ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 ноября 2005 года N 636

О ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ БАЛАНСЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА И НА ПЕРСПЕКТИВУ ДО 2020 ГОДА

В соответствии с результатами рассмотрения 3 июня 2005 года на Экономическом Совете при Правительстве Республики Саха (Якутия) научно-исследовательской работы "Топливно-энергетический баланс Республики Саха (Якутия) на период до 2010 года и на перспективу до 2020 года" (второй этап) Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:

1. Утвердить второй этап Топливно-энергетического баланса Республики Саха (Якутия) согласно приложению N 1.

2. Министерствам и ведомствам, другим органам исполнительной власти и организациям топливно-энергетического комплекса Республики Саха (Якутия) в своей работе использовать итоги научно-исследовательской работы "Топливно-энергетический баланс Республики Саха (Якутия) на период до 2010 года и на перспективу до 2020 года".

3. Министерству экономического развития Республики Саха (Якутия) (Ефимов В.П.):

3.1. Совместно с Государственным комитетом по ценовой политике - Региональной энергетической комиссией Республики Саха (Якутия) (Лемешева В.И.), Министерством промышленности Республики Саха (Якутия) (Стручков А.А.), Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) (Антоненко А.А.), Государственным комитетом Республики Саха (Якутия) по торговле и материально-техническим ресурсам (Федоров Р.И.) в срок до 1 апреля 2006 года сделать анализ реализации мероприятий ТЭБ в 2005 году и внести на рассмотрение Экономического Совета при Правительстве Республики Саха (Якутия).

3.2. Подготовить рассмотрение Топливно-энергетического баланса Республики Саха (Якутия) (1 и 2 части) в Федеральном Агентстве по энергетике в декабре 2005 года.

3.3. Организовать разработку третьего этапа топливно-энергетического баланса Республики Саха (Якутия) "Определение критериев эффективности использования ТЭР и стоимостной оценки ТЭБ в разрезе энергорайонов и отдельных улусов Республики Саха (Якутия)".

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Г.Ф. Алексеева.

Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия)
Е.БОРИСОВ

     




Утвержден
постановлением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 24 ноября 2005 года N 636


ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ БАЛАНС РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА И НА ПЕРСПЕКТИВУ ДО 2020 ГОДА (второй этап ТЭБ РС(Я)

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Работа выполнена в рамках Государственного контракта N 1 от 24.07.2004 между Институтом физико-технических проблем Севера СО РАН (г. Якутск) и Министерством экономического развития Республики Саха (Якутия).

ВВЕДЕНИЕ


Разработка топливно-энергетического баланса региона является важным этапом изучения перспектив развития энергетики - разработки энергетической стратегии и формирования региональной энергетической программы, представляющих совокупность взаимосвязанных научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, организационных и других мероприятий, направленных на решение задач обеспечения эффективности функционирования и развития топливно-энергетического комплекса регионов РФ.

Цель настоящей работы, как продолжения "Топливно-энергетического баланса Республики Саха (Якутия) на период до 2006 года", разработанного в 2002 году, состоит в анализе сложившегося состояния энерго- и топливоснабжения в республике и разработке перспективного топливно-энергетического баланса республики до 2010 года в разрезе энергорайонов и отдельных муниципальных образований.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

- разработать топливно-энергетический баланс Республики Саха (Якутия) за 2000 - 2004 годы в разрезе энергорайонов и отдельных муниципальных образований;

- провести стоимостную оценку топливно-энергетического баланса Республики Саха (Якутия) за 2003 год;

- провести оценку топливно-энергетического баланса Республики Саха (Якутия) за 2004 год и разработать прогноз топливно-энергетического баланса до 2010 года в целом по Республике Саха (Якутия).

Помимо перечисленных задач, учитывая в настоящей работе определяющие тенденции развития энергетической ситуации в АТР, рассматривается роль энергетических ресурсов Республики Саха (Якутия) в формировании новых энергетических центров на Востоке России, а также уточняется максимально возможный потенциал экспорта электроэнергии с территории республики в страны СВА.

РАЗДЕЛ 1. ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ БАЛАНС РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА С УЧЕТОМ ТЕНДЕНЦИЙ ДО 2020 ГОДА

Таблица 1. Сводный топливно-энергетический баланс Республики Саха (Якутия) в 2000 - 2004 г.г.

(в тысячах тонн условного топлива)

 Баланс          

NN

 Показатели
 баланса    

Годы

 Топливо                     

 Энергия          

 Всего  

 Уголь  

 Газ   

 Нефть и
газоконденсат

Нефтепрод.

