ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 августа 2004 года N 371

О ПРОГНОЗЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2005 ГОД И НА ПЕРИОД ДО 2007 ГОДА

Заслушав и обсудив доклад Министерства экономического развития Республики Саха (Якутия) "О прогнозе социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на 2005 год и на период до 2007 года", с целью подготовки проекта государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на 2005 год Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:

1. Принять за основу Прогноз социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на 2005 год и на период до 2007 года согласно приложению.

2. Министерству экономического развития Республики Саха (Якутия) (Ефимов В.П.):

2.1. В срок до 1 октября т.г. внести на рассмотрение Правительства Республики Саха (Якутия) план организационных мероприятий по разработке Программы социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на период до 2010 года и основных направлений до 2020 года.

2.2. В срок до 25 декабря т.г. разработать План действий Правительства Республики Саха (Якутия) на 2005 год и основные направления деятельности до 2007 года, направленные на достижение показателей прогноза.

3. Министерству промышленности Республики Саха (Якутия) (Оглы А.А.), Министерству строительства и промышленности строительных материалов Республики Саха (Якутия) (Дереповский С.Я.), Министерству транспорта, связи и информатизации Республики Саха (Якутия) (Членов В.М.), Министерству сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) (Степанов А.И.), Министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) (Попов В.Л.), Министерству по делам предпринимательства, развития туризма и занятости Республики Саха (Якутия) (Скрыбыкин А.Н.) обеспечить выполнение производственных и финансовых показателей развития курируемых отраслей на уровне не ниже принятого Прогноза социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на 2005 год и на период до 2007 года.

4. Министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) (Попов В. Л.) ежегодно при утверждении Федеральной энергетической комиссией баланса перетока энергии на ФОРЭМ добиваться сохранения объемов перетока электроэнергии, вырабатываемой ОАО АК "Якутскэнерго", на ФОРЭМ на уровне не ниже 1500 млн. кВт.ч в год.

5. Министерству науки и профессионального образования Республики Саха (Якутия) (Толстых Г.В.) совместно с Министерством экономического развития Республики Саха (Якутия) (Ефимов В.П.) изучить возможность разработки Инновационного прогноза развития экономики Республики Саха (Якутия) и в срок до 1 января 2005 года внести предложения на рассмотрение Экономического совета при Правительстве Республики Саха (Якутия).

6. Министерству финансов Республики Саха (Якутия) (Березкин Э.Б.) разработать перспективный финансовый план Республики Саха (Якутия) на период до 2007 года и внести его на рассмотрение Правительства Республики Саха (Якутия) одновременно с проектом Закона Республики Саха (Якутия) "О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2005 год".

7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Алексеева Г.Ф.

Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия)
Е.БОРИСОВ

     




Приложение
к постановлению Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 17 августа 2004 года N 371



 ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2005 ГОД И НА ПЕРИОД ДО 2007 ГОДА



Введение


Прогноз социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на 2005 год и на период до 2007 года разработан в соответствии с Порядком разработки прогноза социально-экономического развития РФ и проекта федерального бюджета на 2005 год, параметров прогноза социально-экономического развития РФ и перспективного финансового плана на период до 2007 года, утвержденным Председателем Правительства РФ М.Е. Фрадковым 30 марта 2004 года (N МФ-П13-2454), постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 28 апреля 2004 года N 205 "О разработке прогноза социально-экономического развития республики на 2005-2007 годы и проекта государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на 2005 год".

Разработка прогноза велась на основе методических рекомендаций Минэкономразвития России, сценарных условий функционирования экономики РФ на период до 2007 года, основных параметров прогноза социально-экономического развития РФ на 2005 год и на период до 2007 года, с учетом текущих тенденций в экономике республики. В качестве целевых ориентиров использованы положения Послания Президента РФ Федеральному собранию РФ на 2004 год, предвыборной программы Президента Республики Саха (Якутия) В.А. Штырова "Будущее в наших руках", Плана действий Правительства Республики Саха (Якутия) в области социальной и экономической политики на 2004 год и основных направлений до 2006 года, федеральных и республиканских целевых программ, программ социально-экономического развития муниципальных образований.

