Действующий

О ПРОГНОЗЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2005 ГОД И НА ПЕРИОД ДО 2007 ГОДА


Внутренний рынок


Реальный рост денежных доходов населения, развитие факторийного обслуживания в арктических и северных улусах республики и создание условий для расширения специализированной и фирменной торговли позволят увеличить оборот розничной торговли в 2005 году до 49,4 млрд. рублей с реальным ростом на 2,1% к 2004 году. В период до 2007 года резких изменений в макроструктуре оборота розничной торговли не ожидается, удельный вес продовольственных товаров сохранится на уровне 65%. Предполагается дальнейшее усиление позиций организованного рынка (торгующих организаций), доля которого в обороте розничной торговли составит около 70%.

Прогнозируется сокращение государственной торговли, удельный вес которой в 2007 году составит менее 14%.

В 2007 году оборот розничной торговли достигнет 59,2 млрд. рублей при реальном росте 111,8% к 2003 году.

Государственная поддержка и стимулирование развития местного производства продукции и товаров позволят довести в 2005 году объемы производства и поставки на потребительский рынок республики товаров местных производителей до 7,2 млрд. рублей, при реальном росте 102,8% к 2004 году, в том числе продовольственных товаров 5,6 млрд. рублей и непродовольственных товаров 1,6 млрд. рублей. При этом структура производства потребительских товаров значительно не изменится.

Совершенствование технологического процесса производства, расширение ассортимента и улучшение потребительского качества продукции положительно отразятся на спросе на продукцию местного производства.

В 2007 году производство потребительских товаров составит 8,5 млрд. рублей с реальным ростом 115,5% к 2003 году.

Улучшение дизайна упаковки, проведение рекламных акций и расширение сети фирменной торговли, увеличение сроков хранения продукции будут способствовать росту объемов производства продовольственных товаров. Продолжение практики размещения государственного (муниципального) заказа и государственной поддержки местных товаропроизводителей позитивно отразятся на финансовом состоянии предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности.

Росту производства будет способствовать реконструкция перерабатывающих предприятий и введение новых мощностей.

Увеличение объемов производства макаронных изделий до 156,4% в 2007 году ожидается за счет планируемого ввода в 2004 году итальянского оборудования по производству макаронных изделий на ГУП "Хлебокомбинат".

В 2005 году незначительно увеличатся объемы производства мяса и субпродуктов 1 категории (102,3% к 2004 году), колбасных изделий (103,3%), мясных полуфабрикатов (104,8%). За счет введения новых убойных механизированных пунктов, расширения ассортимента вырабатываемой продукции рост производства данных видов продукции в 2007 году составит соответственно 105,8%, 103,4% и 120,3% к 2004 году.

Планируется наращивание объемов производства пива за счет введенной в 2003 году линии ООО "Авэкс" (г. Якутск). Выпуск продукции в 2005 году увеличится до 105,6%, в 2007 году - в 3,7 раза к 2004 году.

В производстве ликероводочной продукции существенных изменений в 2005 году не произойдет. Незначительный прирост связан с прекращением производства на двух предприятиях (ОАО ТД НАК "Саха-Ас", ОАО "Алданасчыта), которые из-за отсутствия оборотных средств имеют большую задолженность по налогам, что привело к изъятию лицензии, и не имеют возможности закупить сырье.

Вместе с тем, разработанный план мероприятий по увеличению объемов реализации алкогольной продукции за счет роста поставок в оптовую и розничную сеть, совершенствование системы налогообложения алкогольной продукции создадут предпосылки к наращиванию объемов производства. В результате к 2007 году выпуск ликероводочной продукции возрастет на 20,4% и составит 345,3 тыс. дал.

Рост поголовья скота и птицы, улучшение качественных показателей и увеличение закупок сельскохозяйственной продукции позволят значительно увеличить объемы производства продовольственных товаров в 2007 году по сравнению с 2004 годом по цельномолочной продукции - на 6,6%, маслу животному - на 6,7%, мясу и колбасным изделиям - соответственно на 5,8% и 3,4%.

