Недействующий

ВОПРОСЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОД ЯКУТСК"






Приложение N 1
к постановлению Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 26 июня 2003 года N 428

КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОД ЯКУТСК" НА 2003 - 2007 ГОДЫ


В системе государственного регулирования территориального развития целевые программы рассматриваются как эффективный способ реализации региональной политики. Они отвечают принципам комплексности хозяйства, самодостаточности финансово-бюджетных ресурсов, концентрации сил и средств на достижение приоритетных целей. Особенно важно это в условиях формирования и развития системы местного самоуправления на уровне улусов и городов.

В настоящее время имеются утвержденные Правительством Республики Саха (Якутия) Программа социально-экономического развития города Нерюнгри на период до 2006 года (2002 г.) и Программа социально-экономического развития колымских улусов на 2003 - 2006 годы (2003 г.), а также разработанная Программа социально-экономического развития Алданского улуса на период до 2006 года. Следовательно, Программа социально-экономического развития муниципального образования "Город Якутск" является четвертой программой регионального развития республики. Следует также отметить, что в 1999 году Институтом региональной экономики Академии наук Республики Саха (Якутия) было выполнено исследование проблем экономики и финансов города Якутска с целью разработки мероприятий по выходу из экономического кризиса после дефолта 1998 года.

Город Якутск - столица Республики Саха (Якутия) - является крупным административным, транспортным, финансовым, научным и культурным центром республиканского и федерального значения на северо-востоке России. В городе и пригороде проживают 232,7 тыс. человек, что составляет 23,7% населения республики. В республике доля города Якутска составляет: в производстве промышленной продукции - 13,4%, строительной продукции - 43,9%, сельскохозяйственной продукции - 20,22%, в транспорте - 50,0%, связи - 47,7%, в объеме розничного товарооборота - 42,8%, в объеме платных услуг - 44,62%, в производстве потребительских товаров - 34,2% и т.д.

В целях динамичного развития экономики, социальной инфраструктуры и эффективного осуществления городом Якутском столичных функций Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 28 января 1993 года N 342 и постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) были определены основные задачи и направления работы. Начиная с 1994 года, городу Якутску ежегодно выделяются из республиканского бюджета средства на выполнение столичных функций и на массовый снос ветхого и аварийного жилого фонда. В результате, в последние годы проявилась положительная динамика в развитии городской экономики. За 1998 - 2001 годы возросло количество предприятий всех форм собственности, увеличились объемы производства продукции и услуг, а также численность занятого населения. Более динамично развивались алмазогранильное производство, промышленность строительных материалов, легкая промышленность, пищевая промышленность.

Улучшение экономической конъюнктуры положительным образом отразилось на благосостоянии населения города. Среднедушевой доход горожан за эти годы возрос в 2,8 раза и составил в 2001 году 5 989 рублей в месяц. Среднемесячная заработная плата на 1 работающего увеличилась в 2,5 раза и составила 5 627 рублей. Ежегодно около одной тысячи семей получают жилье. Согласно статистике безработица доведена до минимума - 0,1%. В результате улучшения условий жизни естественный прирост населения приблизился к 1 000 человек, а миграционный прирост превысил 1 600 человек в год.

Несмотря на положительные сдвиги в экономике города, ее общий уровень пока еще находится ниже докризисного 1998 года и тем более ниже допереходного периода 1991 года. Научный анализ показывает, что имеющийся значительный производственный потенциал города Якутска используется только на 50 - 60%. Основные причины - высокая изношенность основных фондов, низкий технологический уровень производства, слабая конкурентоспособность выпускаемой продукции, недостаточная квалификация предпринимателей, отсутствие необходимой инфраструктуры рынка и крупного капитала. Эти причины не могут быть устранены в отдельности или поочередно, так как они взаимообусловлены и взаимно связаны. Следовательно, требуется системный, комплексный подход на основе правильного выбора стратегии развития.

Для предстоящего периода до 2010 - 2015 годов Институтом региональной экономики Академии наук Республики Саха (Якутия) предложена стратегия модернизации экономики Республики Саха (Якутия). Модернизация предполагает не только обновление оборудования и технологии, но и проведение структурной перестройки экономики за счет самоликвидации бесперспективных производств и создания новых конкурентоспособных отраслей и предприятий с учетом долгосрочной динамики роста спроса на товары и услуги. Эффективное осуществление модернизации возможно путем повсеместного использования новой техники, технологии и инноваций. Нет сомнения в том, что стратегия модернизации, обновления производства подходит развитию экономики города Якутска, где около 60% предприятий являются нерентабельными в основном в силу большой изношенности производственных мощностей, ветхости зданий и сооружений.

В рамках стратегии модернизации цель социально-экономического развития муниципального образования "Город Якутск" заключается в превращении его из преимущественно потребляющей в самодостаточную территориальную подсистему экономики республики и на этой основе в существенном повышении уровня и качества жизни населения. Для ее реализации требуется решение системы задач, из которых основными являются:

развитие реального сектора экономики в составе промышленности, строительства, транспорта, электроэнергетики и формирование самодостаточной экономической базы;

наращивание собственных доходов, эффективное использование финансовых ресурсов и формирование сбалансированного местного бюджета;

расширение и повышение надежности функционирования сферы жизнеобеспечения в составе жилищно-коммунального хозяйства, систем топливно- и электроснабжения; отраслей образования, здравоохранения и культуры, торгового и транспортного обслуживания населения;

создание благоприятных условий для социально-экономического развития всех внутригородских муниципальных образований и обеспечение в них единого и согласованного социального стандарта качества жизни населения.

