Действующий

О ПРОГНОЗЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2004 ГОД И НА ПЕРИОД ДО 2006 ГОДА

2. Исходное состояние и условия социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на период до 2006 года


По оценке на 2003 год валовой региональный продукт составит 134,8 млрд. рублей с ростом 101,8% к 2002 году в сопоставимых ценах. На динамику основного интегрального показателя развития экономики повлияют темпы роста добавленной стоимости промышленности (100,9%), строительства (103%), сельского хозяйства (106,2%), производства услуг (102,2%), в том числе розничной торговли (105%), транспорта (103%), коммунального хозяйства (105%).

ИФО промышленного производства оценивается в 100,2% к 2002 году. Плановое сокращение добычи алмазов (98,0%) возмещается темпами добычи золота (ИФО отрасли - 103,6% к 2002 году), угля и выпуска угольного концентрата (106,6%), выработки электроэнергии (100,8%), производства деловой древесины и пиломатериалов (109,6%), бриллиантов (110,8%) и ювелирных изделий (109,1%). Нефтегазовый комплекс характеризуется низкими темпами роста: ИФО нефтедобывающей отрасли составит - 100,2%, нефтеперерабатывающей - 83%. В целом, ИФО без учета добычи алмазов не превысит 104,1%. Экспортно-ориентированный механизм экономического роста, вследствие неустойчивости конъюнктуры экспорта не может обеспечить однозначно высокие темпы роста в среднесрочной перспективе. Необходимо постепенно отходить от модели инерционного роста.

В 2003 году заметно ослабеет влияние внутренних источников роста - импортозамещения и потребительского спроса. Производство потребительских товаров оценивается в 105,3% к 2002 году, оборот розничной торговли - 102%, объем платных услуг населению - 101%. Большинство товаропроизводителей, ориентированных на внутренний рынок, оказались не готовыми воспользоваться улучшением экономической конъюнктуры, что связано с низкой конкурентоспособностью продукции и устаревшей производственно-технологической базой. В результате растущий потребительский спрос в значительной мере удовлетворяется за счет ввозимой продукции.

В 2003 году положительный сальдированный результат по экономике по крупным и средним предприятиям составит 9,4 млрд. рублей или 77% к 2002 году. Прибыль рентабельных предприятий превысит 10,8 млрд. рублей и сложится по-прежнему в основном за счет предприятий алмазодобывающей, золотодобывающей и угольной отраслей, связи и транспорта. Возрастут убытки в сельском хозяйстве. Значительно сократится убыток в жилищно-коммунальном хозяйстве. За счет привлечения предприятиями кредитов и займов, увеличения средств, выделяемых из федерального и республиканского бюджета, возрастут инвестиции в основной капитал и составят 27,7 млрд. рублей или 103,6% к 2002 году.

По оценке темпы роста реальных доходов населения в 2003 году замедлятся. Постепенно сглаживается диспропорция темпов роста заработной платы и конечных производственных результатов. Рост реальных доходов населения составит 102,6% к 2002 году, заработной платы - 100,4%. Соотношение роста среднемесячных денежных доходов и прожиточного минимума улучшится и составит 2,38 раза. Сократится уровень общей безработицы до 6,1% к экономически активному населению.

Учитывая сложившиеся тенденции развития экономики республики, в соответствии со сценарными условиями функционирования экономики Российской Федерации, определены условия социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на 2004 год и период до 2006 года.

Основные параметры прогноза социально-экономического развития РС(Я) рассчитаны в двух вариантах:

первый вариант исходит из принципа консервативно-реалистичного прогноза, включающего в себя вероятную, но относительно менее благоприятную комбинацию внешних и внутренних условий;

второй вариант - оптимистичный - исходит из благоприятных внешних и внутренних условий.

При расчетах бюджета республики на 2004 год показатели промышленного производства применяются по оптимистичному варианту.

Влияние внешних факторов на экономику республики остается значительным и сопряжено с высокой степенью неопределенности. Согласно сценарным условиям функционирования экономики Российской Федерации среднегодовые темпы роста мировой экономики составят 2,5-2,7%, а по второму варианту - 3,5-3,7%, что соответствует показателям динамики мировой экономики, прогнозируемой МВФ. В 2004-2005 г.г. рост ВВП США может составить до 3,6%, стран Европейского союза - 1,1-1,4%, Японии - не выше 1%, Китая - 7,5%.

В среднесрочной перспективе прогнозируется замедление роста реального курса рубля. В 2003 году среднегодовой обменный курс 1 доллара США оценивается в 31,1 рубля (99,2% к 2002 году). В 2004 году среднегодовой обменный курс 1 доллара США по первому варианту составит 31,9 рублей за доллар США и по второму варианту - 32,3 рублей за доллар США. В 2006 году по первому варианту среднегодовой обменный курс 1 доллара США не превысит 33,0 рублей, по второму - 34,3 рублей.

