В последние годы государственный бюджет Республики Саха (Якутия) формируется с дефицитом. В то же время необходимость соблюдения критериев экономической безопасности при привлечении новых заимствований, невозможность в дальнейшем сокращения участия государства в акционерных обществах ставят на первый план работу по обеспечению роста налоговых доходов бюджета, стабильности закрепленных за уровнями бюджетной системы доходных источников, осуществлению более эффективной политики планирования и исполнения бюджетов, совершенствования администрирования налоговых доходов.
В связи с тем, что существует большая зависимость бюджета республики от федерального центра, доля безвозмездных поступлений составляет свыше 45 процентов, необходимо больше внимания уделять росту собственных доходов.
Рост налоговых доходов бюджета республики будет обеспечиваться в соответствии с прогнозом развития экономики и реализацией долгосрочных инвестиционных проектов. Будет продолжена работа по снижению задолженности в бюджет, недоимки по налогам, своевременному возврату выданных кредитов.
Основная масса налоговых поступлений в государственный бюджет в настоящее время и в ближайшей перспективе обеспечивается поступлением четырех налогов: налога на прибыль (30% в общей сумме налоговых доходов), налога на доходы физических лиц (28%), налога на добычу полезных ископаемых (22%), налога на имущество (14%). Основные крупные налогоплательщики - это четыре алмазодобывающие организации, ОАО "Сургутнефтегаз" и ОАО ХК "Якутуголь", налоги от которых составляют 68 процентов в налоговых доходах бюджета республики в текущем году. В среднесрочной перспективе по прогнозу их доля уменьшается до 44 процентов за счет увеличения налоговых поступлений от таких отраслей, как строительство, транспорт и связь.
В рамках бюджетной политики по доходам должна быть продолжена работа по созданию системы рационального управления государственной и муниципальной собственностью.
Продолжение структурных преобразований в экономике обусловлено необходимостью повышения эффективности управления государственным имуществом, осуществления процессов по оптимизации государственной собственности Республики Саха (Якутия). В этих целях Правительством республики принята Стратегия управления государственной собственностью Республики Саха (Якутия) на 2007 - 2009 годы, которая определила на ближайшую перспективу мероприятия по совершенствованию методов управления государственным сектором экономики.
В целях формирования собственности Республики Саха (Якутия) на объекты недвижимого имущества, в том числе на земельные участки, создания условий для эффективного управления, владения, пользования и распоряжения объектами недвижимого имущества и увеличения поступлений доходов от продажи и аренды за объекты недвижимости и земельных участков необходимо продолжить работу по реализации государственной политики в области земельных отношений, для чего необходимо решить следующие задачи:
обеспечение совершенствования и развития рыночных отношений в сфере земельных отношений;
сочетание государственного регулирования и рыночных механизмов, определение баланса участия в управлении земельными ресурсами между государством и рынком;
совершенствование и развитие систем управления земельными ресурсами муниципального и государственного (республиканского) уровня.
Реформирование налоговой системы в Российской Федерации в целом завершено, сформированы основные условия налогообложения на долгосрочную перспективу.
Налоговая политика Республики Саха (Якутия), так же как и Российской Федерации, по основным параметрам сформирована и стабилизирована.
В рамках изменений налоговой политики республики с 2007 года предусматриваются только дополнительные льготы по налогу на имущество организаций - в отношении основных производственных фондов предприятий, используемых для производства мебельной продукции в объеме более 40 млн. рублей в год, газораспределительных сетей, а также имущества, используемого для отдыха, оздоровления и занятости детей.
В среднесрочной перспективе на уровне Российской Федерации планируются изменения налогового законодательства.
В целях создания благоприятного инвестиционного климата предполагается применять нулевую ставку налога на прибыль организаций при получении дивидендов российскими лицами и снижение ставки налога на дивиденды, выплачиваемые физическим лицам, не являющимся налоговыми резидентами Российской Федерации, с 30% до 15%.
Планируется завершение работ по переходу к использованию современных методов налогообложения недвижимости физических лиц. Введение в дальнейшем налога на недвижимость должно стать основным этапом в реформировании системы поимущественного налогообложения, что позволит сократить количество поимущественных налогов с физических лиц и установить единые подходы для определения налоговой базы, основанные на оценке рыночной стоимости объектов недвижимости.
Будет продолжена работа по совершенствованию республиканского налогового законодательства, по приведению его в соответствие с потребностями экономики и требованиями федерального законодательства.
Необходимо активизировать работу по дальнейшему выявлению и использованию дополнительных финансовых ресурсов, оптимизации налоговых льгот. Режим льготного налогообложения будет предоставляться только в целях поддержки социально значимых отраслей и приоритетных инвестиционных проектов, а также в случае экономической эффективности от предоставления налоговых льгот.