ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 июля 2003 года N 474

О ПРОГНОЗЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2004 ГОД И НА ПЕРИОД ДО 2006 ГОДА

Заслушав и обсудив доклад Министерства экономического развития Республики Саха (Якутия) "О прогнозе социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на 2004 год и на период до 2006 года", Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:

1. Принять за основу для подготовки проекта республиканского бюджета Республики Саха (Якутия) на 2004 год прогноз социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на 2004 год и на период до 2006 года согласно приложению.

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Г.Ф. Алексеева.

Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия)
Е.БОРИСОВ



 ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2004 ГОД И НА ПЕРИОД ДО 2006 ГОДА



1. Введение


Прогноз социально-экономического развития РС(Я) на период до 2006 года разработан в соответствии с поручением Правительства РФ от 19 марта 2003 года N МК-П5-03133 "О разработке прогноза социально-экономического развития РФ на 2004 год и проекта Федерального закона "О федеральном бюджете на 2004 год", п. 2 постановления Правительства РС(Я) "О разработке прогноза социально-экономического развития республики на 2004-2006 годы и проекта республиканского бюджета РС(Я) на 2004 год".

Разработка прогноза велась на основе методических рекомендаций Минэкономразвития России, сценарных условий функционирования экономики РФ на период до 2006 года, основных параметров прогноза социально-экономического развития РФ на 2004 год и на период до 2006 года, принятых Правительством РФ 5 июня 2003 года N 860, с учетом текущих тенденций в экономике республики. В качестве целевых ориентиров использованы положения Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ "О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства", предвыборной программы Президента РС(Я) В.А. Штырова "Будущее в наших руках", Плана действий Правительства РС(Я) в области социальной и экономической политики на 2002-2003 г.г., целевых программ.

В работе использованы материалы Комитета госстатистики РС(Я), органов исполнительной власти, администраций муниципальных образований, предприятий и организаций республики.


Основные параметры прогноза социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2006 года


--------------------------------------T-------T-------T-----------------------T-------¬

¦          Показатели                 ¦  2002 ¦  2003 ¦        прогноз        ¦ 2006 к¦

¦                                     ¦ отчет ¦ оценка+-------T-------T-------+  2002 ¦

¦                                     ¦       ¦       ¦  2004 ¦  2005 ¦  2006 ¦       ¦

L-------------------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+--------

 Индекс потребительских цен,

 в % к пред. году                       113,5   112,5   111,2   108,6   107,3   145,8

 Среднегодовой обменный курс

 рубля за 1 доллар США                   31,35   31,1    31,9    32,7    33,0     -

 в % к пред. году                       107,5    99,2   102,6   102,5   100,9   102,7

 Валовой региональный продукт,

 в % к пред. году в сопоставимых ценах  101,1   101,8   102,5   101,9   103,5   110,0

 ИФО промышленного производства,

 в % к пред. году                       101,1   100,2   102,3   101,5   103,2   107,4

 в том числе без учета добычи алмазов,

 в % к пред. году                        98,0   104,1   104,3   107,1   107,0   124,4

 Инвестиции в основной капитал,

 в % к пред. году в сопоставимых ценах   95,0   103,6   100,0   102,9   100,1   106,7

 Реальные доходы населения,

 в % к пред. году в сопоставимых ценах  116,2   102,6   100,9   104,7   104,2   112,9



2. Исходное состояние и условия социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на период до 2006 года


По оценке на 2003 год валовой региональный продукт составит 134,8 млрд. рублей с ростом 101,8% к 2002 году в сопоставимых ценах. На динамику основного интегрального показателя развития экономики повлияют темпы роста добавленной стоимости промышленности (100,9%), строительства (103%), сельского хозяйства (106,2%), производства услуг (102,2%), в том числе розничной торговли (105%), транспорта (103%), коммунального хозяйства (105%).

