Действующий

О ПРОГНОЗЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2004 ГОД И НА ПЕРИОД ДО 2006 ГОДА

4. Социальное развитие и уровень жизни населения


Демографическая ситуация в республике будет развиваться под влиянием сложившихся тенденций рождаемости, смертности и миграции населения.

Целью демографической политики на среднесрочную перспективу является проведение мероприятий по снижению уровня смертности населения и созданию предпосылок для стабилизации показателей рождаемости.

Среднегодовая численность постоянного населения в 2004 году составит 979,9 тыс. человек, что меньше уровня 2003 года на 0,1% (в 2003 году - 980,7 тыс. человек). Естественный прирост (4,8 тыс. человек), как и прежде, не восполнит потери населения от миграции (5,3 тыс. человек). Тем не менее, в 2004 году прогнозируется увеличение рождаемости до 14,7 на 1000 населения, показатели смертности будут постепенно уменьшаться и составят 9,7 на 1000 населения (в 2003 году - 14,5 и 9,9 соответственно). За счет дальнейшего сокращения отрицательного сальдо миграции и увеличения естественного прироста населения в 2006 году среднегодовая численность постоянного населения прогнозируется в 980,5 тыс. человек.

В соответствии с разъяснениями Госкомстата России при формировании параметров прогноза социально-экономического развития региона и территорий на 2004-2006 годы по предварительной договоренности с Минэкономразвития России и Минфином России использована оценка численности населения на 1 января 2003 года без учета итогов Всероссийской переписи населения 2002 года.

В последнее время на рынке труда республики наметились признаки стабилизации. Этому способствовала положительная динамика социально-экономического развития республики, рост спроса на рабочую силу в отдельных отраслях, сокращение миграционного оттока населения, уменьшение общей численности безработных.

Однако сохраняются условия, способствующие высокой текучести кадров - структурные преобразования в ряде отраслей, неполная занятость работников, несоответствие их профессионально-квалификационного уровня предъявляемым требованиям, задолженность работодателей по заработной плате, либерализация трудовых отношений между работодателями и работниками. Особенно это заметно на крупных и средних предприятиях, где работает 3/4 всех занятых, и которые во многом определяют основные параметры экономического развития республики.

Среднегодовая численность занятых на предприятиях и организациях в 2004 году изменится незначительно по сравнению с 2003 годом и составит 371,1 тыс. человек. Структура занятости также существенно не изменится: доля занятых в производственных отраслях составит 51,8% от общего числа занятых на предприятиях и организациях, в отраслях сферы услуг - 48,2%.

Произойдет сокращение численности работников в производственной сфере на 0,1%, что связано с динамикой производства в промышленности. В частности, из-за истощения запасов и снижения объемов добычи золота прогнозируется сокращение численности работников по отрасли "золотодобывающая промышленность" в Нерюнгринском районе.

При этом в угольной промышленности ожидается увеличение численности работников за счет открытия нового модуля на обогатительной фабрике ОАО "Якутуголь" и новой шахты на Денисовском угольном разрезе.

Численность работников сферы услуг увеличится в 2004 году на 0,1%, что связано с ростом численности по отрасли "охрана общественной безопасности". Численность работников бюджетной сферы будет сокращаться в связи с дальнейшими мероприятиями по оптимизации отраслей бюджетной сферы.

Общая численность безработных, рассчитанная по методологии МОТ, уменьшится с 33,4 тыс. человек в 2002 году до 26,6 тыс. человек в 2004 году (по оценке в 2003 году она составит 30,1 тыс. человек, или 6,1% от экономически активного населения). Уровень общей безработицы уменьшится соответственно с 6,7% до 5,4% от экономически активного населения, а в 2006 году - до 4%.

При этом в 2004 году численность зарегистрированных безработных с учетом тенденции увеличения обращаемости граждан в органы службы занятости возрастет до 7,6 тыс. человек и среднегодовой уровень официально зарегистрированной численности безработных к экономически активному населению составит 1,6% (в 2003 году - 1,4%).

Основным приоритетом политики занятости в республике на предстоящие годы является создание условий для эффективной занятости, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы, максимальное сохранение уже сформированного трудового потенциала, адаптированного к условиям Севера, его оптимальное использование и регулирование с точки зрения перспектив социально-экономического развития республики.

Экономические условия для развития занятости в республике предусматривают воздействие на ее структуру путем диверсификации производства, увеличения доли рабочих мест с современными технико-технологическими характеристиками. Требуют пристального внимания вопросы содействия трудоустройству незанятого населения, прежде всего, граждан, особо нуждающихся в социальной защите, и формирования системы профессиональной подготовки и переподготовки работников, способной в сжатые сроки перестраиваться к изменениям на рынке труда.

В этих целях намечается решение следующих задач:

создание новых рабочих мест в приоритетных отраслях экономики, содействие развитию малого предпринимательства и формированию инфраструктуры рынка товаров и услуг;

обеспечение занятости населения в сельской местности за счет организации перерабатывающих предприятий, развития кооперации, кредитования и субсидирования сельских товаропроизводителей;

расширение практики использования вахтового метода организации труда на предприятиях добывающих отраслей;

квотирование рабочих мест на предприятиях и в организациях для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих сложности при трудоустройстве;

защита республиканского рынка труда путем усиления контроля за привлечением и использованием иностранной рабочей силы сугубо на тех рабочих местах, где этого требует производственная необходимость;

увязка рынка предлагаемых образовательных услуг с потребностями республики в квалифицированных специалистах и рабочих кадрах в целях предупреждения безработицы.

Дальнейшая работа по указанным направлениям окажет позитивное воздействие на ситуацию в социально-трудовой сфере.

В 2004 году уровень среднемесячной заработной платы прогнозируется по варианту 1 в размере 10512 руб. с учетом повышения минимального размера оплаты труда с 1 октября 2003 года в 1,33 раза (с 450 до 600 руб.) и соответствующего повышения тарифных ставок (окладов) работников бюджетной сферы, а также денежного содержания и должностных окладов государственных и муниципальных служащих в 1,3 раза. По варианту 2 - в размере 10690 руб. с учетом поэтапного повышения тарифной ставки 1 разряда ЕТС согласно сценарным условиям социально-экономического развития Российской Федерации.

В результате темпы роста заработной платы работников всех предприятий и организаций республики составят 113,4% по варианту 1 и 115,3% по варианту 2, в т.ч. бюджетной сферы - 117,3% и 122,7% соответственно.

В соответствии с постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 24.10.2002 N 535 с момента повышения тарифной ставки 1 разряда ЕТС будут упорядочены условия оплаты труда работников бюджетной сферы Республики Саха (Якутия) путем отмены отдельных доплат и надбавок к заработной плате, установленные республиканским законодательством.

В целом по экономике рост среднемесячной заработной платы будет опережать рост потребительских цен, в результате уровень реальной заработной платы в 2004 году по сравнению с 2003 годом составит 102% (по первому варианту) и 102,7% (по второму варианту).

При прогнозировании среднемесячной заработной платы работников бюджетной сферы на 2005 и 2006 годы по варианту 1 учитывалось повышение тарифной ставки 1 разряда ЕТС с 1 января 2005 года до 720 руб., с 1 октября 2005 года - до 900 руб., с 1 октября 2006 года - до 1100 руб.

По варианту 2 прогноз заработной платы работников бюджетной сферы рассчитывался с учетом предложений Минтруда России о порядке индексации (повышения) оплаты труда работников организаций бюджетной сферы, предусматривающие ее повышение на 25% в 2005 году и на 22,2% в 2006 году.