ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 июня 2008 года N 223

О СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ЕДИНОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ДО 2030 ГОДА

Рассмотрев Стратегию развития единой энергетической системы Республики Саха (Якутия) до 2030 года, утвержденную Протоколом заседания Правления ОАО РАО "ЕЭС России" от 25 мая 2007 года N 1672 пр/2, Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:

1. Одобрить Стратегию развития единой энергетической системы Республики Саха (Якутия) до 2030 года согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Министерству экономического развития Республики Саха (Якутия) (Стручков А.А.), Министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) (Антоненко А.А.), ОАО АК "Якутскэнерго" (Ильковский К.К.) принять за основу Стратегию развития единой энергетической системы Республики Саха (Якутия) до 2030 года при работе над дальнейшим развитием электроэнергетического комплекса Дальнего Востока с учетом строительства объектов генерации и сетевой энергетической инфраструктуры регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока.

3. Контроль исполнения настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Алексеева Г.Ф.


Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия)
Е.БОРИСОВ





Одобрена
постановлением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 11 июня 2008 года N 223

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ЕДИНОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ДО 2030 ГОДА


Утверждена Протоколом заседания Правления ОАО РАО "ЕЭС России" от 25 мая 2007 года N 1672 пр/2

ВВЕДЕНИЕ


Решением Комиссии по развитию электроэнергетики ОАО РАО "ЕЭС России" от 18.01.2007 (протокол N 4рэ от 01.02.2007) принято за основу Целевое видение опережающего развития энергетической инфраструктуры Республики Саха (Якутия) до 2030 года и поручено разработать и провести оценку альтернативных вариантов развития энергетической инфраструктуры.

Настоящий документ разработан на основе Целевого видения опережающего развития энергетической инфраструктуры Республики Саха (Якутия) до 2030 года. В проработке альтернативных вариантов развития энергетической инфраструктуры принимали участие специалисты ОАО "Сибирский ЭНТЦ".

Стратегия развития единой энергетической системы Республики Саха (Якутия) до 2030 г. включает в себя два варианта развития энергетической инфраструктуры Республики. Определяющим стратегическим вопросом является объем вводов генерирующих мощностей Южно-Якутского гидроэнергетического комплекса (далее - ЮЯГЭК). Базовый вариант (первый вариант) предполагает ввод в эксплуатацию двух станций первой очереди ЮЯГЭК (Тимптонского каскада ГЭС) - Канкунской и Нижне-Тимптонской суммарной установленной мощностью 2 100 МВт, вариант полномасштабного развития (второй вариант) предполагает строительство ЮЯГЭК в полном объеме, определенном перспективными планами ОАО "ГидроОГК" (7 станций суммарной установленной мощностью 8 495 МВт).

Таким образом, первый вариант развития единой энергетической ориентирован на покрытие перспективных нагрузок Республики Саха (Якутия), в т.ч. за счет перетока из ОЭС Востока, второй вариант предполагает возможную выдачу мощности ЮЯГЭК в ОЭС Востока, ОЭС Сибири и на экспорт в Китай.

Ввод второй очереди ЮЯГЭК планируется в период 2016 - 2030 г.г. С учетом сроков строительства ГЭС решение о строительстве второй очереди должно быть принято до 2010 года.

1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)


Республика Саха (Якутия) занимает лидирующие позиции по многим показателям среди регионов Дальнего Востока и Восточной Сибири. С точки зрения освоения природно-ресурсного потенциала, создания необходимой инфраструктуры, как макрорегион в целом, так и Республика Саха (Якутия) являются весьма перспективными.

Темп прироста валового регионального продукта (ВРП) Республики за последние 4 года составил в среднем 4% в год. Республика занимает третье место в России по ВРП на душу населения - 195 тыс. руб./чел. в год. Ведущей отраслью промышленности Республики (60% объема промышленного производства) является алмазодобывающая отрасль.