В 2005 году будет отмечен рост производства минеральной воды (105,5%) и безалкогольной продукции (105,1%), выпуск которой к 2007 году не изменится.

В структуре производства непродовольственных товаров около 48% будет приходиться на ювелирные изделия, объем выпуска которых к 2007 году составит около 1 млрд. рублей.

За счет увеличения ассортимента выпуска товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения (мебель, изделия художественных промыслов и иных видов продукции) будет обеспечен рост производства непродовольственных потребительских товаров. Развитию производства непродовольственных товаров будут способствовать мероприятия по техническому перевооружению предприятий местной промышленности, проведение политики ресурсосбережения, сокращения энергоемкости, непроизводительных и нерациональных расходов согласно целевым программам "Развитие предпринимательства и потребительского рынка непродовольственных потребительских товаров и услуг в Республике Саха (Якутия) на 2003-3006 годы" и "Развитие ювелирной и камнеобрабатывающей промышленности Республики Саха (Якутия) на 2002-2006 годы".

Более эффективному использованию производственных мощностей, увеличению объемов производства и обеспечению сбыта будет содействовать размещение государственного (муниципального) заказа на продовольствие, мягкий инвентарь, мебель и товары культурно-бытового назначения для нужд бюджетной сферы.

Вместе с тем, в среднесрочной перспективе на внутреннем рынке сохранится доминирующее положение импортных товаров, что обуславливает необходимость дальнейшей модернизации производства и минимизации затрат, улучшение маркетинговой стратегии и повышение уровня кадрового обеспечения.

Основными задачами развития внутреннего рынка до 2007 года являются: расширение рынка сбыта продукции местной промышленности и обеспечение проектной мощности предприятий за счет совершенствования технологий производства и внедрения новых видов продукции.

Развитие сферы платных услуг остается одним из перспективных направлений развития экономики. В 2005 году объем оказания платных услуг составит 17,2 млрд. рублей с реальным ростом 100,1% к 2004 году.

К 2007 году более благоприятная экономическая конъюнктура и рост реальных денежных доходов изменят структуру и объем услуг, который достигнет 21,6 млрд. рублей с ростом в сопоставимых ценах 105,1% к 2004 году. При этом опережающими темпами будут расти объем платных услуг, оказываемых физическими лицами.

В структуре услуг сохранится доминирующее положение транспортных (36%), жилищно-коммунальных (20,8%) услуг и услуг связи (15,3%). Этому будут способствовать мероприятия Программы реформирования жилищно-коммунального комплекса, Президентской программы развития высоких технологий и телекоммуникаций, дальнейшее увеличение пользования населением услугами электронной почты, доступа к сети Интернет, подключения к пейджинговой связи.

В республике наблюдается оживление на рынке бытовых услуг, что обусловлено повышением уровня и качества жизни населения. В 2007 году будет оказано бытовых услуг на 1,8 млрд. рублей с ростом в сопоставимых ценах к 2004 году на 26%.

Рост объемов бытовых услуг намечается за счет создания мини- и цифровых фотолабораторий, открытия дополнительных парикмахерских, а также роста спроса населения на такие услуги, как пошив и ремонт одежды, услуги проката, химчистки, ремонта и строительства жилья, ремонта и техобслуживания автотранспортных средств.

Спрос населения на медицинские, ветеринарные услуги, услуги правового характера и системы образования значительно не изменится. Между тем, данные виды услуг обладают реальным потенциалом роста за счет повышения сервиса и качества оказываемых услуг.

На рынке туристических услуг сохранится отрицательный баланс между въездным и выездным туризмом.

Значительная часть транспортной составляющей и высокие внутренние цены на услуги снижают конкурентоспособность туристических предложений, в связи с чем сохранится напряженность в развитии въездного туризма из-за ограниченности размещения в гостиницах и туристических базах, отсутствия транспортного обеспечения и дорожного сервиса, особенно в арктических и северных улусах республики.