В работе использованы материалы Комитета государственной статистики Республики Саха (Якутия), органов исполнительной власти, администраций муниципальных образований, предприятий и организаций республики.


Основные параметры прогноза социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2007 года <1>

┌═══════════════════════════┬═════┬══════┬═════════════════┬═════‰
│        Показатели         │2003 │ 2004 │     прогноз     │2007 │
│                           │отчет│оценка├═════┬═════┬═════┤  к  │
│                           │     │      │2005 │2006 │2007 │2003 │
├═══════════════════════════┼═════┼══════┼═════┼═════┼═════┼═════┤
│Индекс потребительских цен,│     │      │     │     │     │     │
│  в % к предыдущему году   │112,0│ 110,5│108,4│106,8│105,7│135,2│
├═══════════════════════════┼═════┼══════┼═════┼═════┼═════┼═════┤
│Среднегодовой обменный курс│     │      │     │     │     │     │
│рубля за 1 доллар США      │ 30,7│  29,1│ 29,8│ 30,4│ 30,6│    -│
├═══════════════════════════┼═════┼══════┼═════┼═════┼═════┼═════┤
│  в % к предыдущему году   │ 97,9│  94,8│102,4│102,0│100,7│ 99,7│
├═══════════════════════════┼═════┼══════┼═════┼═════┼═════┼═════┤
│Валовой региональный       │     │      │     │     │     │     │
│продукт,                   │102,7│ 105,6│105,1│104,2│102,0│118,0│
│  в % к предыдущему году,  │     │      │     │     │     │     │
│  в сопоставимых ценах     │     │      │     │     │     │     │
├═══════════════════════════┼═════┼══════┼═════┼═════┼═════┼═════┤
│Индекс физического объема  │     │      │     │     │     │     │
│промышленного производства,│101,6│ 109,6│104,3│104,3│101,2│120,7│
│  в % к предыдущему году   │     │      │     │     │     │     │
├═══════════════════════════┼═════┼══════┼═════┼═════┼═════┼═════┤
│в том числе без учета      │     │      │     │     │     │     │
│добычи алмазов,            │102,0│ 103,0│110,0│111,1│103,2│129,9│
│  в % к предыдущему году   │     │      │     │     │     │     │
├═══════════════════════════┼═════┼══════┼═════┼═════┼═════┼═════┤
│Инвестиции в основной      │     │      │     │     │     │     │
│капитал,                   │102,4│  93,5│109,2│ 97,3│ 92,9│ 92,3│
│  в % к предыдущему году,  │     │      │     │     │     │     │
│  в сопоставимых ценах     │     │      │     │     │     │     │
├═══════════════════════════┼═════┼══════┼═════┼═════┼═════┼═════┤
│Реальные доходы населения, │     │      │     │     │     │     │
│  в % к предыдущему году,  │118,8│ 106,5│104,5│105,0│105,0│122,7│
│  в сопоставимых ценах     │     │      │     │     │     │     │
└═══════════════════════════┴═════┴══════┴═════┴═════┴═════┴═════…

     ________________

<1> Показатели промышленного производства приведены по первому оптимистичному варианту.

Исходное состояние и условия функционирования экономики Республики Саха (Якутия) на период до 2007 года


      Основные тенденции текущего социально-экономического развития Республики Саха (Якутия)


По итогам первого полугодия т.г. отмечаются высокие темпы экономического роста: валовой региональный продукт составил 108,2% к соответствующему периоду 2003 года, индекс физического объема промышленного производства - 115,8%, валовая продукция сельского хозяйства - 103,3%, объем работ по договорам строительного подряда - 105,2%, грузооборот транспорта - 110,7%, оборот розничной торговли - 105,1%, объем платных услуг населению - 119,7%. Продолжают расти реальные денежные доходы населения - 108,2%, реальная среднемесячная заработная плата - 108,1%.

При этом темпы роста валового регионального продукта, индекс физического объема промышленного производства, платных услуг населению, грузооборота транспорта, перевозок грузов, номинальной заработной платы в сфере услуг значительно опережают темпы роста 2003 года.

Рост индекс физического объема промышленного производства обеспечен предприятиями алмазодобывающей отрасли - 126,4%, золотодобывающей - 111,4%, угольной - 102,7% и пищевой промышленности - 107,3%.