По природно-ресурсному потенциалу Республика Саха (Якутия) занимает первое место среди регионов России. Стоимость только подтвержденных запасов оценивается в 1,3 трлн. долл., прогнозный же потенциал составляет 5,4 трлн. долларов. Осваивается же только самая незначительная часть этих ресурсов. Ускорение процесса вовлечения природных ресурсов в хозяйственный оборот в большой степени сдерживается территориальной изолированностью и отсутствием устойчивых связей с соседними регионами.

К крупнейшим месторождениям и источникам природных ресурсов региона относятся:

- высококачественные Южно-Якутские угли, включая перспективное Эльгинское месторождение с балансовыми запасами в 2,1 млрд. тонн, и с возможной добычей до 30 млн. тонн высококачественных коксующихся и энергетических углей в год;

- нефтегазовые месторождения в Центральной и Западной Якутии, среди которых выделяются: Чаяндинское и Талаканское. Прогнозные извлекаемые запасы нефти на территории Якутии составляют 2,4 млрд. тонн нефти и 0,6 млрд. тонн конденсата. Разведанные запасы нефти составляют 295,7 млн. тонн. Прогнозные и извлекаемые ресурсы природного газа на территории Республики Якутия оцениваются в 9,4 трлн. куб. м, разведанные запасы промышленных категорий С1 + С2 составляют 2,3 млрд. куб. м газа;

- железные руды Алданской железорудной провинции. Только подготовленные к промышленному освоению запасы превышают 3,5 млрд. тонн;

- лесосырьевые ресурсы, оцениваемые в 9 млрд. куб. м или 11% от общероссийских. Расчетная лесосека, составляющая 35 млн. куб. м, используется сейчас максимально на 3 - 4%;

- уникальное минеральное сырье, прежде всего:

~ алмазы (здесь добывается более 90% алмазов страны; по их стоимости Республика Саха (Якутия) занимает второе место в мире);

~ золото (добыча его составляет 25% от общероссийской). В настоящее время планируется освоение Куранахского, Нежданинского, Нижнеякокитского, Кючусского месторождений, что позволит добывать дополнительно более 30 т золота в год;

~ другие уникальные минералы и металлы, среди которых особые перспективы имеют Томторское месторождение ниобия, Эльконская группа комплексных месторождений с высоким потенциалом уранового сырья, свинцово-цинковое месторождение "Сардана".

В случае реализации ряда крупных инвестиционных проектов ВРП Республики Саха (Якутия) к 2030 году вырастет в 5,5 раз.

Освоение природных ресурсов невозможно без опережающего развития инфраструктуры Республики. Крупнейшими инвестиционными проектами, направленными на развитие транспортной инфраструктуры республики, являются:

- Строительство магистрального нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан". По территории Республики пройдет 1 370 км нефтепровода;

- Строительство магистрального газопровода в одном коридоре с ВСТО;

- Окончание строительства железнодорожной магистрали Беркакит - Томмот - Якутск. Проектная протяженность участка Томмот - Якутск - 400 км;

- Проектируемые железные дороги: ст. Лена - Непа - Витим - Ленск; Якутск - Магадан; Улак - Эльга; Хани - Олекминск;

- Развитие сети автомобильных дорог - "Вилюй" (Якутск - Мирный - Усть-Кут - Тулун); "Амга" (Якутск - Усть-Мая - Солнечный - Нелькан - Аян); "Анабар" (Мирный - Удачный - Саскылах - Юрюнг-Хая).

Однако реализация не только проектов, связанных с освоением природных ресурсов и развитием обрабатывающих производств, но и проектов, направленных на развитие транспортной инфраструктуры, невозможна без развития энергетической инфраструктуры.

2. ПРОГНОЗ ПОТРЕБЛЕНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ И МОЩНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) ДО 2030 ГОДА


Прогноз сформирован комплексной Рабочей группой по вопросам перспективного развития электроэнергетического комплекса Республики Саха (Якутия) как часть работы по определению направлений и приоритетов развития электроэнергетики в Республике Саха (Якутия) на период до 2030 года. Показатели прогноза синхронизированы со Схемой развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года, разработанной СОПС и одобренной Президентом и Правительством Республики Саха (Якутия).

