Базисный учебный план для образовательных учреждений Республики Саха (Якутия), реализующих программы общего образования (далее - Базисный учебный план РС(Я) разработан на основе федерального базисного учебного плана Российской Федерации 2004 года, утвержденного Приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 N 1312, и санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2. 1178-02). Он является нормативно-правовой основой для разработки учебных планов образовательных учреждений Республики Саха (Якутия), реализующих программы общего образования для образовательных учреждений с русским языком обучения, родным (нерусским) языком обучения.
Базисный учебный план РС(Я) включает федеральный, региональный (национально-региональный) компонент, а также компонент образовательного учреждения.
Базисный учебный план РС(Я) для I-IV классов ориентирован на 4-летний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования, для V-IX классов - ориентирован на 5-летний нормативный срок освоения образовательных программ основного общего образовании, для X-XI классов - ориентирован на 2-летний нормативный срок освоения программ среднего (полного) общего образования. На основе Базисного учебного плана РС(Я) образовательное учреждение может разработать свой учебный план.
Определение годового объема часов позволяет образовательным учреждениям перераспределять нагрузку в течение учебного года, использовать модульный подход, индивидуализировать образовательные программы.
Продолжительность учебного года: I класс - 33 учебные недели, II-IV классы - не менее 34 учебных недель, V-XI классы - не менее 35 учебных недель. По согласованию с органами управления образованием и (или) по решению учредителей на ступенях основного и среднего (полного) общего образования продолжительность учебного года может быть продлена до 37 учебных недель.
Базисный учебный план РС(Я) предполагает 6-дневную учебную неделю. В случае выбора образовательным учреждением 5-дневной учебной недели, сокращение годового объема часов может произойти только за счет часов по выбору (компонента образовательного учреждения).
Федеральный компонент для I-IX классов определяет количество учебных часов на изучение предметов федеральной компетенции. В X-XI классах обязательными базовыми учебными предметами федеральной компетенции являются: "Русский язык", "Литература", "Иностранный язык", "Математика", "История", "Физическая культура", "Обществознание (включая экономику и право)" и "Естествознание". Остальные базовые учебные предметы изучаются по выбору.
В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, Базисным учебным планом Российской Федерации 2004 года в Базисном учебном плане РС(Я) увеличено количество учебных часов на освоение обучающимися предметов социально-экономического цикла, иностранных языков и информатики.
При составлении учебных планов образовательных учреждений часы, отведенные на преподавание "Родного языка и литературы", рекомендуется использовать следующим образом:
в образовательных учреждениях с русским языком обучения не менее 270 часов на ступени начального общего образования и не менее 245 часов на ступени основного общего образования дополнительно отводить на преподавание учебного предмета "Русский язык", не менее 202 часов на ступени начального общего образования дополнительно отводить на преподавание учебного предмета "Литературное чтение";
в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения не менее 34 часов на ступени начального общего образования и не менее 105 часов на ступени основного общего образования дополнительно отводить на преподавание учебного предмета "Русский язык", не менее 245 часов на ступени основного общего образования дополнительно отводить на преподавание учебного предмета "Литература".
Учебный предмет "Иностранный язык" изучается со II класса. В образовательных учреждениях для малочисленных народов Севера изучение предметов "Якутский язык как государственный" в V-XI классах, "Иностранный язык" в II-IV классах могут быть введены по выбору образовательного учреждения.
Учебный предмет "Окружающий мир (человек, природа, общество и основы безопасности жизнедеятельности)" изучается с I по IV класс по 2 часа в неделю. Учебный предмет является интегрированным. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы социально-гуманитарной направленности, а также основы безопасности жизнедеятельности.
Учебный предмет "Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)", направленный на обеспечение всеобщей компьютерной грамотности, изучается в III-IV классах в качестве учебного модуля и с VIII класса - как самостоятельный учебный предмет.
Часы, отведенные в I-II классах на преподавание учебных предметов "Искусство (ИЗО)" (1 час в неделю) и "Технология (труд)" (1 час в неделю), по решению образовательного учреждения могут быть использованы для преподавания интегрированного учебного предмета "Изобразительное искусство и художественный труд" (2 часа в неделю).
Учебный предмет "Природоведение и родной край" (V класс) по решению образовательного учреждения может изучаться и в VI классе (2 часа в неделю) за счет объединения часов, отведенных на освоение учебных предметов "География" (1 час в неделю) и "Биология" (1 час в неделю).
Учебный предмет "География" - единый синтезированный учебный предмет физической и экономической географии без элементов экономико-политического содержания, переданных в учебный предмет "Обществознание".
Учебный предмет "Обществознание" изучается с VI по IX класс. Увеличено количество часов на его изучение (с 2 до 4 часов на ступени основного общего образования). Учебный предмет является интегрированным, построен по модульному принципу и включает содержательные разделы: "Общество", "Человек", "Социальная сфера", "Политика", "Экономика" и "Право".
Учебный предмет "Биология" сокращен на 1 час за счет разгрузки разделов ботаники и зоологии в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования. Одновременно в данном учебном предмете значительно расширен и углублен раздел "Человек".
Учебный предмет "Искусство" изучается по IX класс включительно.
Учебный предмет "Технология" ("Сатабыл") построен по модульному принципу с учетом возможностей образовательного учреждения и потребностей региона.
Изменения в составе учебных предметов в X-XI классах. Образовательное учреждение может составить учебный план универсального или профильного вариантов обучения. При профильном варианте обучения обучающийся выбирает не менее двух учебных предметов на профильном уровне.
С учетом возрастающей роли русского языка в многонациональном федеративном государстве введен учебный предмет "Русский язык" в объеме 70 часов на базовом уровне и 210 часов на профильном уровне за два года обучения.
Учебный предмет "Иностранный язык" изучается в объеме не менее 3 часов в неделю в связи с реализацией задачи обеспечения освоения выпускниками школы иностранного языка на функциональном уровне.
В профилях гуманитарной направленности вводится интегрированный учебный предмет "Естествознание". Это позволяет:
дать широкие возможности формирования целостной естественно-научной картины мира;
ориентировать обучающихся на общеучебные, общеинтеллектуальные умения и навыки, формируемые на межпредметной основе;
значительно экономить учебное время, высвободившийся резерв которого использовать на расширение и углубление соответствующих учебных предметов (литературы, языков, истории и т.д.).