Накопленная динамика за первое полугодие т.г. позволяет увеличить оценку темпа роста валового регионального продукта и индекс физического объема промышленного производства за 2004 год к планируемым параметрам. При этом темпы основных показателей превышают показатели Хабаровского и Приморского краев.


Сравнение динамики основных показателей социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации

┌════════════════════════════════┬═════════════════════════════‰
│                                │         2004 оценка         │
│                                ├══════════════════┬══════════┤
│                                │ Республика Саха  │Российская│
│                                │     (Якутия)     │Федерация │
│                                ├══════┬═══════════┼══════════┤
│                                │Оценка│  Прогноз  │          │
│                                │      │(от 31 июля│          │
│                                │      │2003 года) │          │
├════════════════════════════════┼══════┼═══════════┼══════════┤
│Валовой региональный продукт    │ 105,6│102,5-102,6│  106,6   │
├════════════════════════════════┼══════┼═══════════┼══════════┤
│Объем промышленного производства│ 109,6│   102,3   │  106,3   │
├════════════════════════════════┼══════┼═══════════┼══════════┤
│Валовая продукция сельского     │ 105,3│   104,8   │  100,7   │
│хозяйства                       │      │           │          │
├════════════════════════════════┼══════┼═══════════┼══════════┤
│Инвестиции в основной капитал   │  93,5│   100,0   │  110,4   │
├════════════════════════════════┼══════┼═══════════┼══════════┤
│Оборот розничной торговли       │ 103,1│102,3-103,2│  109,1   │
├════════════════════════════════┼══════┼═══════════┼══════════┤
│Реальные располагаемые доходы   │ 106,5│100,9-101,2│  109,3   │
│населения                       │      │           │          │
└════════════════════════════════┴══════┴═══════════┴══════════…


По оценке на 2004 год валовой региональный продукт составит 155,6 млрд. рублей с ростом 105,6% к 2003 году в сопоставимых ценах. На динамику основного интегрального показателя развития экономики повлияют темпы роста добавленной стоимости промышленности (109,6%), сельского хозяйства (105,3%), производства услуг (104,2%), в том числе розничной торговли и общественного питания (107%), операций с недвижимым имуществом (110,1%), жилищно-коммунальных услуг (103,2%), транспорта и связи (101,2%).

Индекс физического объема промышленного производства оценивается в 109,6% к 2003 году. Высокими темпами будут отличаться индекс физического объема алмазодобывающей отрасли (113,4%), гранильного (114,4%) и ювелирного производства (108,2%), лесной и деревообрабатывающей (108,5%), газовой (106,5%) и пищевой промышленности (105,6%), мукомольно-комбикормовой отрасли (2,9 раза). Будет расти добыча золота (101,8%), угля (101,3%), индекс физического объема нефтедобывающей отрасли (102,5%), электроэнергетики (101%). Низкими темпами характеризуется нефтеперерабатывающая (93,7%) и оловодобывающая (89,3%) отрасли. В целом, индекс физического объема без учета добычи алмазов не превысит 103%.

В 2004 году рост реальных доходов населения, размещение государственного заказа на продукцию местных товаропроизводителей позволяют оценивать более высокие темпы производства потребительских товаров. Реальный рост производства потребительских товаров оценивается в 107,2% к 2003 году, оборота розничной торговли - 103,1%, объема платных услуг населению - 103,5%.

За счет сокращения инвестиций АК "АЛРОСА" на фоне крупных капиталовложений в 2003 году, снижен объем инвестиций в основной капитал в первом полугодии т.г. до 78,9% к соответствующему периоду 2003 года. Ситуация несколько улучшится за счет привлечения предприятиями кредитов и займов. Однако тенденция спада до конца 2004 года сохранится: по оценке на 2004 год темпы инвестиций в основной капитал составят 93,5% к 2003 году.

По оценке темп роста реальных доходов населения в 2004 году на фоне значительного роста в 2003 году заметно замедлится. Постепенно сглаживается диспропорция темпов роста заработной платы и конечных производственных результатов.

Рост реальных доходов населения составит 106,5% к 2003 году, реальной заработной платы - 103,6%. Сократится уровень общей безработицы до 7,6% к экономически активному населению.

Исходные условия прогноза социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на период до 2007 года


Прогноз социально-экономического развития предлагается рассчитывать в двух вариантах:

первый вариант - оптимистичный - исходит из более высоких темпов экономического роста, напряженных объемов промышленного производства, при этом, при расчетах принимаются более низкие курс доллара США и темп инфляции.

второй вариант - консервативный - исходит из инерционных темпов экономического роста, при расчетах принимаются более высокие курс доллара США и темп инфляции.

Для формирования Государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на 2005 год и перспективного финансового плана до 2007 года предлагается использовать первый вариант прогноза социально-экономического развития на 2005 год и на период до 2007 года.


Динамика курса доллара США и индекса потребительских цен


Динамика обменного курса рубля зависит от масштабов предложения иностранной валюты, поступающей по торговым операциям, и, соответственно, от мировых цен на российские энергоресурсы. Согласно сценарным условиям функционирования экономики Российской Федерации предполагается некоторое снижение среднегодовых цен на энергетическое сырье по сравнению с уровнем 2003-2004 годов, что будет воздействовать на замедление роста реального курса рубля. Прогноз на 2005 год и на период до 2007 года разработан исходя из следующих вариантов:

1 вариант - умеренный темп роста - исходит из высоких темпов укрепления рубля. Данный курс складывается при относительно высоких мировых ценах на нефть и составит 29,8 рублей с ростом 102,4% к 2004 году;

2 вариант - предполагает более высокие темпы, которые складываются исходя из более быстрого снижения цен на нефть. Курс доллара США составит 30,2 рублей с ростом 103,8% к 2004 году.

Основной тенденцией динамики индекса потребительских цен является сокращение темпов до целевого уровня, которое будет обеспечиваться комплексом мер в области денежно-кредитной, бюджетной, тарифной, налоговой, валютной, структурной и социальной политики Правительства Российской Федерации и Банка России.

В республике индекс потребительских цен в 2003 году сложился практически на уровне общероссийского: 111,8% (по России - 112%). Это позволяет ориентироваться на целевой уровень инфляции, прогнозируемый Минэкономразвития России. Индекс потребительских цен в 2004 году прогнозируется на уровне 110,5% к 2003 году (по России - 110,4%).

В 2005 году по первому варианту предлагается при расчетах использовать индекс потребительских цен 108,4% к 2004 году, по второму варианту - 108,8%. При этом среднероссийский показатель прогнозируется на уровне 108,6%.

Ежегодно в последующие годы инфляция будет снижаться и прогнозируется в 2007 году на уровне 105,7%-107,1% к 2006 году. Согласно сценарным условиям функционирования экономики РФ ожидается дальнейшее понижение индекса потребительских цен до 2-4% к 2010 году.


Тарифная политика в области естественных монополий


Одним из основных факторов, способным повлиять на уровень инфляции, темпы и пропорции развития экономики, является реализация тарифной политики в сфере регулирования цен естественных монополий. В соответствии со сценарными условиями функционирования экономики России, учитывая особенности республики, вклад этого фактора в инфляцию должен последовательно снижаться. При установлении параметров изменения цен и тарифов основным методом регулирования является метод установления предельного уровня цены "price cap", а не метод "затраты плюс". Использование метода "price cap" должно стимулировать снижение издержек у субъектов естественных монополий, ускоренное энергосбережение.

В этих условиях установление уровня тарифов на прогнозируемый период должно решить задачу нахождения компромисса между потребностями самих субъектов естественных монополий, экономики в целом, населения, а также стимулировать к энергоресурсосбережению. При этом параметры повышения цен (тарифов) на продукцию (услуги) не должны приводить к резкому росту издержек потребителей и повышению инфляции на потребительском рынке.

По всем поставщикам электрической и тепловой энергии ОАО АК "Якутскэнерго" рост минимального предельного уровня тарифов на 2005 год составит по электрической энергии 8,4%, по тепловой - 11,71% с учетом ввода в эксплуатацию Вилюйской ГЭС-3, содержания дополнительного объема бесхозяйных линий, что соответствует целевым установкам не превышения тарифов на электроэнергию темпам инфляции. Максимальные предельные уровни тарифов по электрической энергии составят 13,12%, по тепловой - 13,08%.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»