В прогнозируемом периоде сохранится тенденция роста производства продукции местных товаропроизводителей на внутренний рынок республики. В 2006 году обеспеченность потребительского рынка товарами местных производителей достигнет 18% против 16,7% в 2002 году. При этом структура производства потребительских товаров не изменится. Доля производства продовольственных товаров будет преобладающей и составит не менее 77%.
Увеличение сельскохозяйственного производства, восстановление убойных пунктов и площадок, внедрение механизированного процесса убоя и переработки скота позволят в 2004 году довести производство мяса и субпродуктов 1 категории до 2,5 тыс. тонн, что на 65,6% выше уровня 2002 года. Положительно отразятся на росте объемов производства доведение государственного заказа и дальнейшая государственная поддержка местных товаропроизводителей. В результате этого, а также увеличения товарности сельского хозяйства по молоку, в 2004 году будет произведено 30,5 тыс. тонн цельномолочной продукции или 151% к уровню 2002 года. За счет реконструкции рыбоперерабатывающих заводов и внедрения нового оборудования на 23% возрастет производство товарной пищевой рыбной продукции и составит 3,3 тыс. тонн. Расширение ассортимента и улучшение качества продукции будет способствовать приросту выпуска колбасных и кондитерских изделий на 10% и 16% соответственно.
Неконкурентоспособность отдельных видов продукции по цене и несоответствие их потребительским требованиям будут устранены, что позволит увеличить производство хлебобулочных изделий на 4%, макаронных - на 14%, водки и ликероводочных изделий - на 16%.
Рост производства продовольственного зерна, своевременный закуп сырья из-за пределов республики позволят увеличить производство муки на 47%.
Улучшение ассортимента и качества молочной продукции отразится на производстве масла животного, объемы которого будут уменьшены на 3,7%.
Реализация мероприятий Президентской программы социально-экономического развития села на 2002-2006 г.г. обеспечит рост поголовья скота и птицы, улучшение качественных показателей и увеличение закупок сельскохозяйственной продукции, позволит ежегодно наращивать объемы производства. Так, выработка мяса и субпродуктов 1 категории к концу 2006 года возрастет по сравнению с оценкой на 2003 год на 33%, колбасных изделий - на 5%, цельномолочной продукции - на 53%, масла животного - на 8%.
Совершенствование технологии производства макаронных и кондитерских изделий увеличит их выпуск соответственно на 4% и 6%.
Выделение льготных кредитных ресурсов, обеспечение предприятий местным сырьем, а также запуск Хаптагайского комбикормового завоза на полную мощность позитивно отразятся на производстве муки и комбикормов, которых в 2006 году будет произведено по сравнению с 2003 годом больше в 1,9 раза.
В результате введения в 2005 году линии по производству пива в г. Якутске его объемы в 2006 году составят 750 тыс. дол. При этом рост производства алкогольной продукции составит 14,4%.
Развитию производства непродовольственных товаров будут способствовать мероприятия по техническому перевооружению предприятий местной промышленности, проведение политики ресурсосбережения, сокращения энергоемкости, транспортных издержек, непроизводительных и нерациональных расходов и другие мероприятия республиканских целевых программ "Развитие предпринимательства и потребительского рынка непродовольственных потребительских товаров и услуг в РС(Я) на 2003-2006 г.г." и "Развитие ювелирной и камнеобрабатывающей промышленности Республики Саха (Якутия) на 2002-2006 годы".
В структуре производства непродовольственных товаров около 46% приходится на ювелирные изделия, объем производства которых в 2006 году превысит 1 млрд. рублей. На период до 2006 года развитие производства непродовольственных товаров будет осуществляться в условиях ограниченного потребительского спроса и доминирования импортных товаров на внутреннем рынке. В связи с чем основными задачами предприятий местного производства будут достижение технологической модернизации производства и минимизации затрат, повышение качества сырья и продукции, улучшение маркетинговой стратегии, повышение уровня научно-технического и кадрового обеспечения.
Разработка и внедрение в производство совместно с ОАО "Всероссийский проектно-конструкторский и технологический институт мебели" новых видов мебельной продукции, создание Республиканской испытательной лаборатории мебели и столярных изделий сократят затраты товаропроизводителей по проведению сертификации и позволят к концу 2004 года увеличить по сравнению с 2002 годом производство кресел-кроватей в 9,5 раз, диван-кроватей на 14,9%, шкафов и стульев соответственно на 2% и 5,9%.
Вовлечение местных товаропроизводителей в процесс обеспечения государственных и муниципальных нужд школьной мебелью позволит увеличить в 2004 году производство школьных парт на 18,1%, а полок для книг - в 3,8 раза.
К 2006 году в мебельной промышленности прогнозируется рост реальных объемов производства к уровню 2003 года на 24,7%. В ассортиментном разрезе произойдет изменение покупательских предпочтений в сторону функциональных малогабаритных предметов мебели с использованием разнофактурных материалов. В натуральном выражении увеличится выпуск стульев - на 12%, шкафов и диванов - на 16%, кресел-кроватей - в 4 раза и т.д.