ИФО промышленного производства оценивается в 100,2% к 2002 году. Плановое сокращение добычи алмазов (98,0%) возмещается темпами добычи золота (ИФО отрасли - 103,6% к 2002 году), угля и выпуска угольного концентрата (106,6%), выработки электроэнергии (100,8%), производства деловой древесины и пиломатериалов (109,6%), бриллиантов (110,8%) и ювелирных изделий (109,1%). Нефтегазовый комплекс характеризуется низкими темпами роста: ИФО нефтедобывающей отрасли составит - 100,2%, нефтеперерабатывающей - 83%. В целом, ИФО без учета добычи алмазов не превысит 104,1%. Экспортно-ориентированный механизм экономического роста, вследствие неустойчивости конъюнктуры экспорта не может обеспечить однозначно высокие темпы роста в среднесрочной перспективе. Необходимо постепенно отходить от модели инерционного роста.

В 2003 году заметно ослабеет влияние внутренних источников роста - импортозамещения и потребительского спроса. Производство потребительских товаров оценивается в 105,3% к 2002 году, оборот розничной торговли - 102%, объем платных услуг населению - 101%. Большинство товаропроизводителей, ориентированных на внутренний рынок, оказались не готовыми воспользоваться улучшением экономической конъюнктуры, что связано с низкой конкурентоспособностью продукции и устаревшей производственно-технологической базой. В результате растущий потребительский спрос в значительной мере удовлетворяется за счет ввозимой продукции.

В 2003 году положительный сальдированный результат по экономике по крупным и средним предприятиям составит 9,4 млрд. рублей или 77% к 2002 году. Прибыль рентабельных предприятий превысит 10,8 млрд. рублей и сложится по-прежнему в основном за счет предприятий алмазодобывающей, золотодобывающей и угольной отраслей, связи и транспорта. Возрастут убытки в сельском хозяйстве. Значительно сократится убыток в жилищно-коммунальном хозяйстве. За счет привлечения предприятиями кредитов и займов, увеличения средств, выделяемых из федерального и республиканского бюджета, возрастут инвестиции в основной капитал и составят 27,7 млрд. рублей или 103,6% к 2002 году.

По оценке темпы роста реальных доходов населения в 2003 году замедлятся. Постепенно сглаживается диспропорция темпов роста заработной платы и конечных производственных результатов. Рост реальных доходов населения составит 102,6% к 2002 году, заработной платы - 100,4%. Соотношение роста среднемесячных денежных доходов и прожиточного минимума улучшится и составит 2,38 раза. Сократится уровень общей безработицы до 6,1% к экономически активному населению.

Учитывая сложившиеся тенденции развития экономики республики, в соответствии со сценарными условиями функционирования экономики Российской Федерации, определены условия социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на 2004 год и период до 2006 года.

Основные параметры прогноза социально-экономического развития РС(Я) рассчитаны в двух вариантах:

первый вариант исходит из принципа консервативно-реалистичного прогноза, включающего в себя вероятную, но относительно менее благоприятную комбинацию внешних и внутренних условий;

второй вариант - оптимистичный - исходит из благоприятных внешних и внутренних условий.

При расчетах бюджета республики на 2004 год показатели промышленного производства применяются по оптимистичному варианту.

Влияние внешних факторов на экономику республики остается значительным и сопряжено с высокой степенью неопределенности. Согласно сценарным условиям функционирования экономики Российской Федерации среднегодовые темпы роста мировой экономики составят 2,5-2,7%, а по второму варианту - 3,5-3,7%, что соответствует показателям динамики мировой экономики, прогнозируемой МВФ. В 2004-2005 г.г. рост ВВП США может составить до 3,6%, стран Европейского союза - 1,1-1,4%, Японии - не выше 1%, Китая - 7,5%.

В среднесрочной перспективе прогнозируется замедление роста реального курса рубля. В 2003 году среднегодовой обменный курс 1 доллара США оценивается в 31,1 рубля (99,2% к 2002 году). В 2004 году среднегодовой обменный курс 1 доллара США по первому варианту составит 31,9 рублей за доллар США и по второму варианту - 32,3 рублей за доллар США. В 2006 году по первому варианту среднегодовой обменный курс 1 доллара США не превысит 33,0 рублей, по второму - 34,3 рублей.

