Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЯХ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2009 - 2011 ГОДЫ


 4.1. Механизмы регулирования и поддержки


Учитывая, что одной из основных задач власти является повышение качества жизни населения, развитие сферы бытового обслуживания становится одним из показателей работы органов государственного и местного самоуправления. В связи со сложившейся ситуацией изменилась роль органов государственного и местного самоуправления в развитии данной отрасли. Роль государственного управления в развитии деятельности индустрии услуг, прежде всего, состоит в том, чтобы создать соответствующий правовой и экономический климат для развития социально значимых видов бытовых услуг путем применения определенных механизмов управления.

Формирование экономического и организационного механизмов управления развития социально значимых видов бытовых услуг в разрезе улусов должно основываться с учетом анализа развития социально значимых бытовых услуг в улусах, разделенных на группы в соответствии со Стратегией поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Саха (Якутия) на среднесрочную перспективу.

Бытовые услуги, как часть показателя уровня жизни населения, можно отнести к основным видам потребления. Таким образом, социально значимые бытовые услуги, предоставляемые населению в условиях функционирования регионального потребительского рынка, - это, прежде всего, услуги первой необходимости, наиболее полно и постоянно востребованные населением, предназначенные для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека, которые должны быть доступны всем слоям населения. Каждая социально значимая услуга имеет свое индивидуальное значение, поскольку не все услуги можно воспроизвести при самообслуживании. В связи с чем необходимо принять следующий перечень социально значимых бытовых услуг в сельских поселениях:

1. Ремонт и пошив кожаной, меховой обуви.

2. Ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий и головных уборов.

3. Ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов.

4. Техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования.

5. Услуги фотоателье и фото-кино-лабораторий.

6. Услуги бань и душевых.

7. Услуги парикмахерских.

8. Ритуальные услуги.

Администрации муниципальных образований могут в рамках установленных основных видов социально значимых услуг утвердить перечень социально значимых бытовых услуг на уровне подвидов услуг.

Для определения приоритетов развития сферы бытового обслуживания в муниципальных образованиях за основу взяты показатели по объемам оказанных бытовых услуг на душу населения, для чего территория республики условно разделена на 3 группы: арктическая группа улусов, сельскохозяйственные улусы и промышленные районы.

(рублей)

 Улусы       

Пошив
обуви

Пошив
одежды

Ремонт
бытовой
техники

 Ремонт
транспортных
 средств   

Фотоуслуги

Услуги
 бани

 Услуги
парикмахерских

Ритуальные
 услуги  

 I группа                                             

Абыйский           

 27,8

 11,6

 11,6

 10,4   

 10,4  

 0,2

 63,7     

 24,8   

Аллаиховский       

 23,2

 35,8

 6,2

 53,8     

 36,8   

Анабарский         

 24,1

 13,1

 6,3     

 23,8   

Булунский          

 2,2

 3,9

 13,1   

 3,9  

 51,1

 2,4     

 3,8   

Верхнеколымский    

 25,7

 25,3

 2    

 122       

 2,8   

Верхоянский        

 15,5

 68,5

 42,2   

 85,9

 55,8     

 17,9   

Жиганский          

 95,4

 6,3

 74,0  

 7,5

 91,9     

 19,7   

Момский            

101,6

 24,3

 11,5

 141,4   

 25,1  

 2,4

 68,7     

 6,2   

Нижнеколымский     

 48,8

 17  

 69,2  

 3,9

 16,0     

 4,7   

Оймяконский        

 11,1

 31,6

 7,9

 105,8   

 31,6  

 146,5     

 40,5   

Оленекский         

 49,4

 67,4

 54,2  

 18,2

 69,8     

 6,9   

Среднеколымский    

 34,3

 33,3

 48,2

 30,9   

 33,1  

 29,5

 98,8     

 21,8   

Усть-Янский        

 34,4

 31,6

 29,3

 20,4  

 71,3     

 13,0   

Эвено-Бытантайский

 II группа                                            

Амгинский          

 16,7

 38  

 25,1

 16,8   

 59,1  

 366,9

 34,7     

 27,6   

Верхневилюйский    

 93,6

 177,8

 10,6

 102,4   

 46,4  

 66,2

 160,6     

 9,4   

Вилюйский          

 3,2

 2,8

 8,2

 5,9   

 26,4  

 54,9

 26,3     

 18,4   

Горный             

 16,3

 31,6

 20,6

 107,0   

 63,9  

 17,5

 21,0     

 16,6   

Кобяйский          

 46,2

 61,9

 96,1

 159,2   

 77,2  

 74,3

 199,7     

 17,5   

Мегино-Кангаласский

 10,1

 35,7

 22,8

 41,0   

 20,8  

 17,7

 57,5     

 19,8   

Намский            

 19,9

 39,6

 9,5

 9,7   

 25,3  

 121,4

 56,2     

 16,3   

Олекминский        

 18,8

 69,2

 50,0

 142,0   

 60,2  

 84,3

 179,7     

 123,7   

Сунтарский         

103,7

 123,3

 57,0

 358,8   

 221,7  

 136,1

 79,4     

 111,3   

Таттинский         

 88,9

 16,9

 36,9

 63,7   

 14,4  

 6,9

 22,3     

 33,6   

Томпонский         

 19,5

 68,5

 25,7

 104,1   

 21,6  

 5  

 18,3     

 35,3   

Усть-Алданский     

 56,5

 68,6

 32,1

 315,7   

 133,7  

 45,1

 81,0     

 31,3   

Усть-Майский       

 42,3

 26,8

 54,6

 81,7   

 29,2  

 140,6     

 52,0   

Чурапчинский       

 28,1

 45,1

 9,9

 111,4   

 70,9  

 0,1

 24,7     

 57,4   

 III группа                                            

Алданский          

 41  

 250  

 214  

 269     

 170    

 26  

 558       

 157    

Ленский            

 22,9

 49,3

 17,7

 72,1   

 28,3  

 5,6

 211,2     

 32,3  

Мирнинский         

 71,5

 143,5

 51,4

 57,4   

 168,3  

 30  

 478,8     

 206,8  

Нюрбинский         

 62,1

 25,1

 16,3

 99,2   

 84,3  

 327,2

 91,2     

 59,0  

Нерюнгринский      

507,6

 675,3

 405,9

 1 053,5   

 310,2  

 34  

 722,7     

 65,4  

Хангаласский       

 42,8

 11,5

 18,8

 154,3   

 130,7  

 120,2

 50,3     

 100,6  

г. Якутск          

281,4

1 111

 467,3

 3 041,3   

 167,9  

 143  

 936,3     

 237    


1. Для улусов, входящих в первую группу, необходимо создание условий для развития всех видов социально значимых услуг.

2. Для второй группы улусов поддержка должна быть направлена в приоритетном порядке на развитие услуг бани, ритуальных услуг и услуг по ремонту бытовой техники.

3. Для сельских поселений промышленных районов третьей группы рекомендуется направлять усилия на развитие услуг бани и ритуальных услуг.

В связи с недостаточно высокой потребительской возможностью сельского населения важно использовать региональные нормативы развития социально значимых видов бытовых услуг, которые выступают как инструмент определения путей совершенствования и корректировки пропорций развития, распределения бюджетных средств с учетом уровня развития отдельно взятого района и ориентир для принятия мер по развитию рынка бытовых услуг на местах. Для чего необходимо разработать и утвердить методику расчета обеспеченности сельских поселений социально значимыми бытовыми услугами.

Предлагаемая структура управления развитием рынка бытовых услуг включает законодательные, экономические, организационные механизмы регулирования и поддержки: