Данное направление включает следующие программные мероприятия:
1. Внедрение в бюджетный процесс системы экономического и финансового прогнозирования, разработки, реализации и оценки выполнения средне- и долгосрочной бюджетной политики. В практику бюджетного планирования будет разработан и внедрен комплекс методологических подходов, включающий методику бюджетного прогнозирования, методику оценки эффекта и потерь бюджета в результате предоставления налоговых льгот, методику оценки стоимости активов, методику оценки эффективности и результативности бюджетных расходов и другие.
2. Обеспечение долгосрочной сбалансированности бюджета. Будет проведена инвентаризация и оценка бюджетных обязательств. Необходима разработка подходов к оценке роста доходов бюджета на долгосрочную перспективу, в том числе за счет разработки методики расчета прогноза налоговых и неналоговых поступлений от бюджетообразующих предприятий республики - ЗАО АК "АЛРОСА", ГУП "Якутуголь", ННГК "Саханефтегаз". Поскольку данные предприятия ориентированы на экспорт продукции, в основу методики будет заложен анализ динамики и существующих прогнозов мировых и российских цен, отраслевые балансы производства и потребления. Будет прекращена практика принятия решений, не обеспеченных реальными источниками финансирования. Исполнение расходов, относимых к федеральным полномочиям, должно осуществляться на основе соответствующего финансового обеспечения.
3. Установление приоритетов и оптимального соотношения текущих и инвестиционных расходов, собственных и заемных средств. На основе анализа структуры и динамики бюджета РС(Я) будут разработаны стратегические приоритеты бюджетной политики РС(Я) на долгосрочную перспективу. В сфере реализации инвестиционной политики будет внедрена формализованная методика отбора и оценки эффективности инвестиционных проектов и критериев финансирования инвестиционных проектов за счет бюджетных средств.
4. Повышение обоснованности и точности бюджетного планирования:
в целях сокращения количества пересмотров параметров бюджета будет установлено предельное количество внесения возможных поправок, что повысит дисциплинированность структурных подразделений, отвечающих за правильность прогнозирования доходной базы и расчета потребностей в бюджетном финансировании по отраслям;
будет внедрен мониторинг состояния государственных и муниципальных финансов;
для обеспечения точности прогнозирования налоговых поступлений между Правительством РС(Я) и Министерством по налогам и сборам РФ будет заключено специальное соглашение об обмене информацией о налогоплательщиках;
для повышения точности показателей бюджета будет проведена инвентаризация всех федеральных, региональных и местных нормативно-правовых актов с целью составления полного перечня скрытых льгот, субсидий и дотаций, а также оценены уровень расходов на их финансирование и потери бюджета от их предоставления.
5. Консолидация внебюджетных доходов бюджетополучателей от оказания платных услуг.