В среднесрочной и долгосрочной перспективе в Республике Саха (Якутия) ожидается существенный рост потребления электрической энергии и мощности. Причиной роста является активная инвестиционная деятельность государственных и частных компаний, направленная на освоение природных ресурсов и создание необходимой производственной, транспортной и энергетической инфраструктуры.

Прогноз потребления электрической энергии и мощности включает в себя инерционный и максимальный сценарии. Различия между сценариями определяются вероятностью реализации новых инвестиционных проектов.

В соответствии с инерционным сценарием потребление электрической энергии в Республике Саха (Якутия) вырастет в 1,5 раза с 6,2 млрд. кВт.ч в 2005 году до 9,3 млрд. кВт.ч в 2030 году, потребление электрической мощности - в 1,5 раза с 1,2 тыс. МВт в 2005 году до 1,8 тыс. МВт в 2030 году.

В соответствии с максимальным сценарием потребление электрической энергии вырастет в 4,9 раза с 6,2 млрд. кВт.ч в 2005 году до 29,9 млрд. кВт.ч в 2030 году, потребление электрической мощности - в 4,5 раза с 1,2 тыс. МВт в 2005 году до 5,4 тыс. МВт в 2030 году.

В случае недостаточного развития энергетической инфраструктуры наиболее вероятна реализация инерционного сценария. Опережающее развитие энергетической инфраструктуры, создание эффективной и надежной энергосистемы Республики Саха (Якутия) приведет к реализации большинства существующих инвестиционных проектов и появлению новых возможностей, наиболее вероятен максимальный сценарий прогноза потребления электрической энергии и мощности.

В соседних с Республикой Саха (Якутия) регионах также ожидается существенный рост спроса на электрическую энергию. Потребление электрической энергии в ОЭС Сибири увеличится в 2,5 раза с 203 до 524 млрд. кВт, в ОЭС Востока - в 4,5 раза с 39 до 174 млрд. кВт.ч. К 2015 году ожидается дефицит мощности в ОЭС Сибири до 5 ГВт. В перспективе до 2030 года возможен также экспорт электрической энергии в Китай в объеме 100 - 150 млрд. кВт.ч.

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ВАРИАНТЫ РАЗВИТИЯ ЭНЕРГОСИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)


Основной целью развития энергосистемы Республики Саха (Якутия) является обеспечение надежного и бесперебойного энергоснабжения потребителей в условиях существенного прироста потребления электрической энергии и мощности.

В настоящее время энергосистема Республики Саха (Якутия) включает в себя три не связанных между собой энергетических района - Южно-Якутский, Центральный и Западный, а также зону децентрализованного электроснабжения. В настоящее время основным источником электрической энергии и мощности для Западного энергорайона являются Вилюйские ГЭС, Центрального энергорайона - Якутская ГРЭС и Якутская ТЭЦ, Южного энергорайона - Нерюнгринская ГРЭС. Установленная мощность электростанций ОАО "Якутскэнерго" составляет 2 143 МВт.

Указанных мощностей явно недостаточно для покрытия растущих нагрузок Республики Саха (Якутия) и сопредельных территорий. При отсутствии вводов новых генерирующих мощностей в 2008 г. возникнет дефицит мощности в Центральном энергорайоне, в 2012 - в Южно-Якутском, в 2015 - в Западном.

При этом Республика Саха (Якутия) является одним из крупнейших регионов по величине гидропотенциала (72 352 МВт, 64 перспективных створа). На реках бассейна Лены (Алдан, Тимптон, Учур, Олекма) возможно сооружение Южно-Якутского гидроэнергетического комплекса (ЮЯГЭК) мощностью свыше 8 000 МВт. Строительство ЮЯГЭК является ключевым направлением развития генерации Республики Саха (Якутия).

Определяющим стратегическим вопросом является объем вводов генерирующих мощностей Южно-Якутского гидроэнергетического комплекса (далее - ЮЯГЭК). Первый вариант предполагает ввод в эксплуатацию двух станций первой очереди ЮЯГЭК (Тимптонского каскада ГЭС) - Канкунской и Нижне-Тимптонской суммарной установленной мощностью 2 100 МВт, второй вариант предполагает строительство ЮЯГЭК в полном объеме, определенном перспективными планами ОАО "ГидроОГК" (7 станций суммарной установленной мощностью 8 495 МВт).

Таким образом, первый вариант развития единой энергетической ориентирован на покрытие перспективных нагрузок Республики Саха (Якутия), в т.ч. за счет перетока из ОЭС Востока, второй вариант предполагает возможную выдачу мощности ЮЯГЭК в ОЭС Востока, ОЭС Сибири и на экспорт в Китай.

Ввод второй очереди ЮЯГЭК планируется в период 2016 - 2030 г.г. С учетом сроков строительства ГЭС решение о строительстве второй очереди должно быть принято до 2010 года. Основными факторами, влияющими на принятие того или иного решения, являются:

- Сроки и масштабы реализации инвестиционных проектов потребителей электроэнергии Республики Саха (Якутия), определяющих спрос на энергию внутри республики;

- Темпы социально-экономического развития сопредельных территорий;

- Спрос на электрическую энергию со стороны стран Азиатско-Тихоокеанского региона (прежде всего, КНР) и наличие возможностей по экспорту электрической энергии в указанные страны;

- Сравнительные показатели экономической эффективности проектов строительства ГЭС ЮЯГЭК и альтернативных генерирующих источников;

- Ценовая политика на рынке электрической энергии Дальнего Востока.

Основные направления развития электросетевой инфраструктуры зависят от объемов и сроков ввода генерирующих мощностей.

3.1 Основные направления и варианты развития генерирующих мощностей


Развитие генерации Республики Саха (Якутия) должно осуществляться в соответствии со следующими принципами:

- Развитие мощности генерации темпами, опережающими рост потребления;

- Использование существующего гидропотенциала рек Южной Якутии;

- Технический уровень, надежность, экология на уровне мировых стандартов.

Последовательность сооружения ГЭС в рамках ЮЯГЭК при прочих равных определяют следующие условия:

- Наличие прогнозируемого потребления на момент ввода мощности станции;

- Возможность использования сооружаемых ГЭС в качестве энергомоста для последующих ГЭС;

- Доступность створов как с точки зрения близости электросетевой инфраструктуры, так и наличия дорожно-транспортной системы.

Помимо ЮЯГЭК в республике необходимо развитие генерирующих мощностей на тепловых электростанциях, которое позволит повысить системную надежность Якутской энергосистемы, обеспечить потребности в электрической энергии, возникающие до момента ввода в эксплуатацию мощностей ЮЯГЭК. Крупнейшими проектами развития ТЭС являются:

- Ввод трех блоков 215 МВт на Нерюнгринской ГРЭС соответственно в 2010, 2012 и 2015 г.г.;

- Реконструкция четырех блоков ГТ-35 2-й очереди Якутской ГРЭС с увеличением единичной установленной мощности блоков до 60 МВт с вводами мощности в 2009, 2012, 2013 и 2016 г.г.;

- Строительство в изолированных энергорайонах Республики мини-ТЭЦ общей установленной мощностью 96 МВт;

- Строительство к 2020 г. Талаканской ТЭС мощностью 192 МВт (ОАО "Сургутнефтегаз ").

АК "АЛРОСА" - крупнейший потребитель электрической энергии в Республике Саха (Якутия) планирует ввод 180 МВт мощности на Светлинской ГЭС в 2008 году.

Варианты развития генерирующих мощностей связаны с различной степенью проработки проектов строительства отдельных станций ЮЯГЭК. Первый вариант предполагает ввод в эксплуатацию двух станций Тимптонского каскада ГЭС - Канкунской и Нижне-Тимптонской суммарной установленной мощностью 2 100 МВт, второй вариант предполагает строительство ЮЯГЭК в полном объеме, определенном перспективными планами ОАО "ГидроОГК" (7 станций суммарной установленной мощностью 8 495 МВт).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»