Дрова

 Гидро-

Электро-

 Тепло-

 1            

2

 3       

 4  

 5    

 6    

 7      

 8     

 9   

 10   

 11   

 12   

 13   








 Ресурс          

 1

 Производство
 (добыча)
 топлива и
 энергии    

2000

2001

2002

2003

2004

 8 009,6

 7 716,3

 7 854,5

 8 392,1

 8 789,0

 1 942,5

 1 964,3

 1 952,1

 1 946,6

 1 997,0

 553,9

 554,1

 521,4

 449,0

 524,1

 26,2

 50,2

 57,9

 58,2

 58,0

 610,4

 615,1

 565,1

 550,9

 545,4

 1 188,3

 1 174,6

 1 205,6

 1 201,7

 1 200,0

12 330,9

12 074,6

12 156,6

12 598,5

13 113,5

 2

 Получение
 топлива и
 энергии со
стороны (ввоз)

2000

2001

2002

2003

2004

 83,0

 73,0

 71,7

 41,3

 41,0

 1,4

 1,8

 1,9

 2,1

 2,0

 1 311,9

 1 329,2

 1 480,4

 1 357,5

 1 397,1

 20,8

 19,9

 18,1

 18,0

 18,1

 1 417,1

 1 423,9

 1 572,1

 1 418,9

 1 458,2

Распределение

 Вывоз   

 3

 Передача
 топлива и
 энергии за
 пределы
 республики
 (вывоз)    