Важно выявить специфические особенности муниципального образования "Город Якутск", которые следует учитывать для определения приоритетных направлений развития экономики:

выполнение столичных функций, по существу, является реальным созиданием духовного и интеллектуального потенциала, играющего решающую роль в социально-экономическом развитии всей республики. Однако с точки зрения товарно-денежных отношений этот ресурс не получает адекватной оценки и количественного учета как весьма общественного, полезного результата. Поэтому финансирование из республиканского бюджета должно быть увеличено;

благоприятное экономико-географическое положение города Якутска, расположенного в центре территории республики на берегу реки Лена, на пересечении водных, автомобильных и железнодорожных путей сообщения;

территория города Якутска и пригородная зона характеризуются наличием земельных, лесных и водных ресурсов, а также огромных запасов энергетического угля;

значительными и качественными являются местные трудовые ресурсы, высокоэффективное использование которых возможно в результате более масштабного и комплексного развития городской экономики;

в городе Якутске сосредоточен значительный научный и интеллектуальный потенциал, развиты культура, здравоохранение и образование.

В Программе определены и рассмотрены три приоритетных направления социально-экономического развития города Якутска.

Во-первых, развитие реального сектора экономики, экономической базы муниципального образования в составе крупных и средних промышленных, сельскохозяйственных, строительных и транспортных предприятий, выпускающих конкурентоспособные виды продукции и услуг. Как структурные подразделения этих предприятий целесообразно расширять сеть малого и среднего предпринимательства. В первую очередь необходимо добиться вхождения всех предприятий в режим рентабельной работы. Это должно быть тактической задачей. В ближайшие годы требуется решить стратегическую задачу - создать крупные градообразующие предприятия путем кооперации существующих и строительства новых. Они могли бы стать точками роста.

В настоящее время в городе Якутске действуют 19 алмазогранильных заводов. Путем объединения нескольких из них и дальнейшего расширения можно организовать более крупный завод, который был бы способен выпускать продукцию стоимостью 150 - 200 млн. долларов США в год. С учетом транспортных и рыночных условий город имеет реальные преимущества по размещению нефтеперерабатывающего завода мощностью до 1 млн. тонн в год. Большие перспективы имеет Кангаласский угольный разрез, который ежегодно может добывать несколько миллионов тонн угля и иметь брикетную фабрику.

Одним из определяющих факторов промышленного роста столицы является строительство железной дороги Беркакит - Томмот - Якутск с мостовым переходом на левый берег реки Лены. При этом многие товаропроизводители, в том числе субъекты малого бизнеса, смогут выходить на межрегиональный и мировой рынки. В городе Якутске следует ускорить развитие инфраструктуры рынка в составе бизнес - центров, банков, страховых и финансовых компаний, гостиничных хозяйств, туристических комплексов, торговых площадок. Они определяют усиление финансовых потоков и рыночного механизма экономики. Город Якутск должен стать крупным промышленным центром и транспортным узлом.

Во-вторых, развитие сферы жизнеобеспечения в составе жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, образования, здравоохранения, культуры, бытового обслуживания, охраны окружающей среды на основе устойчивых социальных нормативов, принципов ресурсосбережения, высокой социальной эффективности. При этом осуществление городом Якутском столичных функций по жизнеобеспечению республиканских и федеральных учреждений, государственных органов власти и управления, профессионального образования, науки, культуры, здравоохранения, а также по проведению различных крупномасштабных мероприятий должно финансироваться за счет республиканского бюджета и инвестиционных программ. Всемерно развивать систему адресной социальной помощи малоимущим гражданам.

Нужно особо выделить задачу улучшения экологии города путем сооружения надежных водо- и воздухоочистительных сооружений, мусороперерабатывающего завода, благоустройства территории. Необходимо закрыть городскую свалку по Вилюйскому тракту. Мусороперерабатывающий завод нужно строить там, где не преобладает "роза ветров". Каждый житель столицы имеет право на то, чтобы его двор, район и город действительно были чистыми, благоустроенными и красивыми.

В-третьих, совершенствование территориальной организации единого муниципального образования. Экономико-географическое положение Якутска и всей долины Туймаада является весьма благоприятным для дальнейшей урбанизации, т.е. концентрации производства и населения. При размещении здесь крупных градообразующих предприятий перерабатывающей и обрабатывающей отраслей промышленности, а также транспорта Якутское муниципальное образование может иметь население до 300 - 350 тысяч человек. При этом значительное развитие получат территориально-хозяйственные образования Марха, Жатай, Кангалассы, Маган, Хатассы, Табага, имеющие единую энергетическую и транспортную систему, инфраструктуру рынка.

Основные программные мероприятия по социально-экономическому развитию МО "Город Якутск" будут осуществляться в форме целевых инвестиционных проектов, которые характеризуются следующими параметрами: