагается привлечение средств Фонда реформирования региональных финансов РФ. Основными исполнителями программных мероприятий являются Правительство РС(Я), Министерство труда и социального развития РС(Я), Министерство финансов РС(Я). Цели данного направления Программы включают:

определение комплекса мер по повышению качества жизни малоимущих семей на условиях перехода на выплату пособий вместо предоставления льгот;

направление высвобождающихся бюджетных средств на социальную помощь малоимущим группам населения.

Для достижения поставленных целей необходимо решить комплекс следующих задач:

провести комплексный анализ социально-демографической и социально-экономической ситуации в республике;

определить приоритеты социальной политики республики на долгосрочную перспективу;

внедрить новые методы прогнозирования, позволяющие получить натуральные и денежные оценки ресурсов, необходимых для оказания социальной помощи;

разработать и внедрить механизмы эффективного распределения ограниченных бюджетных средств;

обеспечить учет финансов по направлениям финансирования, разработать необходимые формы отчетности;

разработать пакет нормативно-правовых документов для оказания адресной социальной помощи;

разработать и внедрить в практику прогнозирования и управления имитационные модели для принятия решений об оптимальном распределении ресурсов в условиях ограниченных финансовых средств и при подготовке решений по изменению и дополнению существующего законодательства.

На 2 этапе в 2003 г. будут реализованы следующие программные мероприятия:

1. Дальнейшая модернизация органов социальной защиты, включая замену морально устаревшего и технически изношенного компьютерного парка и оргтехники, приобретение автотранспорта и осуществление расходов на его содержание.

2. Проведение обучения специалистов органов социальной защиты республики навыкам работы с персональным компьютером, пользованию программным комплексом, а также работе со спецоборудованием в создаваемых расчетно-кассовых центрах по обслуживанию персонифицированных пластиковых карточек.

3. Первичный ввод информации в базу данных программы о получателях социальных льгот и пособий предусматривает привлечение операторов ЭВМ со стороны, т.к. объем вводимой информации велик для ограниченного штата специалистов.

4. Создание расчетно-кассовых центров по обслуживанию персонифицированных пластиковых карточек получателей социальных льгот и пособий в РС(Я). Данный вид обслуживания вводится для централизации всей информации о получателях адресной социальной помощи, расчета и начисления положенных выплат. Для граждан отпадает необходимость сбора разного рода справок.

5. На 3 этапе в 2004 г. в республике будет завершено формирование Единой базы данных о получателях социальных льгот и пособий "Адресная социальная помощь".

В результате реализации данного направления Программы ожидается достижение следующих результатов:

усиление адресности социальной помощи населению, увеличение объема льгот в денежной форме, получаемых малоимущими группами населения;

повышение эффективности расходования бюджетных ресурсов, направляемых на социальную политику;

сокращение дотаций организациям на покрытие выпадающих доходов, связанных с предоставлением льгот различным категориям населения по оплате услуг, и перераспределение этих средств в пользу прямых трансфертов населению.