По оценке индекс потребительских цен в 2003 году составит 112,5% к 2002 году. В 2004 году ИПЦ прогнозируется на уровне 111,2% по первому варианту и 112,3% - по второму варианту. Динамика темпов инфляции имеет целевой характер и проектируется в пределах, ограниченных недопущением замедления инвестиционной активности, стагнации производства, непроизводительного использования финансовых ресурсов, снижения уровня реальных доходов населения. Прогноз на 2005 и 2006 годы рассчитан исходя из среднегодового ИПЦ соответственно 108,6% и 107,3%.

Тарифная политика в сфере регулирования естественных монополий является одним из внутренних факторов, способным повлиять на динамику цен и экономическое развитие. Уровень цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий должен, с одной стороны, стимулировать энергосбережение, способствовать развитию инфраструктурных отраслей и экономическому росту, с другой стороны, не должен приводить к резкому росту издержек потребителей и повышению инфляции на потребительском рынке. С учетом указанных ограничений, прогноз рассчитан исходя из повышения цен на газ на 2004 год на 24,9-28,7%, тепло- и электроэнергию - на 16-17%, грузовой транспорт - на 9,1-9,3%, нефть - на 6%.

Прогноз социально-экономического развития РС(Я) учитывает параметры дополнений к пятилетнему плану развития группы "АЛРОСА" (2001-2005 г.г). Принимая во внимание высокую степень неопределенности, прогнозные расчеты приведены без учета начала промышленного освоения Чаяндинского ГКМ.

Сложившиеся тенденции, анализ факторов и диспропорции социально-экономического развития определяют основные направления экономической политики Республики Саха (Якутия) на прогнозируемый период. Достижение целей повышения благосостояния населения и устойчивого экономического роста возможно при значительном повышении эффективности и конкурентоспособности Республики Саха (Якутия) в следующих направлениях:

1. Эффективность и конкурентоспособность производства. Главными структурными источниками роста становятся:

- ускоренная диверсификация экономики на основе опережающего роста перерабатывающих секторов алмазо-бриллиантового, нефтегазового и лесопромышленного комплексов, ювелирного производства и пищевой промышленности, а также сферы услуг, особенно, транспортного комплекса, туризма и жилищно-коммунального хозяйства;

- стимулирование создания новых предприятий в сфере высоких технологий и интеллектуальных услуг.

Приоритетами экономической политики Правительства РС(Я) на ближайшую перспективу должны стать:

- Повышение производительности факторов производства, в первую очередь труда, на основе улучшения качества и конкурентоспособности как экспортно-ориентированной, так и импортозамещающей продукции. В результате при проведении грамотной маркетинговой политики, расширении номенклатуры и географии экспорта увеличится экспорт товаров и услуг, должна возрасти доля потребительских товаров местного производства.

- Развитие производственной инфраструктуры на основе создания надежной и менее затратной энергетики и коммунального хозяйства, расширения газификации населенных пунктов, увеличения транспортной доступности путем строительства железной дороги Беркакит - Томмот - Якутск, магистральных автомобильных дорог Вилюй, Колыма, Амга, Кобяй, развития малой авиации; повышение эффективности институтов жилищного рынка, совершенствование системы оплаты жилья и коммунальных услуг.

- Внедрение инноваций на основе использования внутреннего научного потенциала и мировых технологий, в том числе энерго-, ресурсосберегающих технологий и материалов, нетрадиционных источников энергии, высокоэффективных технологий сельскохозяйственного производства в условиях Крайнего Севера, технологий в сфере телекоммуникационной инфраструктуры и биофармакологии. Приоритетное развитие отраслей с высокой добавленной стоимостью требует повышения роли науки, реформирование которой должно быть нацелено на усиление инновационной ориентации прикладных научных исследований и разработок, повышение их вклада в экономический рост при сохранении государственной поддержки фундаментальной науки.

Для реализации указанных приоритетов необходимым условием является создание благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата.

