Действующий

О ПРОГНОЗЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2004 ГОД И НА ПЕРИОД ДО 2006 ГОДА


Алмазогранильное и ювелирное производство.


В 2003 году производство продукции алмазогранильной отрасли составит по оценке 241 млн. долл. с увеличением в долларовом выражении на 18,1%.

В 2004 году прогнозируется довести объем производства обработанных алмазов до 254 млн. долл., что превысит уровень 2003 года на 5,3%. В 2006 году объем производства составит 316 млн. долл. или 155% к 2002 году.

Прогноз основан на плановых проектировках АК "АЛРОСА", а также ОАО "Туймаада Даймонд", связанных с освоением нового направления деятельности - оптовой реализации бриллиантов и ювелирных изделий на внутреннем рынке российским ювелирным заводам и реализации сертифицированных бриллиантов населению через расширенную сеть ювелирных магазинов в республике.

Экспортно-ориентированная направленность отрасли сохранится, импортерами якутских бриллиантов остаются Израиль, США, Бельгия, Корея.

Более девяносто процентов бриллиантов, произведенных гранильными предприятиями республики, направляется на реализацию в Израиль, США, Бельгию и другие страны.

От пяти до семи процентов продукции отрасли идет на удовлетворение заявок ювелирных предприятий Российской Федерации, в том числе республиканских предприятий. Соотношение экспорта и реализации бриллиантов на внутреннем рынке сохранится.

Основным производителем бриллиантов является по-прежнему АК "АЛРОСА", доля которой составляет около половины объема производства и продолжает расти.

Главными проблемами других алмазогранильных предприятий остаются неритмичность поставок, недостаточная квалификация работников и низкая производительность труда, что повлияло на снижение их доли в отрасли и низкий уровень рентабельности обрабатываемого сырья. Финансовый кризис ОАО "Туймаада Даймонд" привел к сокращению объемов производства в 2002 году в 2,6 раза и уменьшению доли в структуре отрасли с 29% в 2001 году до 3% в 2003-2004 г.г. В составе холдинга остаются лишь 5 предприятий: ООО ПЦ "Туймаада Даймонд", гранильные заводы в Амгинском, Таттинском и Бердигестяхском улусах и г. Якутске. На стадии реорганизации находится ГУП "Покровский гранильный завод". В связи с чем встает проблема функционирования гранильных заводов в улусах. Для сохранения производства в г. Нюрба и п. Хандыга диверсифицирована деятельность и созданы с участием ГУП "КДМ РС(Я)" новые заводы, специализирующиеся на ювелирном и алмазогранильном производстве.

Перед гранильными предприятиями стоят задачи модернизации оборудования и расширения производственных площадей, полной загрузки имеющегося станочного парка предприятий, роста производительности труда, повышения коэффициента валютной эффективности, тщательного подбора и качественного обучения рабочим специальностям.

Ведущими предприятиями ювелирной отрасли останутся АК "Алданзолото", АПЮК "Золото Якутии" и ООО "Сахаювелир".

На территории 20 субъектов РФ действуют торговые точки предприятий республики. Начата реализация ювелирной продукции ООО "Сахаювелир" в г. Улан-Батор (Монголия). Ведется поиск возможностей выхода ювелирной продукции в Китай и Канаду.

В соответствии с программой "Развитие ювелирной камнеобрабатывающей промышленности РС(Я) на 2002-2006 годы" в 2003 году объем производства ювелирных изделий планировался в 1076 млн. рублей.

Вместе с тем, в 2003 году, по оценке, производство ювелирных изделий составит 620 млн. рублей. Прогнозируется произвести ювелирных изделий в 2004 году на 705 млн. рублей, в 2006 году - 1070 млн. рублей.

Для реализации намеченных программой мероприятий по развитию отрасли совместными усилиями ГУП "Комдрагметалл РС(Я)" и ОАО АПЮК "Золото Якутии" в 2002 году введены в эксплуатацию два ювелирных завода в г. Нюрба и п. Хандыга. По итогам 1 полугодия 2003 года выпущена продукция на 6,9 млн. рублей, в том числе "КДМ-Хандыга" - 5,7 млн. руб. К 2006 году планируется вывести данные заводы на проектную мощность.

Основными факторами, сдерживающими увеличение производства ювелирных изделий, являются: недостаточно эффективное использование действующих производственных мощностей, отсутствие возможностей предприятий по их наращиванию и модернизации, невысокое качество и невостребованный дизайн большинства производимых изделий, большое число конкурентов среди российских производителей.