Действующий

ОБ ИТОГАХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ЗА 2002 ГОД И ОСНОВНЫХ ЗАДАЧАХ НА 2003 ГОД

 
ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 января 2003 года N 28

ОБ ИТОГАХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ЗА 2002 ГОД И ОСНОВНЫХ ЗАДАЧАХ НА 2003 ГОД

Заслушав и обсудив итоги социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) за 2002 год, Правительство Республики Саха (Якутия) отмечает, что в течение 2002 года в результате согласованных действий законодательной и исполнительной ветвей власти и общества, планомерной реализации предвыборной программы Президента и Вице-президента Республики Саха (Якутия) "Будущее в наших руках", Плана действий Правительства Республики Саха (Якутия) в области социально-экономической политики на 2002-2003 годы, перспективных программ развития приоритетных отраслей производства и социальной сферы в целом сохранялась положительная динамика важнейших показателей экономики. За 2002 год валовой региональный продукт составил 101,5% в сопоставимых ценах к уровню 2001 года, производство промышленной продукции - 101,7%, потребительских товаров - 102,5%, продукции сельского хозяйства - 102,8%, розничный товарооборот - 122,8%, платных услуг населению - 109,1%.

Без учета добычи алмазов АК "АЛРОСА" рост промышленного производства составил 109,8% (против 97,3% в прошлом году) и был обеспечен предприятиями золотодобывающей (110,8%), алмазодобывающей (102,6%), нефтеперерабатывающей (111,9%), газовой (111,7%) и легкой промышленности (143,8%).

Предприятия топливно-энергетического комплекса обеспечили выполнение государственного заказа на поставку топливно - энергетических ресурсов для нужд жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы и населения. По сравнению с прошлогодним уровнем возрос объем первичной переработки нефти, включая газоконденсат, производство дизельного топлива, бензина автомобильного, углеводородных сжиженных газов.

Предприятия жилищно-коммунального хозяйства добились стабильной работы всех систем жизнеобеспечения. Ход подготовки к отопительному сезону 2002/2003 года прошел с опережением графика, весь жилищный фонд республики был обеспечен теплом к 15 сентября.

Наблюдается положительная динамика в работе транспортного комплекса. Обеспечена доставка водным и наземными видами транспорта всех предъявленных к перевозке грузов. Активизировалось строительство железной дороги Беркакит - Томмот, в 2002 году Правительством республики на эти цели было выделено 380 млн. руб. и сданы во временную эксплуатацию участок железнодорожного пути протяженностью 135 км и 50 мостов.

Доходная часть Государственного бюджета Республики Саха (Якутия) за 2002 год исполнена на 35,6 млрд. рублей (102,8% к плану), в том числе по налоговым доходам - 13,2 млрд. рублей (104,8%). Финансовая помощь из федерального бюджета составила 9,9 млрд. рублей.

Не выполнены планы поступлений средств в целевые бюджетные фонды: целевой бюджетный фонд реализации социально-экономического развития улусов алмазной провинции - 81,3%, территориальный дорожный фонд - 99% с учетом дополнительных доходов.

Расходная часть бюджета республики в 2002 году отличалась высоким удельным весом расходов, направляемых на выплату заработной платы (40% от текущих расходов против 24% в 2001 году) или по сравнению с 2001 годом объем фонда оплаты труда возрос с 6,5 млрд. рублей до 11,2 млрд. рублей. Стабильно осуществлялось финансирование жилищно-коммунального хозяйства - направлено 4,2 млрд. рублей, сельского хозяйства и рыболовства - 3,5 млрд. рублей, в том числе за счет возвратных средств 0,9 млрд. рублей, государственная поддержка закупки и доставки продукции - 5,9 млрд. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета 3,7 млрд. рублей.

В 2002 году в целях покрытия дефицита бюджета республикой впервые после дефолта 1998 года были размещены облигации государственного займа на сумму 470 млн. рублей. В текущем году планируется выпуск облигаций государственного займа на сумму до 800 млн. рублей.

Повышен рейтинг республики: международное агентство Moody's повысило кредитный рейтинг Республики Саха (Якутия) с "Са" до "Саа3" (прогноз стабильный), агентство "Эксперт РА" - рейтинг по инвестиционному потенциалу с 44 места в 1996 году до 18 в текущем году.

Опережение роста заработной платы (35,1%) над темпами инфляции (13,5%) и снижение задолженности по ее выплате (на 5,8% по сравнению с прошлым годом, в том числе в бюджетной сфере на 14%) обеспечили рост на 15,4% реальных денежных доходов населения. Рост доходов населения стимулировал рост оборота розничной торговли в сопоставимых ценах - 122,8% к уровню 2001 года. В результате реализации Республиканской целевой программы поддержки малого предпринимательства и развития занятости в Республике Саха (Якутия) на 2002-2004 годы удалось снизить уровень общей безработицы с 8,2% до 6,6%, общая численность безработных уменьшилась на 16%.