Производство продукции легкой промышленности в 2006 году составит 288 млн. рублей с ИФО 143,5% к 2002 году, в том числе в 2004 году - 207,17 млн. рублей и ИФО 112,1%.
Производство обуви возрастет по сравнению с уровнем 2002 года на 37,4%, головных уборов - на 30%, пальто женских из натурального меха - на 7,5%. Наращиванию объемов производства будут способствовать мероприятия по техническому перевооружению предприятий местной промышленности, проведение политики ресурсосбережения, сокращения энергоемкости, транспортных издержек.
Развитие торговли и общественного питания на ближайшую перспективу будет зависеть от общеэкономической ситуации и динамики платежеспособного спроса населения.
Рост доходов населения, реструктуризация и списание задолженности предприятий государственной торговли по кредитам, предоставленным за счет средств федерального фонда государственной финансовой поддержки досрочного завоза продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности для закупки и доставки продукции (товаров), развитие факторийного обслуживания в арктических и северных улусах республики, создание условий для развития специализированной и фирменной торговли позволят довести в 2004 году оборот розничной торговли до 36 млрд. рублей с ростом в 104,3% к 2002 году в сопоставимых ценах.
Постепенно будет сокращаться доля государственной торговли и к 2006 году составит менее 15%.
Развитие инфраструктуры внутреннего потребительского рынка, увеличение объемов и расширение номенклатуры выпуска продукции и товаров, стимулирование развития местного производства продукции и товаров, повышение культуры обслуживания, совершенствование нормативно-правовой основы отношений, внедрение системы финансовых и кредитных механизмов, расширение межрегиональных связей и улучшение информационного обеспечения позволят увеличить к концу 2006 года розничный товарооборот до 41 млрд. рублей, что составит 107,2% к 2002 году в сопоставимых ценах.
Более благоприятная экономическая конъюнктура и рост реальных денежных доходов создают предпосылки для позитивной динамики изменения объема платных услуг населению, который в 2004 году достигнет 12,9 млрд. рублей с ростом в сопоставимых ценах 101,9% к 2002 году, в 2006 году - 17,8 млрд. рублей или 105,9%. Предполагается дальнейшее сближение темпов роста объема платных услуг и оборота розничной торговли. Вместе с тем, сохранится разрыв в индексе цен на товары и услуги, обусловленный существенным опережением цен на услуги по сравнению с товарами, связанный со значительной долей услуг высокомонополизированного сектора, проведением реформ в жилищно-коммунальном хозяйстве, отменой перекрестного субсидирования и льгот.
В структуре платных услуг по-прежнему доминирующая роль будет принадлежать таким видам услуг, как жилищно-коммунальные, услуги пассажирского транспорта и связи. Этому будут способствовать мероприятия программы реформирования жилищно-коммунального комплекса, Президентской программы развития высоких технологий и телекоммуникаций, увеличение использования населением услуг электронной почты, доступа к сети Интернет, подключения к пейджинговой связи.
Рост реальных денежных доходов населения положительно отразится на динамике услуг социального характера. Будет расширяться перечень и повышаться качество оказываемых услуг образования (объем оказанных услуг населению в 2006 году увеличится в 2 раза к 2002 году в действующих ценах) и медицины (в 1,8 раза). Движение "За здоровый образ жизни" будет способствовать росту услуг физической культуры и спорта (в 1,8 раза). Реализация мероприятий Республиканской целевой программы развития платных услуг окажет позитивное воздействие на рост бытовых услуг (в 1,8 раза).
Реализация мероприятий по продвижению туристического продукта, инвестиционных проектов по созданию новых туристических маршрутов в центральных и арктических регионах Якутии, реконструкции и строительству мощностей и материально-технической базы туризма, развитию транспортной инфраструктуры будет способствовать росту туристических и экскурсионных услуг, объем которых в 2004 году достигнет 62,5 млн. рублей с ростом 143% к 2002 году, в 2006 году - 85,4 млн. рублей с ростом в 2 раза.
На создание оптимальной и эффективной системы функционирования жилищно-коммунального хозяйства направлена принятая республиканская программа "Реформирование и развитие жилищно-коммунального хозяйства Республики Саха (Якутия) на 2002-2006 годы".
В рамках исполнения Программы проводится структурное преобразование отрасли. С 1 апреля 2003 года образовано единое ГУП "Жилищно-коммунальное хозяйство РС(Я)" с филиалами в улусах республики. Выведены из состава услуг непрофильные виды деятельности, такие как бани, прачечные, гостиницы, ритуальные услуги, услуги транспорта, что окажет положительное влияния на функционирование отрасли.
По оценке на 2003 год затраты предприятий жилищно-коммунального хозяйства составят 9,2 млрд. руб., доходы - 5,1 млрд. руб., сальдированный финансовый результат - убытки - 4,1 млрд. руб. С учетом средств на покрытие убытков от предоставления жилищно-коммунальных услуг, предусмотренных в бюджете Республики Саха (Якутия) в сумме 3,98 млрд. руб., непокрытый убыток прогнозируется в 344,8 млн. руб.
В перспективе ожидается постепенное снижение убытков отрасли (с учетом дотаций и субсидий): с 344,8 млн. рублей в 2004 году до 16,7 млн. рублей в 2006 году.