Действующий

О ПРОГНОЗЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2005 ГОД И НА ПЕРИОД ДО 2007 ГОДА


Эффективность и конкурентоспособность производства

Приоритетами экономической политики Правительства Республики Саха (Якутия) на ближайшую перспективу должны стать:

повышение производительности факторов производства, в первую очередь труда, на основе улучшения качества и конкурентоспособности как экспортно-ориентированной, так и импортозамещающей продукции. В результате при проведении грамотной маркетинговой политики, расширении номенклатуры и географии экспорта увеличится экспорт товаров и услуг, должна возрасти доля потребительских товаров местного производства;

реализация политики энергоресурсосбережения, развитие производственной инфраструктуры на основе создания надежной и менее затратной энергетики и коммунального хозяйства, расширения газификации населенных пунктов. Повышение эффективности институтов жилищного рынка, совершенствование системы оплаты жилья и коммунальных услуг;

увеличения транспортной доступности путем строительства железной дороги Беркакит - Томмот - Якутск, магистральных автомобильных дорог Вилюй, Колыма, Амга, Кобяй, развития малой авиации;

внедрение инноваций на основе использования внутреннего научного потенциала и мировых технологий, в том числе энерго-, ресурсосберегающих технологий и материалов, нетрадиционных источников энергии, высокоэффективных технологий сельскохозяйственного производства в условиях Крайнего Севера, технологий в сфере телекоммуникационной инфраструктуры и биофармакологии.

Для реализации указанных приоритетов необходимым условием является создание благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата.

Конкурентоспособность "человеческого капитала" на основе повышения эффективности социальной политики: формирования эффективной системы образования, обеспечивающей потребности экономики в квалифицированных кадрах, способной поддерживать научный потенциал республики; создания современной системы здравоохранения, введения системы подушевого финансирования, а также модернизации системы социальной поддержки населения, обеспечения ее адресности, развития институтов, стимулирующих духовное развитие личности.

Мероприятия по повышению уровня жизни и реальных доходов населения будут направлены на:

создание условий для формирования эффективного собственника, среднего класса, мотивации к высокопроизводительному труду у экономически активного населения, создание новых рабочих мест в приоритетных отраслях экономики, реализация эффективной кадровой политики;

снижение уровня бедности на основе развития предпринимательства и создания новых рабочих мест, защиты интересов пенсионеров-северян, развития системы дополнительного пенсионного обеспечения через негосударственные пенсионные фонды, полномасштабного перехода к адресным механизмам социальной поддержки;

развитие системы социального партнерства с учетом пропорционального роста заработной платы в зависимости от роста производительности труда, снижения просроченной задолженности по оплате труда, сокращения внутриотраслевой дифференциации заработной платы;

увеличение доходов сельского населения, которому будут способствовать формирование оптимальной схемы сельскохозяйственного и технологического управления АПК, совершенствование государственной поддержки села путем реализации проектов производственного, инфраструктурного и социального назначения, улучшения системы дотирования и кредитования сельхозтоваропроизводителей, развитие негосударственного пенсионного обеспечения;

реализация эффективной кадровой и миграционной политики, направленной на стимулирование притока трудовых ресурсов в приоритетные отрасли и поддержку миграции из депрессивных и неперспективных районов.

Эффективность государственного управления на основе:

четкого разграничения полномочий и функций управления между органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с повышением персональной ответственности органов власти;

формирования эффективной системы взаимоотношений органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в условиях реформирования системы местного самоуправления и бюджетного устройства Российской Федерации;

совершенствования механизмов государственного регулирования на основе индикативного планирования, регламентации управления государственным сектором экономики, в том числе активизации работы балансовых комиссий, кардинального сокращения избыточной части государственного сектора, совершенствования форм управления государственным имуществом;

усиления программно-целевого метода управления, направленного на упорядочение и концентрацию ресурсов на реализацию принятых целевых программ;

формирования сбалансированного и прозрачного консолидированного бюджета с использованием программно-целевых принципов, соблюдением соответствия бюджетных расходов четким критериям эффективности, проведением государственных закупок на конкурсной основе.