Действующий

О ПРОГНОЗЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2005 ГОД И НА ПЕРИОД ДО 2007 ГОДА


Социальное развитие и уровень жизни населения


Демографическая ситуация в республике будет развиваться под влиянием сложившихся тенденций рождаемости, смертности и миграции населения. Целью демографической политики на среднесрочную перспективу является проведение мероприятий по снижению уровня смертности населения и созданию предпосылок для стабилизации показателей рождаемости. В результате среднегодовая численность населения в 2005 году составит 950,1 тыс. человек и в 2007 году 952,6 тыс. человек, что выше уровня 2004 года на 0,1% и 0,3% соответственно. При этом коэффициент рождаемости в 2007 году составит 15,7 промилле и смертности - 10,4 промилле.

Сохраняющиеся тенденции в демографической ситуации и миграционных процессах обусловят стабилизацию численности населения, в том числе ее экономически активной части. В 2007 году численность занятых в экономике по сравнению с 2004 годом увеличится на 0,8% и составит 477 тыс. человек, из них численность работников предприятий и организаций - 381,1 тыс. человек. При этом доля занятых в производственных отраслях от общего числа занятых на предприятиях и организациях практически не изменится и в 2007 году составит 51%.

Высвобождение работников в результате реструктуризации предприятий и оптимизации их численности (в электроэнергетике, алмазодобывающей отрасли, на транспорте и др.) будут компенсироваться за счет ввода новых рабочих мест, прежде всего в приоритетных отраслях экономики и малом предпринимательстве.

Намечаемое в 2007 году увеличение численности произойдет в промышленности в результате увеличения объемов производства в нефтедобывающей промышленности и открытия новых шахт в угольной промышленности; в сельском хозяйстве за счет организации машинно-технических станций; в образовании - за счет увеличения численности учащихся.

Общая численность безработных уменьшится с 38,8 тыс. человек в 2004 году до 35 тыс. человек в 2007 году и составит 6,8% от экономически активного населения. При этом численность зарегистрированных безработных возрастет до 9 тыс. человек и уровень официальной безработицы составит 1,8% (в 2004 году - 1,4%). Такая ситуация обусловлена возросшей активностью граждан на рынке труда, совершенствованием информационной деятельности органов службы занятости, улучшением работы по учету граждан, незанятых трудовой деятельностью, повышением размера минимального пособия оп безработице.

Государственная политика занятости в предстоящие годы будет направлена на обеспечение устойчивости рынка труда, развитие эффективной занятости населения, создание предпосылок для снижения безработицы и обеспечение социальной поддержки безработных граждан.

Прогноз заработной платы работников предприятий и организаций республики рассчитывался с учетом увеличения минимального размера оплаты труда и ставки 1 разряда ЕТС с 600 руб. до 720 руб. в 2005 году, до 900 руб. в 2006 году, до 1100 руб. в 2007 году. В прогнозе не учитывалось предполагаемое реформирование системы оплаты труда работников организаций бюджетной сферы и переход от Единой тарифной сетки к отраслевым системам оплаты труда. Но при этом учтена отмена отдельных доплат и надбавок к заработной плате работников образования, установленных Законом РС(Я) "Об учителе".

В связи с намечаемым снижением с 1 января 2005 года эффективной ставки единого социального налога, в 2005 году средства будут направлены на погашение имеющейся просроченной задолженности по выплате заработной платы, улучшение финансового состояния предприятий, а также созданы дополнительные стимулы для легализации выплат работникам. Кроме того, предстоит работа по сокращению кредиторской задолженности по заработной плате.

В результате среднемесячная заработная плата одного работника в 2005 году составит по первому варианту 12402 руб. и по второму варианту 12443 рублей, в 2007 году - 15130 и 15473 рублей соответственно. Реальный уровень заработной платы составит в 2005 году по отношению к предыдущему году - 103,3%, в 2007 году - 103,4%.

Фонд оплаты труда работников предприятий и организаций в 2005 году оценивается по первому варианту в размере 56467 млн. рублей и по второму варианту 56648 млн. рублей, в 2007 году - 69190 млн. рублей и 70756 млн. рублей соответственно.

В 2007 году прогнозируется сокращение межотраслевой дифференциации заработной платы. Если в 2004 году уровень заработной платы работников отраслей сферы услуг оценивается в 80% от среднереспубликанского уровня, то в 2005 году данный показатель составит 82,7%, в 2007 году - 87,5%.

Основными задачами в области труда и его оплаты являются:

дальнейшее совершенствование трудового законодательства в целях формирования равноправных экономических отношений между работодателями и наемными работниками, эффективному функционированию рынка труда;

повышение покупательной способности заработной платы на основе опережающего ее роста по сравнению с ростом потребительских цен, а также на основе увеличения производительности труда;

развитие реальных механизмов и процедур социального партнерства, разрешения трудовых споров, повышение роли индивидуальных и коллективных договоров в регулировании вопросов оплаты и условий труда.

Повышение минимального размера оплаты труда и соответствующее повышение тарифных ставок (окладов) работников бюджетной сферы отразится на уровне реальных располагаемых среднедушевых денежных доходах населения, которые в 2005 году составят 104,5%, в 2007 году - 105%. Рост реальных денежных доходов населения будет подкреплен мероприятиями по поддержке экономики домашнего хозяйства и предпринимательской деятельности. При этом соотношение денежных доходов и среднедушевого прожиточного минимума будет увеличиваться и в 2007 году составит 2,8 раза против 2,5 в 2004 году.

Основной задачей пенсионного обеспечения является достижение опережающего роста пенсий по сравнению с потребительскими ценами. Поставлена задача повышения соотношения среднего размера пенсии с величиной прожиточного минимума пенсионера, которое на 1 января 2004 года составило 86,2% при среднероссийском уровне 107,8%, путем восстановления пенсионных прав граждан, проживающих в районах Крайнего Севера, а также обеспечения дополнительных пенсионных выплат и льгот в размерах, установленных как республиканским, так и федеральным законодательством, и развития накопительной пенсионной системы. В соответствии с федеральным законодательством обязательства государства в отношении пенсионеров будут реализоваться в постепенном повышении среднего размера пенсии до величины прожиточного минимума пенсионера.

В области социальной поддержки населения - реализация полномочий, финансовое обеспечение которых производится из средств государственного бюджета РС(Я); усиление адресности мер социальной поддержки населения, предусмотренных законодательством республики для отдельных категорий граждан.

Охрана и улучшение состояния здоровья населения является одним из приоритетных направлений государственной политики. В этих целях необходимо развивать следующие основные направления:

усиление первичного звена и приведение сети учреждений здравоохранения в соответствие с потребностью населения в медицинской помощи;

создание межулусных специализированных отделений в лечебных учреждениях;

активизация процесса переноса объемов помощи из дорогостоящего стационарного звена в амбулаторное;

развитие института врача общей (семейной) практики.

Совершенствование госпитального звена будет направлено на повышение качества медицинской помощи за счет:

более эффективного использования коечного фонда, рационализации расходования средств на приобретение медикаментов, медицинского оборудования, на освоение новых технологий;

внедрения в практическое здравоохранение современных медицинских технологий, повышающих качество и эффективность лечебного процесса;

улучшения обеспечения современными лекарственными средствами путем разработки и внедрения больничных лекарственных формуляров.

Основными целями в области образования остаются обеспечение государственных гарантий доступности общего среднего образования и равных возможностей его получения, дальнейшее повышение качества образования, воспитание членов общества, конкурентоспособных на рынке труда. Для достижения данных целей необходимо: