БЕСПЛАТНО проверьте актуальность своей документации
с «Кодекс/Техэксперт АССИСТЕНТ»

 
ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 декабря 2007 года N 515

О КОНЦЕПЦИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ АРКТИЧЕСКИХ УЛУСОВ И МЕСТ КОМПАКТНОГО ПРОЖИВАНИЯ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ДО 2020 ГОДА


В целях реализации Концепции государственной поддержки экономического и социального развития районов Севера, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 2000 года N 198, и создания условий для социально-экономического и культурного развития арктических улусов и коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:

1. Утвердить Концепцию устойчивого развития арктических улусов и мест компактного проживания коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) до 2020 года (далее - Концепция) и План действий по реализации Концепции до 2011 года согласно приложениям N 1 и 2 к настоящему постановлению.

2. Министерствам и ведомствам Республики Саха (Якутия) при разработке целевых программ предусмотреть меры по реализации Концепции согласно Плану действий по реализации Концепции до 2011 года.

3. Департаменту по делам народов и федеративным отношениям Республики Саха (Якутия) (Мигалкин А.В.) ежеквартально представлять информацию о ходе реализации Плана действий по реализации Концепции до 2011 года в Правительство Республики Саха (Якутия).

4. Министерству экономического развития Республики Саха (Якутия) (Стручков А.А.), Министерству финансов Республики Саха (Якутия) (Новиков В.А.) при разработке проектов республиканского бюджета на 2008 и последующие годы ежегодно предусматривать затраты на финансирование мероприятий Плана действий по реализации Концепции до 2011 года.

5. Координатором исполнения межведомственного взаимодействия по выполнению Плана действий по реализации Концепции до 2011 года назначить Департамент по делам народов и федеративным отношениям Республики Саха (Якутия) (Мигалкин А.В.).

6. Опубликовать настоящее постановление в изложении в республиканских средствах массовой информации.

7. Контроль исполнения настоящего постановления оставляю за собой.

Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия)
Е.БОРИСОВ





Утверждена
постановлением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 17 декабря 2007 года N 515

(приложение N 1)

КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ АРКТИЧЕСКИХ УЛУСОВ И МЕСТ КОМПАКТНОГО ПРОЖИВАНИЯ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ДО 2020 ГОДА

Введение


Настоящая Концепция определяет цели, приоритетные задачи и основные механизмы реализации государственной политики на среднесрочную и долгосрочную перспективу по устойчивому развитию арктических улусов и мест компактного проживания коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) до 2020 года (далее - Концепция).

Основной целью Концепции является защита интересов людей, проживающих в Арктике, минимальное воздействие на природу и развитие экономики с целью улучшения качества жизни населения. Концепция раскрывает и обосновывает проблемы устойчивого развития арктических улусов и мест компактного проживания малочисленных народов Севера с учетом стратегических целей, задач и приоритетов основных направлений развития республики на долгосрочную перспективу и рассматривается как их составная часть. Концепция представляет собой целостную систему мер правового, экономического, социального, организационного характера, направленных на создание условий устойчивого развития арктических улусов и мест компактного проживания коренных малочисленных народов Севера и послужит основой для разработки и реализации целевых федеральных и региональных программ.

Необходимость разработки Концепции обусловлена отсутствием четко сформулированной государственной политики в отношении арктических улусов и мест компактного проживания малочисленных народов Севера. До настоящего времени государственная политика заключалась только в поддержке социального развития арктических районов и мест компактного проживания коренных малочисленных народов Севера и была направлена в основном на предотвращение социального кризиса. Настоящая Концепция учитывает положения Концепции государственной поддержки экономического и социального развития районов Севера Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 2000 N 198, и постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 16 августа 2005 года N 468 "Об участии Республики Саха (Якутия) в реализации Плана мероприятий экономического и социального развития районов Севера, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 21 февраля 2005 года N 185-р".

Концепция разработана с учетом основных положений проекта Концепции устойчивого развития Арктической зоны Российской Федерации, подготовленной Министерством регионального развития РФ, и в соответствии с основными приоритетами государственной политики социально-экономического развития республики.

Кроме того, Концепция разработана с учетом Схемы комплексного развития производительных сил, энергетики и транспорта Республики Саха (Якутия) до 2020 года, основных ее положений относительно рассматриваемой территории.

1. Современное социально-экономическое положение арктических улусов и мест компактного проживания коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)

Арктическая зона - крупнейший регион Республики Саха (Якутия) площадью 1 541,1 тыс. кв. км (50% территории) и населением 73 тыс. человек. Северная граница Арктической зоны Якутии простирается вдоль побережья морей Лаптевых и Восточно-Сибирского. Общая протяженность морской береговой линии составляет более 4,5 тыс. км, общая территория - более 1,5 млн. кв. км. Здесь находятся дельты крупнейших рек - Лены, Колымы, Индигирки, Яны. Южной границей Арктической зоны, по мнению Министерства регионального развития Российской Федерации, является линия Северного полярного круга - 66 ° (33') северной широты. При этом необходимо отметить, что при существующей административно-территориальной границе улусов Якутии полярный круг искусственно разделяет на две зоны ряд улусов. Например, Оленекский, Жиганский, Верхоянский улусы, что затрудняет выполнение программ социально-экономического развития республики в целом и улусов в частности. Поэтому южной границей Арктической зоны следует считать южные административные границы улусов, включаемых в Арктическую зону.

Согласно постановлению Правительства Республики Саха (Якутия) от 2 декабря 1995 года N 521 к Арктической зоне относятся 12 улусов: Абыйский, Аллаиховский, Анабарский, Булунский, Верхоянский, Жиганский, Момский, Нижнеколымский, Оленекский, Среднеколымский, Усть-Янский, Эвено-Бытантайский. При этом есть объективная необходимость отнести к арктическим улусам Верхнеколымский улус, так как соседний Момский улус, часть территории которого лежит южнее, включен в Арктическую зону. Тем более, что по территории Верхнеколымского улуса также проходит полярный круг.

В соответствии с Законом Республики Саха (Якутия) от 10.07.2003 N 122-III "О перечне коренных малочисленных народов Севера и местностей (территорий) их компактного проживания в Республике Саха (Якутия)" коренные малочисленные народы Севера (КМНС) в основном проживают в 70 населенных пунктах 21 улуса и в 10 возрождаемых населенных пунктах территорий в пределах границ землепользования кочевых родовых общин, их общая численность по данным Всероссийской переписи 2002 года составляла 33 133 человека.

Обладая огромными запасами разнообразных природных ресурсов, труднодоступных в настоящее время для широкомасштабного освоения, Арктическая зона является своего рода резервом ресурсов для будущих поколений. По добыче ряда полезных ископаемых - олова, алмазов, золота и др. - она занимает весьма заметное место не только в Республике Саха (Якутия), но и в Российской Федерации. Велики и разнообразны возобновляемые природные ресурсы: энергия рек, солнца и ветра, запасы лекарственных трав и растений, популяции диких животных, пушного зверя, рыбы и т.д.

Вместе с тем в силу известных отрицательных факторов - неблагоприятный климат, вечная мерзлота, экологическая уязвимость и др. - огромные расстояния, сильно удорожающие производство продукции, транспортные издержки и расходы населения на передвижение, хозяйственное и культурное развитие территории остается весьма низким. По уровню развития как производственной, так и, особенно, социальной инфраструктуры, по ряду других параметров Арктическая зона значительно отстает не только от средних показателей по России, но и от показателей многих районов (улусов). В экономике Севера высоки издержки производства.

В целом почти вся Арктическая зона характеризуется сельскохозяйственной специализацией. Только в трех улусах - Анабарском, Верхоянском и Усть-Янском имеется в настоящее время промышленно-производственный потенциал по разработке промышленных запасов алмазов, золота, олова.

С 2001 по 2006 годы в Арктической зоне наблюдался дальнейший рост промышленной продукции в отраслях цветной металлургии, кроме оловодобычи. Падение объемов добычи олова объясняется ухудшением состояния минерально-сырьевой базы, в первую очередь снижением среднего содержания металла в извлекаемых породах, сложной схемой доставки руды на переработку и продукции до потребителя, из-за чего сроки реализации продукции достигают 1,5 лет.

За последние 15 лет в результате изменения приоритетов государственного регулирования развития отраслей экономики (минерально-сырьевой, топливно-энергетической, лесной промышленности, транспортной системы и др.) в аграрном секторе Арктической зоны и в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера социальная ситуация существенно ухудшилась.

Произошел обвал и других отраслях экономики. Так, почти в 4 раза уменьшился улов рыбы и в 3 раза - производство мяса, молока и масла, выпечка хлеба и хлебобулочных изделий. Также сократились выработка электроэнергии, пошив меховых изделий и т.д. Резко сократились объемы перевозок, особенно автомобильным транспортом. Практически прекращены заготовка деловой древесины и лесопиление, подрядная строительная деятельность. Ведется лишь индивидуальное жилищное строительство.

В целом сокращение объемов производства привело к росту затрат и убыточности всех хозяйствующих субъектов. Расходы бюджетов арктических улусов далеко не покрываются местными доходами. Дотации республиканского бюджета в большинстве улусов составляют ежегодно от 80 и более процентов.

Сокращение производства и банкротство многих предприятий привели к сокращению занятости населения и уменьшению числа рабочих мест. Так, если в 1990 году в Арктической зоне среднесписочная численность работников крупных предприятий и организаций составляла 70,8 тыс. человек, то в 2006 году - только 34,5 тыс. человек.

В целом, огромные минерально-сырьевые и природные ресурсы дают основание заключить, что Арктическая зона Республики Саха (Якутия) имеет огромный потенциал устойчивого развития, который должен быть востребован в ближайшие годы.

Всероссийская перепись 2002 года показала, что по сравнению с переписью 1989 года численность коренных малочисленных народов Севера Якутии увеличилась: эвенков - на 26,4%, чукчей - на 27,3%, эвенов - на 34,5%, юкагиров - в 1,6 раза, долган - в 3,1 раза <1>. При этом сохраняются высокий уровень смертности и короткая продолжительность жизни коренных малочисленных народов. Высока младенческая смертность, она превышает среднероссийский уровень. Болезни органов дыхания, инфекционные заболевания, травмы, не связанные с родами, являются причинами смерти детей. По данным Северо-Западного научного центра гигиены и общественного здоровья Минздрава РФ, средняя ожидаемая продолжительность жизни коренных малочисленных народов Севера у мужчин снизилась до 45 лет, женщин - до 55 лет, и тенденция к сокращению продолжается. Значительное увеличение численности малочисленных народов Севера можно объяснить изменением национального самосознания, наличием определенных льгот для представителей этих народов.

     ________________

<1> - Прирост общей численности северных этносов главным образом обусловлен восстановлением их национальной принадлежности.

По данным переписи в Якутии проживает 33 133 человека представителей малочисленных народов Севера, в том числе эвенков - 18 232 человека, эвенов - 11 657, долган - 1 272, юкагиров - 1 097, чукчей - 602, что составляет 3,5% населения республики.

Традиционные виды хозяйствования (оленеводство, охотничий и рыболовный промысел и др.) неконкурентоспособны, что обусловлено высокими транспортными затратами на перевозку продукции, отсутствием современных предприятий по комплексной переработке сырья. Кризисное состояние традиционных отраслей хозяйства привело к обострению социальных проблем. Большинство сельского населения не имеет работы и живет за чертой бедности. Уровень безработицы в районах Севера, где эти народы проживают, в 1,5 - 2 раза превышает средний по Российской Федерации.

Объекты детских дошкольных учреждений и школ в населенных пунктах компактного проживания малочисленных народов Севера относятся ко II - III группе с неудовлетворительным и крайне неудовлетворительным санитарно-техническим состоянием. Здания - нетиповые, деревянные, без коммунального благоустройства. Отопление школ - центральное от поселковых котельных, отапливаемых на угле или на дровах. Более 80% учреждений имеют неотапливаемые туалеты на улице. В связи с крайней изношенностью систем отопления, ветхостью зданий в период низких температур наружного воздуха с сентября по май месяцы (в течение 9 месяцев) отмечается несоответствие температурного режима в детских и подростковых учреждениях. В погодных условиях Арктики и Крайнего Севера в детских дошкольных учреждениях и школах отмечается круглогодичное снижение температурного режима, что является причиной роста простудных заболеваний органов дыхания (1-е место) у детей дошкольного и школьного возраста.

По данным Комитета государственной статистики РС(Я) и Министерства образования РС(Я) по состоянию на 1 января 2006 года в арктических улусах из 350 зданий, где размещены 165 школ, деревянные - 321 здание, имеют износ более 50% - 200 зданий, износ 100% имеют 62 здания. Из 73 аварийных общеобразовательных учреждений, согласно актам технического обследования объектов, в арктических улусах и местах компактного проживания малочисленных народов Севера признаны аварийными 12 школ.

По состоянию на 1 сентября 2006 года в районах проживания малочисленных народов Севера имеется 87 дневных общеобразовательных школ (12,7%), в них обучаются всего 11 876 учащихся (уд. вес в республике - 6,9%), из них 5 662 учащихся - из числа коренных малочисленных народов Севера. Численность учителей составила 1 752 человека, или 9,1% от общего количества учителей республики. Число дошкольных учреждений (без учреждений, находящихся на капремонте) - 92 (12,2%), в них численность детей - 4 479 (8,6%). На 100 мест приходится 92 ребенка. В период с 2002 по 2006 годы прослеживается рост объема средств, направляемых на строительство объектов образования.

В 2006 году сохраняется тенденция к увеличению объемов финансирования строительства школ в размере 676,1 млн. рублей, что на 20% больше уровня 2005 года. Из них в местах компактного проживания малочисленных народов Севера - 79,2 млн. рублей, что составляет 11,7% общего годового лимита.

В настоящее время в республике успешно действуют 9 кочевых школ в Алданском, Кобяйском, Нижнеколымском, Оленекском и Анабарском улусах. Необходима поддержка материальной и учебной базы кочевых школ родовых общин, которые находятся на стадии становления. Открытие школ в местах кочевий очень важно для сохранения уклада и образа жизни коренного населения, а также основы жизнедеятельности традиционного хозяйствования - оленеводства.

С точки зрения социальной реабилитации населения мест компактного проживания малочисленных народов Севера одной из наиболее острых проблем остается охрана здоровья. За последние пять лет уровень заболеваемости увеличился в 2,3 раза. По итогам 2005 года всего зарегистрировано 45 008 больных, из них 44% - с диагнозом болезни органов дыхания. В структуре заболеваемости значительно ухудшился показатель болезни системы кровообращения и за период 2000 - 2006 годы увеличился в 5,2 раза.

Одной из острых проблем, стоящих перед Республикой Саха (Якутия) в целом, а в Арктической зоне особенно, является обеспечение населения доброкачественной питьевой водой. Несмотря на значительные запасы поверхностных и подземных вод на арктической территории республики, две трети населения продолжает жить в условиях децентрализованного водоснабжения из-за отсутствия соответствующих очистных сооружений и систем водоподготовки.

Недостаточно оснащены материально-техническая база специализированных лечебных учреждений (участковые больницы и фельдшерско-акушерские пункты) в местах компактного проживания. Не хватает узких специалистов: педиатров, хирургов, гинекологов, стоматологов. К наиболее распространенным заболеваниям относятся заболевания дыхательных путей, болезни органов пищеварения, болезни кожи и подкожной клетчатки, болезни глаза и его придаточного аппарата, стоматологические заболевания, болезни сердца. В связи с тем что в рационе питания коренных народов продолжается снижение белков и жиров животного происхождения, то, как следствие, обнаруживается рост нарушений обмена веществ, что приводит, в свою очередь, к росту болезней.

2. Стратегическая цель, основные задачи и принципы устойчивого развития арктических улусов и мест компактного проживания коренных малочисленных народов Севера

Стратегической целью государственной политики в области устойчивого развития арктических улусов и мест компактного проживания коренных малочисленных народов Севера является создание условий для ускоренного социально-экономического и культурного развития Арктической зоны Якутии. Долгосрочным ориентиром развития арктических улусов и мест компактного проживания коренных малочисленных народов Севера является обеспечение перехода к эффективной модели развития, а именно - сбалансированного решения проблем развития промышленности и традиционных видов хозяйствования народов Севера при обязательном сохранении естественных экологических систем и биологического разнообразия.

Целевые установки государственной политики в отношении указанных территорий будут реализованы посредством решения, прежде всего, следующих задач:

преодоление бедности - одна из основных задач, поставленных Президентом РФ В.В. Путиным перед всеми ветвями и уровнями государственной власти;

повышение доходов населения, заработной платы, пенсий, стипендий, всех социальных выплат с учетом значительно более высоких затрат населения в северных условиях, сокращение региональных и районных различий в уровне жизни населения;

создание условий для увеличения продолжительности жизни, обеспечение населения научно обоснованным для северных условий рационом продуктов питания, развитие здравоохранения, обязательная диспансеризация, предупреждение и ликвидация заболеваний социального характера;

формирование и упреждающее развитие инфраструктуры, соответствующей северным условиям, в первую очередь, транспорта, связи, тепло- и электроэнергетики;

повышение уровня и доступности образования, духовное и культурное развитие, совершенствование образовательных программ, сочетающих задачи подготовки детей к жизни в современном обществе с полноценным освоением навыков, характерных для образа жизни в экстремальных северных условиях;

совершенствование архитектурно-планировочного развития территорий и поселений, регулирование рынка труда, сохранение и развитие традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера;

развитие системы мониторинга состояния и загрязнения окружающей природной среды, предотвращение негативных экологических последствий в результате хозяйственной и иной деятельности.

Реализация Концепции и на ее основе Программы должна осуществляться с решения следующих первоочередных задач:

развитие материально-сырьевой базы традиционных отраслей хозяйствования - оленеводства, охотничьего и рыболовного промыслов и переработки сырья этих отраслей;

активизация инвестиционной и предпринимательской деятельности, восстановление закупочно-заготовительной и снабженческо-сбытовой системы, развитие факторийных форм торговли и товарообмена, создание рынков сбыта продукции собственного изготовления;

повышение профессиональной и трудовой мобильности коренных народов с учетом этнических, социальных и культурных особенностей;

создание новых рабочих мест, развитие и поддержка малого предпринимательства, семейно-родовых и общинных форм кооперации, совершенствование земельных отношений.

Реализация указанных задач возможна на основе соблюдения следующих основных принципов:

научная обоснованность развития и размещения производительных сил рассматриваемых территорий;