2. Конкурентоспособность "человеческого капитала" на основе повышения эффективности социальной политики: формирования эффективной системы образования, обеспечивающей потребности экономики в квалифицированных кадрах, способной поддерживать научный потенциал республики, создания современной системы здравоохранения, введения системы подушевого финансирования, а также модернизации системы социальной поддержки населения, обеспечения ее адресности, развития институтов, стимулирующих духовное развитие личности.

Мероприятия по повышению уровня жизни и реальных доходов населения будут направлены на:

- создание условий для формирования эффективного собственника, среднего класса, мотивации к свободному и высокопроизводительному труду у экономически активного населения, создание новых рабочих мест в приоритетных отраслях экономики;

- развитие системы социального партнерства с учетом пропорционального роста заработной платы в зависимости от роста производительности труда, снижения просроченной задолженности по оплате труда, сокращения внутриотраслевой дифференциации заработной платы;

- увеличение доходов сельского населения, которому будут способствовать формирование оптимальной схемы сельскохозяйственного и технологического управления АПК, совершенствование государственной поддержки села путем реализации проектов производственного, инфраструктурного и социального назначения, улучшения системы дотирования и кредитования сельхозтоваропроизводителей;

- снижение уровня бедности на основе изменения принципов социальной защиты, развития предпринимательства и создания новых рабочих мест, защиты интересов пенсионеров-северян, развития системы дополнительного пенсионного обеспечения через негосударственные пенсионные фонды. Полномасштабный переход к адресным механизмам социальной поддержки является рецептом радикального снижения показателей бедности в ближайшие годы.

3. Эффективность государственного управления на основе:

- четкого разграничения полномочий и функций управления между органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с повышением персональной ответственности органов власти;

- совершенствования механизмов государственного регулирования путем внедрения индикативного планирования, регламентации управления государственным сектором экономики, в том числе активизации работы балансовых комиссий, постепенного сокращения избыточной части государственного сектора, расширения форм управления государственным имуществом;

- усиления программно-целевого метода управления, направленного на упорядочение и концентрацию ресурсов на реализацию принятых целевых программ;

- формирования сбалансированного и прозрачного для общественности консолидированного бюджета с использованием программно-целевых принципов, соблюдением соответствия бюджетных расходов четким критериям эффективности, проведением государственных закупок на конкурсной основе;

- полного решения проблемы с избыточными административными барьерами, что должно привести к росту добавленной стоимости и инвестиций в частном секторе.

4. Социальное развитие и уровень жизни населения


Демографическая ситуация в республике будет развиваться под влиянием сложившихся тенденций рождаемости, смертности и миграции населения.

Целью демографической политики на среднесрочную перспективу является проведение мероприятий по снижению уровня смертности населения и созданию предпосылок для стабилизации показателей рождаемости.

Среднегодовая численность постоянного населения в 2004 году составит 979,9 тыс. человек, что меньше уровня 2003 года на 0,1% (в 2003 году - 980,7 тыс. человек). Естественный прирост (4,8 тыс. человек), как и прежде, не восполнит потери населения от миграции (5,3 тыс. человек). Тем не менее, в 2004 году прогнозируется увеличение рождаемости до 14,7 на 1000 населения, показатели смертности будут постепенно уменьшаться и составят 9,7 на 1000 населения (в 2003 году - 14,5 и 9,9 соответственно). За счет дальнейшего сокращения отрицательного сальдо миграции и увеличения естественного прироста населения в 2006 году среднегодовая численность постоянного населения прогнозируется в 980,5 тыс. человек.

В соответствии с разъяснениями Госкомстата России при формировании параметров прогноза социально-экономического развития региона и территорий на 2004-2006 годы по предварительной договоренности с Минэкономразвития России и Минфином России использована оценка численности населения на 1 января 2003 года без учета итогов Всероссийской переписи населения 2002 года.

В последнее время на рынке труда республики наметились признаки стабилизации. Этому способствовала положительная динамика социально-экономического развития республики, рост спроса на рабочую силу в отдельных отраслях, сокращение миграционного оттока населения, уменьшение общей численности безработных.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»