По сравнению со средними показателями по Российской Федерации в республике сложились более высокие темпы роста реальных доходов населения, среди регионов ДВФО отмечается самый высокий процент рождаемости и самый низкий уровень смертности, официальной безработицы и преступности.

В 2002 году на территории Республики Саха (Якутия) действовали 17 федеральных целевых программ и 30 республиканских целевых программ. Объем фактического финансирования по сравнению с 2001 годом федеральных целевых программ остался на уровне, республиканских целевых программ уменьшился в 2,1 раза.

В течение отчетного года были разработаны основные республиканские целевые программы, направленные на развитие отраслей народного хозяйства, в том числе по газификации населенных пунктов, социально-экономическому развитию села, реформированию жилищно-коммунального хозяйства, развитию золотодобычи и ювелирного производства, воздушного транспорта, высоких технологий в телекоммуникациях, телевидении и радиовещании, почтовой связи, малого предпринимательства.

Несмотря на сохранение положительной динамики экономического роста, продолжают усиливаться негативные тенденции развития экономики. Наблюдается снижение объемов производства в алмазогранильной (65%), лесной и деревообрабатывающей (77%), нефтедобывающей (94%) и пищевой промышленности (98,5%). Рост издержек производства, связанных с опережающим ростом инфляции к уровню динамики курса доллара, повышением заработной платы, ростом цен и тарифов на продукцию естественных монополий на внутреннем рынке, а также введение 25 главы Налогового кодекса, в соответствии с которой предприятия и организации имели возможность уменьшать налогооблагаемую прибыль на все экономически обоснованные затраты, повлияло на снижение балансовой прибыли в целом по республике (на 24,6% по сравнению с прошлым годом). Доля убыточных предприятий к общему числу предприятий выросла на 4,5%.

Необходимо отметить недостаточно организованную работу со стороны отраслевых министерств по выполнению Государственного заказа на управление социально-экономическими процессами на 2002 год, который состоял из 62 индикаторов, закрепленных за каждым министерством и ведомством. По итогам отчетного года выполнение Государственного заказа составило 43,5% (выполнено 27 индикаторов), не выполнено 35 индикаторов. Низкий процент выполнения установленных индикаторов отмечается у Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) (из 7 не выполнено 6), Министерства сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) (из 13 не выполнено 10), Министерства промышленности Республики Саха (Якутия) (из доведенных 4 индикаторов ни один не выполнен).

С доведенным Государственным заказом на 2002 год справились Министерство финансов Республики Саха (Якутия), Министерство транспорта, связи и информатизации Республики Саха (Якутия) и Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по геологии и недропользованию.

По доведенным заданиям по производству и реализации продукции на 2002 год по производству 36 видов продукции выполнено по 11 видам, или 30,5%, по реализации за пределы республики из 16 видов продукции выполнено по 9 видам, или 56,3%.

Наиболее успешно справились с заданиями г. Нерюнгри, Ленский, Жиганский и Булунский улусы. Необходимо повысить ответственность за выполнение заданий в Аллаиховском, Оленекском, Усть-Янском и Горном улусах.

Во многих улусах отмечалось свертывание производства продукции (деловой древесины, пиломатериалов, макаронных и колбасных изделий, безалкогольных напитков).

Продолжается рост дебиторской и кредиторской задолженности - на 1 декабря 2002 года размер кредиторской задолженности крупных и средних предприятий по республике составил 63,1 млрд. рублей, дебиторской - 42,6 млрд. рублей, соответственно кредиторская задолженность превысила дебиторскую на 20,5 млрд. рублей (48,1%).

Ухудшение финансового состояния предприятий, сокращение государственных капитальных вложений из-за значительного роста фонда оплаты труда обусловили снижение инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах на 16,9%.

По состоянию на 1 января 2003 года просроченная задолженность по выплате заработной платы составила 1547,5 млн. руб. и снизилась с начала года на 5,8%, по сравнению с предыдущим месяцем сокращение составило 14,2%. При этом на долю Республики Саха (Якутия) приходится 33,7% от общего объема задолженности по регионам Дальневосточного федерального округа и 4,9% (на 1 декабря) - в целом по Российской Федерации.

Прогнозный план (программа) приватизации Республики Саха (Якутия) на 2002 год был утвержден лишь в конце года. Это существенно сократило возможности его реализации, прямые доходы от приватизации в бюджет не получены. Приватизировано государственное предприятие "Якутуголь" в акционерное общество со 100% долей государства. Определена рыночная стоимость республиканских пакетов акций для их приватизации в 2003 году.

Сформирована правовая основа и организационный механизм управления государственными предприятиями. Впервые в Государственный бюджет Республики Саха (Якутия) в 2002 году поступили отчисления части чистой прибыли государственных предприятий в размере 89,5 млн. рублей. Начата работа по разграничению государственной собственности на землю и формированию перечней земельных участков, на которые у республики возникает право собственности.

В целях повышения эффективности хозяйственного комплекса, интенсивного развития транспортной и энергетической инфраструктуры, финансового оздоровления предприятий, повышения конкурентоспособности продукции, роста производительности труда, уровня жизни и занятости населения республики Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет: