ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 марта 2004 года N 88
ОБ ИТОГАХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ЗА 2003 ГОД И ОСНОВНЫХ ЗАДАЧАХ НА 2004 ГОД
(в редакции постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 10.06.2004 N 279)
Рассмотрев и обсудив итоги социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) за 2003 год, Правительство Республики Саха (Якутия) отмечает, что в результате планомерной реализации Предвыборной программы Президента Республики Саха (Якутия) В.А. Штырова достигнута положительная динамика важнейших показателей экономики. В 2003 году темп роста валового регионального продукта составил 102,7% в сопоставимых ценах к уровню 2002 года, производства промышленной продукции - 101,6% (в том числе без учета добычи алмазов АК "АЛРОСА" - 106,7%), инвестиций в основной капитал - 110,5%, продукции сельского хозяйства - 101,9%, розничного товарооборота - 125,1%, платных услуг населению - 113,1%.
2003 год стал отправным для реализации 29 целевых программ по основным направлениям развития республики, в том числе 11 программ со статусом президентских. Произошли значимые события, дающие импульс для дальнейшего экономического роста: введен в эксплуатацию крупнейший в мировой алмазодобывающей промышленности Нюрбинский горно-обогатительный комбинат, завершено строительство и пущен газ по подводному переходу через реку Лена уникального газопровода "Хатассы - Павловск", осуществлен пуск Нежданинского ГОКа, открыт современный завод по лесопереработке ОАО "Алданзолотолес". С определением недропользователя Талаканского месторождения начинается широкомасштабное развитие нефтяной промышленности.
Особое значение придается Президентской программе социально-экономического развития села, реализация которой уверенно набирает темпы. Республика Саха (Якутия) продолжает занимать лидирующее положение по объемам валовой сельскохозяйственной продукции в Дальневосточном федеральном округе. Совершенствуется система закупок, заготовок и переработки сельскохозяйственного сырья. Созданы первые пять машинно-технологических станций. В целях социальной защиты сельских жителей заложены основы для внедрения негосударственного пенсионного обеспечения селян. Началась газификация и водоснабжение заречной группы улусов.
Утвержден топливно-энергетический баланс Республики Саха (Якутия) до 2006 года, который выявил диспропорции между спросом и предложением на энергоресурсы от добычи до их потребления. Начато внедрение принципов энергоресурсосбережения. Предстоит дальнейшая работа по оптимизации топливно-энергетического баланса в разрезе отраслей, улусов (городов) и отдельных предприятий.
Высокими темпами велось строительство железной и магистральных автомобильных дорог, оказывалась государственная поддержка развитию воздушного и речного транспорта. Закуплено оборудование для введения республиканского 6-часового телевещания на всей территории республики. Если в 2002 году охват составлял 79,7%, в 2003 году - 82%, то в 2004 году охват составит 100%.
В сложнейших условиях навигации 2003 года успешно завершены завоз грузов и подготовка к зиме.
В целях обеспечения устойчивой работы жилищно-коммунального комплекса и повышения качества обслуживания и ремонта жилищного фонда реализуется программа реформирования и развития жилищно-коммунального комплекса республики. В результате выполнения мероприятий программы, обеспеченных необходимым финансированием, улучшения системы управления в отрасли путем создания государственного предприятия с 31 филиалами в улусах, значительно снизились убытки отрасли, поэтапно сокращается задолженность по заработной плате.
Наметилась тенденция к снижению долгов. Доля просроченной кредиторской задолженности в общей сумме задолженности снизилась с 40,5% в прошлом году до 33,7%, просроченной дебиторской задолженности - с 39,8% до 37%.
Начата работа по инвентаризации бюджетных расходов и повышению эффективности использования бюджетных средств. Комиссией по инвентаризации расходов Государственного бюджета Республики Саха (Якутия) проведена ревизия Сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств республиканского бюджета. Рассмотрено более 30 предложений, в стадии рассмотрения находятся более 20 нормативных документов.
Развитие производства обеспечивает базу, прежде всего, для повышения благосостояния граждан республики. Планомерно увеличивается заработная плата, реализация перспективных отраслевых программ позволила создать более 4 тысяч новых рабочих мест. В результате численность официально зарегистрированных безработных по сравнению с началом года снизилась на 2,6%.
В 2003 году для решения одной из острых проблем социально-экономического развития была создана Комиссия по контролю за проведением мероприятий по сокращению задолженности по выплате заработной платы работникам предприятий и организаций республики. В результате за год, несмотря на увеличение заработной платы, просроченная задолженность сокращена на 630 млн. рублей или на 41%.
Экономический рост дал новый импульс для развития социальной сферы республики. В 2003 году введены в строй 15 новых школ и 4 объекта здравоохранения, социально-культурные учреждения. Среди них такие уникальные, как больничные комплексы в селах Бердигестях и Чурапча, Национальная библиотека им. А.С. Пушкина, культурно-спортивный комплекс в п. Хандыга, Дом народов Севера. Введено 252,9 тыс. кв. м. жилья, что составляет треть всего введенного жилья Дальневосточного федерального округа.
