Начиная с 2008 года федеральный бюджет утверждается на 3-летний период. В соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ субъектам РФ предоставлено право выбора: принимать бюджет на три года либо на один с утверждением среднесрочного финансового плана на два последующих года. В настоящий момент целесообразно принять второй вариант. При этом среднесрочный финансовый план будет утверждаться в соответствии с учетом всех требований Бюджетного кодекса, чтобы он стал основой для министерств и ведомств по формированию бюджета на последующие годы. Главным распорядителям бюджетных средств основные параметры будут доведены на три года.
В основу формирования бюджета должен быть положен реестр расходных обязательств государственного бюджета, который необходимо сформировать с учетом новых требований. Новые расходные обязательства должны приниматься только при наличии уверенности в их финансовом обеспечении.
Необходимо внедрить в бюджетный процесс механизмы, стимулирующие бюджетные учреждения к повышению качества оказываемых ими услуг и повышению эффективности бюджетных расходов:
главные распорядители бюджетных средств должны быть ориентированы на увязку объемов финансирования с показателями эффективности, необходимо обеспечить ежегодное представление докладов о результатах основных направлений деятельности министерств и ведомств. Предстоит продолжить реализацию мероприятий по программе реформирования финансов в части реализации стандартов качества оказания бюджетных услуг, расширения практики принятия ведомственных целевых программ. При этом ведомственные программы должны представлять собой комплекс взаимоувязанных мероприятий, направленных на решение конкретных задач, стоящих перед главным распорядителем бюджетных средств;
в соответствии с требованиями новой редакции Бюджетного кодекса с 1 января 2009 года вводится обязательное формирование государственных и муниципальных заданий по оказанию государственных и муниципальных услуг вплоть до каждого бюджетного учреждения. При этом задания используются для планирования бюджетных ассигнований. Здесь предстоит большая работа всех министерств и ведомств по анализу показателей деятельности всех подведомственных учреждений и внедрению данного положения в бюджетный процесс;
в целях оптимизации расходов бюджета предлагается осуществлять перевод отдельных учреждений, прежде всего в отраслях физической культуры и спорта и культуры, в автономные учреждения;
предстоит также переход на нормативно-подушевое финансирование в сфере образования.
Реализация принципа нормативного бюджетного финансирования в сфере образования осуществляется на 3-х уровнях: межбюджетном (бюджет республики - муниципальный бюджет), на уровне внутрибюджетных отношений (муниципальный бюджет - смета образовательного учреждения), на уровне образовательного учреждения. При этом достигаются такие цели, как:
создание условий для выравнивания бюджетной обеспеченности как муниципальных образований, так и образовательных учреждений в части расходов на образование;
достижение прозрачности межбюджетных отношений;
возможность доведения новых методов до низового звена - непосредственных исполнителей, т.е. до получателей и распорядителей бюджетных средств, путем повышения ответственности и самостоятельности участников бюджетного процесса.
В течение трех лет не будет допущено снижение фактически сложившихся объемов субвенций на реализацию госстандарта по общему образованию. При этом, муниципальные образования должны будут принять муниципальные программы эффективности управления и использования ресурсов в сфере образования, в которых должны быть выработаны организационно-экономические механизмы, которые не мотивировали бы управления образования и образовательные учреждения на неоправданное увеличение числа работающих, снижение наполняемости классов ниже нормативной, увеличение учебной нагрузки выше установленных, в том числе и санитарных.
Высвобождаемые в ходе проводимых мер средства в части субвенций на госстандарт будут направляться, в первую очередь, на повышение размера оплаты труда и стимулирование педагогических работников, экономия средств местных бюджетов - на сокращение дефицита по материальным затратам, снижение кредиторской задолженности по всем видам расходов отрасли. Соответственно, надо будет отработать четкий механизм распределения высвобождаемых средств на уровне муниципального образования, утвердить порядок.
В целях социальной защиты населения и обеспечения поэтапного перехода на 100-процентную оплату населением жилищно-коммунальных услуг будет сохранено дотирование жилищно-коммунального хозяйства. Увеличивать окупаемость жилищно-коммунальных услуг платежами населения предполагается с городов.
Сохраняется возмещение убытков предприятий, возникших в результате государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров на воздушном, речном, железнодорожном транспорте по социально значимым направлениям.
Продолжится работа по совершенствованию и развитию сети автомобильных дорог Республики Саха (Якутия), стратегической задачей которой является создание опорной сети транспортных магистралей.
Одной из задач бюджетной политики на 2008 год и период до 2010 года является повышение уровня жизни сельского населения. В течение этого периода продолжится реализация и финансовое обеспечение:
мероприятий приоритетного национального проекта "Развитие АПК" по направлениям ускоренного развития животноводства, поддержки малых форм хозяйствования, поддержки развития табунного коневодства и северного оленеводства, обеспечения доступным жильем молодых специалистов (их семей) на селе;
государственной целевой программы "Социально-экономическое развитие села Республики Саха (Якутия) на 2007 - 2011 годы".
Необходимо также уделить внимание формированию и эффективному использованию средств республиканского залогового фонда агропромышленного комплекса при ГУП ФАПК "Туймаада".
В предстоящие три года основными направлениями государственных капитальных вложений будут определены развитие транспортной и энергетической инфраструктуры, социальной сферы. В основу прогноза бюджетных инвестиций на 2007 - 2009 годы будут положены параметры проектов, разрабатываемых в рамках реализации Схемы комплексного развития производительных сил энергетики и транспорта Республики Саха (Якутия) до 2020 года, направления федеральных и республиканских целевых программ, программ социально-экономического развития муниципальных образований, а также реализация приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России". При этом согласно Бюджетному посланию Президента России Федеральному Собранию РФ о бюджетной политике на 2008 - 2010 годы при реализации проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" особое внимание будет уделено расширению государственной поддержки создания коммунальной инфраструктуры на земельных участках, предназначенных для жилищного строительства.
Реализация крупномасштабных проектов будет осуществляться на условиях государственно-частного партнерства с привлечением кредитных ресурсов и средств инвесторов.
Согласно республиканской целевой программе "Жилище" на 2006 - 2010 годы в 2007 году планируется ввод в действие 320 тысяч кв. м общей площади жилья, в 2008 году - 350 тысяч кв. м, в 2009 году - 370 тысяч кв. м. Продолжится политика укрепления материально-технической базы образования и здравоохранения, в рамках которой в улусах и городах республики ежегодно будут сдаваться здания 10 - 12 школ, 3 - 4 медицинских учреждения и другие объекты социальной сферы.
Приоритетной задачей в сфере расходов государственного управления на период 2008 - 2010 годов является реализация следующих мероприятий, которые должны быть проведены исходя из экспертизы выполняемых функций и полномочий с целью достижения задач, поставленных в Плане мероприятий по проведению административной реформы в Республике Саха (Якутия) в 2006 - 2008 годах, утвержденном распоряжением Президента Республики Саха (Якутия) от 30 марта 2006 года N 123-РП:
поэтапная оптимизация численности и структуры органов государственной власти Республики Саха (Якутия) в 2008 - 2009 г.г.;
переход на новый Реестр должностей государственной гражданской службы, утвержденный Законом Республики Саха (Якутия) от 11 октября 2006 года 385-З N 783-III;
переход на дифференцированную систему оплаты труда в органах государственной власти, введение в действие условий оплаты труда, установленных Законом Республики Саха (Якутия) от 30 марта 2005 года 214-З N 433-III "О государственной гражданской службе Республики Саха (Якутия)";
реализация пункта 10 Указа Президента Российской Федерации от 29 декабря 2006 года N 1459 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти". Принятие нормативного правового акта Республики Саха (Якутия), аналогичного Указу Президента Российской Федерации от 29 декабря 2006 года N 1459, позволит сократить фактическую численность государственных служащих, ввести стимулирующую систему премирования наиболее квалифицированным специалистам и сохранить кадровый потенциал.