По оценке индекс потребительских цен в 2003 году составит 112,5% к 2002 году. В 2004 году ИПЦ прогнозируется на уровне 111,2% по первому варианту и 112,3% - по второму варианту. Динамика темпов инфляции имеет целевой характер и проектируется в пределах, ограниченных недопущением замедления инвестиционной активности, стагнации производства, непроизводительного использования финансовых ресурсов, снижения уровня реальных доходов населения. Прогноз на 2005 и 2006 годы рассчитан исходя из среднегодового ИПЦ соответственно 108,6% и 107,3%.

Тарифная политика в сфере регулирования естественных монополий является одним из внутренних факторов, способным повлиять на динамику цен и экономическое развитие. Уровень цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий должен, с одной стороны, стимулировать энергосбережение, способствовать развитию инфраструктурных отраслей и экономическому росту, с другой стороны, не должен приводить к резкому росту издержек потребителей и повышению инфляции на потребительском рынке. С учетом указанных ограничений, прогноз рассчитан исходя из повышения цен на газ на 2004 год на 24,9-28,7%, тепло- и электроэнергию - на 16-17%, грузовой транспорт - на 9,1-9,3%, нефть - на 6%.

Прогноз социально-экономического развития РС(Я) учитывает параметры дополнений к пятилетнему плану развития группы "АЛРОСА" (2001-2005 г.г). Принимая во внимание высокую степень неопределенности, прогнозные расчеты приведены без учета начала промышленного освоения Чаяндинского ГКМ.

Сложившиеся тенденции, анализ факторов и диспропорции социально-экономического развития определяют основные направления экономической политики Республики Саха (Якутия) на прогнозируемый период. Достижение целей повышения благосостояния населения и устойчивого экономического роста возможно при значительном повышении эффективности и конкурентоспособности Республики Саха (Якутия) в следующих направлениях:

1. Эффективность и конкурентоспособность производства. Главными структурными источниками роста становятся:

- ускоренная диверсификация экономики на основе опережающего роста перерабатывающих секторов алмазо-бриллиантового, нефтегазового и лесопромышленного комплексов, ювелирного производства и пищевой промышленности, а также сферы услуг, особенно, транспортного комплекса, туризма и жилищно-коммунального хозяйства;

- стимулирование создания новых предприятий в сфере высоких технологий и интеллектуальных услуг.

Приоритетами экономической политики Правительства РС(Я) на ближайшую перспективу должны стать:

- Повышение производительности факторов производства, в первую очередь труда, на основе улучшения качества и конкурентоспособности как экспортно-ориентированной, так и импортозамещающей продукции. В результате при проведении грамотной маркетинговой политики, расширении номенклатуры и географии экспорта увеличится экспорт товаров и услуг, должна возрасти доля потребительских товаров местного производства.

- Развитие производственной инфраструктуры на основе создания надежной и менее затратной энергетики и коммунального хозяйства, расширения газификации населенных пунктов, увеличения транспортной доступности путем строительства железной дороги Беркакит - Томмот - Якутск, магистральных автомобильных дорог Вилюй, Колыма, Амга, Кобяй, развития малой авиации; повышение эффективности институтов жилищного рынка, совершенствование системы оплаты жилья и коммунальных услуг.

- Внедрение инноваций на основе использования внутреннего научного потенциала и мировых технологий, в том числе энерго-, ресурсосберегающих технологий и материалов, нетрадиционных источников энергии, высокоэффективных технологий сельскохозяйственного производства в условиях Крайнего Севера, технологий в сфере телекоммуникационной инфраструктуры и биофармакологии. Приоритетное развитие отраслей с высокой добавленной стоимостью требует повышения роли науки, реформирование которой должно быть нацелено на усиление инновационной ориентации прикладных научных исследований и разработок, повышение их вклада в экономический рост при сохранении государственной поддержки фундаментальной науки.

Для реализации указанных приоритетов необходимым условием является создание благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата.

2. Конкурентоспособность "человеческого капитала" на основе повышения эффективности социальной политики: формирования эффективной системы образования, обеспечивающей потребности экономики в квалифицированных кадрах, способной поддерживать научный потенциал республики, создания современной системы здравоохранения, введения системы подушевого финансирования, а также модернизации системы социальной поддержки населения, обеспечения ее адресности, развития институтов, стимулирующих духовное развитие личности.

Мероприятия по повышению уровня жизни и реальных доходов населения будут направлены на:

- создание условий для формирования эффективного собственника, среднего класса, мотивации к свободному и высокопроизводительному труду у экономически активного населения, создание новых рабочих мест в приоритетных отраслях экономики;

- развитие системы социального партнерства с учетом пропорционального роста заработной платы в зависимости от роста производительности труда, снижения просроченной задолженности по оплате труда, сокращения внутриотраслевой дифференциации заработной платы;