2000

2001

2002

2003

2004

-5 665,0

-5 346,6

-5 630,0

-6 138,0

-6 500,1

 -163,0

 -48,9

 -121,1

 -42,3

 -96,6

 -122,6

 -177,2

 -189,6

 -185,9

 -176,3

-5 950,6

-5 572,7

-5 940,7

-6 366,2

-6 773,0





























Внутреннее
потребление

 4

 Собственное
 потребление
 республики  

2000

2001

2002

2003

2004

 2 427,6

 2 442,7

 2 296,2

 2 295,4

 2 330,0

 1 943,9

 1 966,1

 1 954,0

 1 948,7

 1 999,0

 390,9

 505,2

 470,4

 466,7

 369,5

 1 338,1

 1 379,4

 1 538,3

 1 415,7

 1 455,1

 610,4

 615,1

 565,1

 550,9

 545,4

 1 188,3

 1 174,6

 1 205,6

 1 201,7

 1 200,0

 -101,8

 -157,3

 -171,5

 -167,8

 -158,2

 7 797,4

 7 925,8

 7 858,1

 7 711,3

 7 740,8

 5

 Производство
электроэнергии

2000

2001

2002

2003

2004

 -799,2

 -960,0

 -986,9

 -990,8

 -991,0

 -691,6

 -684,4

 -643,9

 -626,1

 -650,0

 -286,4

 -318,7

 -266,6

 -281,0

 -282,0

-1 235,2

-1 224,8

-1 226,8

-1 201,2

-1 200,0

 940,3

 991,3

 995,9

 995,8

 998,8

-2 072,1

-2 196,5

-2 128,3

-2 103,3

-2 124,2

 6

 Производство
 теплоэнергии

2000

2001

2002

2003

2004

-1 628,4

-1 528,5

-1 342,3

-1 327,2

-1 339,0

-1 249,2

-1 275,4

-1 302,3

-1 312,0

-1 338,0

 -313,0

 -434,7

 -334,2

 -353,5

 -369,5

 -70,0

 -70,0

 -70,0

 -70,0

 -70,0

-640,1

-645,1

-593,0

-550,9

-545,4

 -151,5

 -150,5

 -152,4

 -148,6

 -150,0

 2 492,7

 2 564,9

 2 612,9

 2 522,8

 2 573,2

-1 559,5

-1 539,4

-1 181,2

-1 239,3

-1 238,7

 7

 Потери
 энергии и
 собственные
 нужды
электростанций

2000

2001

2002

2003

2004

 -155,1

 -169,5

 -162,7

 -163,2

 -165,7

 -177,0

 -182,1

 -185,5

 -179,1

 -182,7

 -332,1

 -351,6

 -348,2

 -342,3

 -348,4

 8

Подведенная к
 потребителю
 энергия
 Моторное
 топливо    

2000

2001

2002

2003

2004

 3,1

 6,3

 7,9

 10,7

 11,0

 887,1

 1 183,8

 1 213,9

 1 099,0

 1 103,1

 890,2

 1 190,1

 1 221,8

 1 109,7

 1 114,1

 9

Электрическая
 и тепловая
 энергия    

2000

2001

2002

2003

2004

 531,9

 514,0

 509,5

 516,3

 524,9

 2 364,0

 2 382,8

 2 427,4

 2 343,7

 2 390,5

 2 895,9

 2 896,8

 2 936,9

 2 860,0

 2 915,4


Производство (добыча) энергетических ресурсов


В Республике Саха (Якутия) в последние годы наблюдается устойчивая тенденция роста добычи (производства) топливно-энергетических ресурсов (табл. 1 и рис. 1*). Особо заметен рост добычи угля, за четыре года - с 2000 по 2004 г.г. он составил 8,7%. В результате доля угля в структуре баланса добычи ТЭР выросла с 64,56% в 2000 г. до 67,32% в 2004 г. В целом за указанный период общий объем производства в республике топливно-энергетических ресурсов вырос на 5,2% или на 634,9 тыс. т.у.т. При этом в структуре производства первичных энергоресурсов существенных изменений не произошло.


Рис. 1. Динамика (1980 - 2004 г.г.) и структура добычи (производства) первичных энергоресурсов в РС(Я)*

Потребление первичных энергетических ресурсов


Собственное, внутреннее, потребление первичных энергоресурсов за рассматриваемые годы (2000 - 2004 г.г.) увеличилось всего на 12% и в 2004 г. составило 7 859 тыс. т.у.т. (рис. 2).* В структуре потребления энергоресурсов доля угля стабильно падает при повышении доли использования природного газа, нефти и нефтепродуктов. Потребление нефти (сырой нефти) и нефтепродуктов за указанный период выросло на 9,2% или на 160 тыс. т.у.т.


 Рис. 2. Динамика (1980 - 2004 г.г.) и структура потребления первичных энергоресурсов в РС(Я)*

Ввоз и вывоз энергоресурсов


Ввоз в республику ТЭР (рис. 3)* в целом снижался до 1999 г. в 3 раза по сравнению с уровнем 1990 г. и составил 1 132,3 тыс. т.у.т. Начиная с 2000 г. повышается завоз продуктов переработки нефти. Получение электроэнергии и завоз рядового угля из-за пределов республики достигли предельного минимума.


 Рис. 3. Динамика (1980 - 2004 г.г.) и структура ввоза (получения со стороны) энергоресурсов в РС(Я)*


Вывоз энергетических ресурсов (рис. 4)* в целом снизился до 1998 г. в 1,9 раза по сравнению с уровнем 1990 г. Начиная с 2001 г. устойчиво растет. Доминирующим вывозным энергоресурсом является уголь.


 Рис. 4. Динамика (1980 - 2004 г.г.) и структура вывоза (передачи) энергоресурсов за пределы РС(Я)*


Объемы добычи угля за период с 1995 г. до 2003 г. снизились на 11%, а объемы поставок за пределы Республики Саха (Якутия) снизились на 12%, в том числе российским потребителям - более чем на 30%. Но, начиная с 2002 г. наблюдается стабильный рост добычи и поставки угля за пределы республики (рис. 5).*


 Рис. 5. Баланс угля 1980 - 2004 г.г.*


Основной проблемой, сдерживающей развитие северной группы угледобывающих предприятий, является ограниченная емкость потребления угля внутриреспубликанского рынка.

В число основных факторов, сдерживающих дальнейшее развитие Южной группы угледобывающих предприятий, следует включить:

- недостаточное количество (или мощности) обогатительных фабрик для переработки всего объема добываемого коксующегося угля;

- недостаток мощностей по перевалке экспортируемого угля в Дальневосточных морских портах;

- переизбыток энергетических углей на Дальневосточном рынке.

При рассмотрении добычи газа в республике за последние годы стабилизировалась примерно на одном уровне: 1 620,8 (2000 г.), 1 618,6 (2001 г.), 1 608,3 (2002 г.), 1 603,5 (2003 г.), 1 645,0 млрд. куб. м (2004 г.). В ближайшие годы в связи с завершением строительства газопровода Среднеботуобинское НГКМ - Мирный - Айхал и Удачный, реализацией программы газификации сельских населенных пунктов, объем внутреннего потребления природного газа в республике может возрасти до 2 млрд. куб. м.

При условии окончания строительства III нитки газопровода существующая трубопроводная система Кысыл-Сыр - Мастах - Якутск позволит транспортировать до 4 млрд. куб. м ежегодно, что позволит расширить дальнейшую газификацию населенных пунктов Центральной Якутии, появлению новых производств по использованию природного газа.