2003 год был объявлен годом Платона Ойунского в честь 110-летия со дня рождения выдающегося государственного деятеля, одного из основоположников якутской литературы. Юбилейные мероприятия послужили поводом для глубокого осмысления духовного наследия, воспитания уважительного отношения к нашей истории, традициям и обычаям, накопленным народами Якутии.
Важнейшим событием в спортивной жизни республики стали III Спортивные игры народов Якутии, проведенные на высоком техническом и организационном уровне. Ведется активная подготовка к III Международным спортивным играм "Дети Азии", которые состоятся с 23 по 30 июля 2004 года.
В то же время, несмотря на сохранение положительной динамики экономического роста, медленными темпами осуществляется сокращение числа убыточных предприятий, особенно в государственном секторе экономики, а также приватизация государственных предприятий. На 8% к уровню прошлого года возросли убытки предприятий. Все еще сохраняется задолженность по выплате заработной платы работникам. Не достигнут качественный рост производства потребительских товаров, при этом не выполнены задания и снижены объемы к уровню прошлого года по производству макаронных, хлебобулочных и винно-водочных изделий, муки, обуви. Основными причинами невыполнения плановых заданий являются высокая себестоимость, низкая конкурентоспособность продукции в сравнении с завозимой, отсутствие оборотных средств на закуп сырья и транспортировку.
Повышение рентабельности предприятий происходит медленными темпами. Из общего круга крупных и средних предприятий 53,3% являются убыточными - это один из наиболее высоких показателей среди регионов Дальневосточного федерального округа. За январь-декабрь 2003 года сальдированный финансовый результат крупных и средних предприятий всех отраслей экономики составил 16,3 млрд. рублей, или 128% к объему прибыли за соответствующий период прошлого года. Весь прирост прибыли получен за счет предприятий алмазодобывающей промышленности, без их учета сальдированный финансовый результат сложился отрицательным в сумме 445 млн. рублей.
Возросли убытки в газовой промышленности (на 233 млн. рублей), в пищевой промышленности (на 37 млн. рублей), на транспорте (на 64,5 млн. рублей). Ухудшились финансовые показатели предприятий нефтедобывающей промышленности и розничной торговли.
Наибольший разрыв между кредиторской и дебиторской задолженностями, характеризующий низкую ликвидность предприятий, наблюдается на предприятиях газовой промышленности (2,4 раза), цементной промышленности (2,7 раза), сельского хозяйства (2,3 раза), добычи алмазов (2,3 раза) и пищевкусовой промышленности (на 86,6%).
В целях усиления контроля за деятельностью предприятий и принятия мер по их финансовому оздоровлению во всех министерствах и ведомствах созданы и действуют балансовые комиссии. Наиболее активно работа с подведомственными предприятиями проводилась в Министерстве транспорта, связи и информатизации Республики Саха (Якутия), Министерстве промышленности Республики Саха (Якутия), Министерстве строительства и промышленности строительных материалов Республики Саха (Якутия), Государственном комитете Республики Саха (Якутия) по геологии и недропользованию, Государственном комитете Республики Саха (Якутия) по торговле и материально-техническим ресурсам. Однако все еще недостаточно эффективной остается работа некоторых балансовых комиссий.
Установленные в целях увеличения и обеспечения контроля за объемами производства задания на 2003 год по производству продукции выполнены по 16 видам или на 44%, по реализации за пределы республики - по 8 видам или на 47%. Особенно низок уровень выполнения заданий по производству продовольственных потребительских товаров, выходному поголовью скота и птицы, мазута, дизельного топлива, обуви, муки и макаронных изделий.
Наиболее высокий процент выполнения заданий отмечается в Жиганском, Кобяйском, Хангаласском, Оймяконском улусах и г. Нерюнгри. Не справились с установленными заданиями в Алданском, Усть-Майском, Аллаиховском и Абыйском улусах. При этом администрацией МО "Город Якутск" не налажен контроль за выполнением установленных заданий (выполнено 31,8%).
В отдельных улусах отмечено свертывание производства продукции: деловой древесины (в г. Якутске, Верхоянском, Усть - Майском, Чурапчинском улусах), пиломатериалов (в г. Якутске и Чурапчинском улусе), макаронных изделий (в г. Якутске, Амгинском, Верхневилюйском и Таттинском улусах), водки и ликероводочных изделий (в г. Якутске, Алданском, Нижнеколымском улусах), колбасных изделий (в Аллаиховском, Верхневилюйском, Намском, Среднеколымском, Усть-Янском и Хангаласском улусах).
В целях закрепления экономического роста, повышения эффективности хозяйственного комплекса, интенсивного развития транспортной и энергетической инфраструктуры, роста производительности труда и обеспечения на их основе повышения уровня жизни и занятости населения республики Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:
1. Считать основными задачами органов государственной власти, органов местного самоуправления, трудовых коллективов, предпринимателей, общественных организаций и населения республики в 2004 году: