Действующий

О СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ЕДИНОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ДО 2030 ГОДА

1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)


Республика Саха (Якутия) занимает лидирующие позиции по многим показателям среди регионов Дальнего Востока и Восточной Сибири. С точки зрения освоения природно-ресурсного потенциала, создания необходимой инфраструктуры, как макрорегион в целом, так и Республика Саха (Якутия) являются весьма перспективными.

Темп прироста валового регионального продукта (ВРП) Республики за последние 4 года составил в среднем 4% в год. Республика занимает третье место в России по ВРП на душу населения - 195 тыс. руб./чел. в год. Ведущей отраслью промышленности Республики (60% объема промышленного производства) является алмазодобывающая отрасль.

По природно-ресурсному потенциалу Республика Саха (Якутия) занимает первое место среди регионов России. Стоимость только подтвержденных запасов оценивается в 1,3 трлн. долл., прогнозный же потенциал составляет 5,4 трлн. долларов. Осваивается же только самая незначительная часть этих ресурсов. Ускорение процесса вовлечения природных ресурсов в хозяйственный оборот в большой степени сдерживается территориальной изолированностью и отсутствием устойчивых связей с соседними регионами.

К крупнейшим месторождениям и источникам природных ресурсов региона относятся:

- высококачественные Южно-Якутские угли, включая перспективное Эльгинское месторождение с балансовыми запасами в 2,1 млрд. тонн, и с возможной добычей до 30 млн. тонн высококачественных коксующихся и энергетических углей в год;

- нефтегазовые месторождения в Центральной и Западной Якутии, среди которых выделяются: Чаяндинское и Талаканское. Прогнозные извлекаемые запасы нефти на территории Якутии составляют 2,4 млрд. тонн нефти и 0,6 млрд. тонн конденсата. Разведанные запасы нефти составляют 295,7 млн. тонн. Прогнозные и извлекаемые ресурсы природного газа на территории Республики Якутия оцениваются в 9,4 трлн. куб. м, разведанные запасы промышленных категорий С1 + С2 составляют 2,3 млрд. куб. м газа;

- железные руды Алданской железорудной провинции. Только подготовленные к промышленному освоению запасы превышают 3,5 млрд. тонн;

- лесосырьевые ресурсы, оцениваемые в 9 млрд. куб. м или 11% от общероссийских. Расчетная лесосека, составляющая 35 млн. куб. м, используется сейчас максимально на 3 - 4%;

- уникальное минеральное сырье, прежде всего:

~ алмазы (здесь добывается более 90% алмазов страны; по их стоимости Республика Саха (Якутия) занимает второе место в мире);

~ золото (добыча его составляет 25% от общероссийской). В настоящее время планируется освоение Куранахского, Нежданинского, Нижнеякокитского, Кючусского месторождений, что позволит добывать дополнительно более 30 т золота в год;

~ другие уникальные минералы и металлы, среди которых особые перспективы имеют Томторское месторождение ниобия, Эльконская группа комплексных месторождений с высоким потенциалом уранового сырья, свинцово-цинковое месторождение "Сардана".

В случае реализации ряда крупных инвестиционных проектов ВРП Республики Саха (Якутия) к 2030 году вырастет в 5,5 раз.

Освоение природных ресурсов невозможно без опережающего развития инфраструктуры Республики. Крупнейшими инвестиционными проектами, направленными на развитие транспортной инфраструктуры республики, являются:

- Строительство магистрального нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан". По территории Республики пройдет 1 370 км нефтепровода;

- Строительство магистрального газопровода в одном коридоре с ВСТО;

- Окончание строительства железнодорожной магистрали Беркакит - Томмот - Якутск. Проектная протяженность участка Томмот - Якутск - 400 км;

- Проектируемые железные дороги: ст. Лена - Непа - Витим - Ленск; Якутск - Магадан; Улак - Эльга; Хани - Олекминск;

- Развитие сети автомобильных дорог - "Вилюй" (Якутск - Мирный - Усть-Кут - Тулун); "Амга" (Якутск - Усть-Мая - Солнечный - Нелькан - Аян); "Анабар" (Мирный - Удачный - Саскылах - Юрюнг-Хая).

Однако реализация не только проектов, связанных с освоением природных ресурсов и развитием обрабатывающих производств, но и проектов, направленных на развитие транспортной инфраструктуры, невозможна без развития энергетической инфраструктуры.