В целом структура динамики баланса природного газа в Республике до последнего времени развивается стабильно без резких скачков (рис. 6).*


 Рис. 6. Баланс природного газа РС(Я) в 1980 - 2004 г.г.*


Основными проблемами, сдерживающими развитие газовой промышленности в Республике Саха (Якутия), являются:

низкая емкость потребления природного газа на территории республики;

магистральный газопровод Кысыл-Сыр - Мастах - Якутск из-за "чрезмерного износа" (износ I нитки составляет по бухгалтерскому балансу 93%, II нитки - 57%) и недостаточной проектной производительности не обеспечивает устойчивого получения потребителями природного газа в нужном количестве;

низкие темпы строительства III нитки газопровода Кысыл-Сыр - Мастах - Якутск из-за дефицита финансирования;

отсутствие окончательного решения о завершении строительства газопровода Мирный - Айхал до г. Удачный;

ограниченная сфера использования природного газа в экономике Республики: кроме как, в производстве электрической и тепловой энергии газ практически не применяется.

Что касается нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности (рис. 7),* то все разведанные запасы нефти сосредоточены на юго-западе республики в Непско-Ботуобинском НГО. По 11 газонефтяным и нефтегазовым месторождениям извлекаемые запасы нефти категории С1 и С2 на 01.01.2003 учтены в госбалансе РФ в объеме 239,67 млн. т., в том числе по категории С1 - 156,35 млн. т. В структуре суммарных балансовых запасов 65% приходится на Талаканское и Среднеботуобинское месторождения.

До 2004 г. добыча нефти велась тремя компаниями на Талаканском, Иреляхском и Среднеботуобинском месторождениях в суммарных объемах: 344,84 (2000 г.), 358,37 (2001 г.), 340,82 (2002 г.), 297,45 (2003 г.), 382,56 (2004 г.) тыс. т. В структуре добычи нефти около 80% приходится на долю ОАО "Ленанефтегаз".


 Рис. 7. Баланс нефти и нефтепродуктов РС(Я) в 1980 - 2004 г.г.*

Развитие нефтеперерабатывающей отрасли в республике переживает серьезный кризис - все три созданные на ее территории нефтеперерабатывающие комплексы приостановлены. Основные факторы, которые привели к такому состоянию, "закладывались" при проектировании и строительстве объектов, в частности, в структуре и технологии нефтепереработки во всех трех НПЗ отсутствуют процессы и установки промысловой подготовки сырья (обессоливания нефти).

Потребность в электрической энергии производственной сферы и населения Республики Саха (Якутия), обеспечивается электрическими станциями ОАО АК "Якутскэнерго" и ее дочернего предприятия ОАО "Сахаэнерго", перетоками электроэнергии из ОАО "Магаданэнерго" и ОАО "Чукотэнерго", а также около десятка мелких дизельных электростанций разной ведомственной принадлежности, работающих изолированно.

Централизованным электроснабжением в настоящее время охвачено около 36% территории или 18 из 35 административно-территориальных делений, где проживает более 85% населения республики.

В 2004 г. в республике было произведено 8,302 млрд. кВт.ч электроэнергии, в том числе гидроэлектростанциями 3,114 млрд. кВт.ч или 37,5% общей выработки электроэнергии в республике. Из других регионов в республику поступило 178,2 млн. кВт.ч, выдано за пределы республики 1,544 млрд. кВт.ч. В структуре валового потребления наибольшую долю занимают промышленность (52,5%), коммунально-бытовое хозяйство (15,7%) и сельское хозяйство (7,3%). Значительно выросли сетевые потери (технические и коммерческие) по сравнению с 1990 г. и составили 16,6% в 2004 г. (рис. 8).*


Рис. 8. Баланс электроэнергии Республики Саха (Якутия) в 1995 - 2004 г.г.*


Топливообеспечение тепловых электростанций ОАО АК "Якутскэнерго" производится в основном углем (60,6%) и природным газом (38,2%). На электростанциях ОАО "Сахаэнерго" исключительно доминирует дизельное топливо - 99,3%.

Удельные расходы топлива на производство электроэнергии в ОАО АК "Якутскэнерго" находятся выше уровня средних показателей по стране на 14 - 15% (2000 г.) и на 11 - 12% уровня ТЭС ОЭС Востока (в 2002 г.). Без учета самой эффективной Нерюнгринской ГРЭС удельные расходы топлива на электростанциях АК "Якутскэнерго" и ОАО "Сахаэнерго" превышают средний показатель по стране на 50%. Удельный расход топлива на базовом источнике электроснабжения Центрально-Якутского энергорайона - Якутской ГРЭС соответствует удельным расходам топлива на дизельных электростанциях и ТЭЦ.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»