Учитывая, что одной из основных задач власти является повышение качества жизни населения, развитие сферы бытового обслуживания становится одним из показателей работы органов государственного и местного самоуправления. В связи со сложившейся ситуацией изменилась роль органов государственного и местного самоуправления в развитии данной отрасли. Роль государственного управления в развитии деятельности индустрии услуг, прежде всего, состоит в том, чтобы создать соответствующий правовой и экономический климат для развития социально значимых видов бытовых услуг путем применения определенных механизмов управления.
Формирование экономического и организационного механизмов управления развития социально значимых видов бытовых услуг в разрезе улусов должно основываться с учетом анализа развития социально значимых бытовых услуг в улусах, разделенных на группы в соответствии со Стратегией поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Саха (Якутия) на среднесрочную перспективу.
Бытовые услуги, как часть показателя уровня жизни населения, можно отнести к основным видам потребления. Таким образом, социально значимые бытовые услуги, предоставляемые населению в условиях функционирования регионального потребительского рынка, - это, прежде всего, услуги первой необходимости, наиболее полно и постоянно востребованные населением, предназначенные для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека, которые должны быть доступны всем слоям населения. Каждая социально значимая услуга имеет свое индивидуальное значение, поскольку не все услуги можно воспроизвести при самообслуживании. В связи с чем необходимо принять следующий перечень социально значимых бытовых услуг в сельских поселениях:
1. Ремонт и пошив кожаной, меховой обуви.
2. Ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий и головных уборов.
3. Ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов.
4. Техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования.
5. Услуги фотоателье и фото-кино-лабораторий.
6. Услуги бань и душевых.
7. Услуги парикмахерских.
8. Ритуальные услуги.
Администрации муниципальных образований могут в рамках установленных основных видов социально значимых услуг утвердить перечень социально значимых бытовых услуг на уровне подвидов услуг.
Для определения приоритетов развития сферы бытового обслуживания в муниципальных образованиях за основу взяты показатели по объемам оказанных бытовых услуг на душу населения, для чего территория республики условно разделена на 3 группы: арктическая группа улусов, сельскохозяйственные улусы и промышленные районы.
(рублей)
Улусы | Пошив | Пошив | Ремонт | Ремонт | Фотоуслуги | Услуги | Услуги | Ритуальные |
I группа | ||||||||
Абыйский | 27,8 | 11,6 | 11,6 | 10,4 | 10,4 | 0,2 | 63,7 | 24,8 |
Аллаиховский | 23,2 | 35,8 | 6,2 | 53,8 | 36,8 | |||
Анабарский | 24,1 | 13,1 | 6,3 | 23,8 | ||||
Булунский | 2,2 | 3,9 | 13,1 | 3,9 | 51,1 | 2,4 | 3,8 | |
Верхнеколымский | 25,7 | 25,3 | 2 | 122 | 2,8 | |||
Верхоянский | 15,5 | 68,5 | 42,2 | 85,9 | 55,8 | 17,9 | ||
Жиганский | 95,4 | 6,3 | 74,0 | 7,5 | 91,9 | 19,7 | ||
Момский | 101,6 | 24,3 | 11,5 | 141,4 | 25,1 | 2,4 | 68,7 | 6,2 |
Нижнеколымский | 48,8 | 17 | 69,2 | 3,9 | 16,0 | 4,7 | ||
Оймяконский | 11,1 | 31,6 | 7,9 | 105,8 | 31,6 | 146,5 | 40,5 | |
Оленекский | 49,4 | 67,4 | 54,2 | 18,2 | 69,8 | 6,9 | ||
Среднеколымский | 34,3 | 33,3 | 48,2 | 30,9 | 33,1 | 29,5 | 98,8 | 21,8 |
Усть-Янский | 34,4 | 31,6 | 29,3 | 20,4 | 71,3 | 13,0 | ||
Эвено-Бытантайский | ||||||||
II группа | ||||||||
Амгинский | 16,7 | 38 | 25,1 | 16,8 | 59,1 | 366,9 | 34,7 | 27,6 |
Верхневилюйский | 93,6 | 177,8 | 10,6 | 102,4 | 46,4 | 66,2 | 160,6 | 9,4 |
Вилюйский | 3,2 | 2,8 | 8,2 | 5,9 | 26,4 | 54,9 | 26,3 | 18,4 |
Горный | 16,3 | 31,6 | 20,6 | 107,0 | 63,9 | 17,5 | 21,0 | 16,6 |
Кобяйский | 46,2 | 61,9 | 96,1 | 159,2 | 77,2 | 74,3 | 199,7 | 17,5 |
Мегино-Кангаласский | 10,1 | 35,7 | 22,8 | 41,0 | 20,8 | 17,7 | 57,5 | 19,8 |
Намский | 19,9 | 39,6 | 9,5 | 9,7 | 25,3 | 121,4 | 56,2 | 16,3 |
Олекминский | 18,8 | 69,2 | 50,0 | 142,0 | 60,2 | 84,3 | 179,7 | 123,7 |
Сунтарский | 103,7 | 123,3 | 57,0 | 358,8 | 221,7 | 136,1 | 79,4 | 111,3 |
Таттинский | 88,9 | 16,9 | 36,9 | 63,7 | 14,4 | 6,9 | 22,3 | 33,6 |
Томпонский | 19,5 | 68,5 | 25,7 | 104,1 | 21,6 | 5 | 18,3 | 35,3 |
Усть-Алданский | 56,5 | 68,6 | 32,1 | 315,7 | 133,7 | 45,1 | 81,0 | 31,3 |
Усть-Майский | 42,3 | 26,8 | 54,6 | 81,7 | 29,2 | 140,6 | 52,0 | |
Чурапчинский | 28,1 | 45,1 | 9,9 | 111,4 | 70,9 | 0,1 | 24,7 | 57,4 |
III группа | ||||||||
Алданский | 41 | 250 | 214 | 269 | 170 | 26 | 558 | 157 |
Ленский | 22,9 | 49,3 | 17,7 | 72,1 | 28,3 | 5,6 | 211,2 | 32,3 |
Мирнинский | 71,5 | 143,5 | 51,4 | 57,4 | 168,3 | 30 | 478,8 | 206,8 |
Нюрбинский | 62,1 | 25,1 | 16,3 | 99,2 | 84,3 | 327,2 | 91,2 | 59,0 |
Нерюнгринский | 507,6 | 675,3 | 405,9 | 1 053,5 | 310,2 | 34 | 722,7 | 65,4 |
Хангаласский | 42,8 | 11,5 | 18,8 | 154,3 | 130,7 | 120,2 | 50,3 | 100,6 |
г. Якутск | 281,4 | 1 111 | 467,3 | 3 041,3 | 167,9 | 143 | 936,3 | 237 |
1. Для улусов, входящих в первую группу, необходимо создание условий для развития всех видов социально значимых услуг.
2. Для второй группы улусов поддержка должна быть направлена в приоритетном порядке на развитие услуг бани, ритуальных услуг и услуг по ремонту бытовой техники.
3. Для сельских поселений промышленных районов третьей группы рекомендуется направлять усилия на развитие услуг бани и ритуальных услуг.
В связи с недостаточно высокой потребительской возможностью сельского населения важно использовать региональные нормативы развития социально значимых видов бытовых услуг, которые выступают как инструмент определения путей совершенствования и корректировки пропорций развития, распределения бюджетных средств с учетом уровня развития отдельно взятого района и ориентир для принятия мер по развитию рынка бытовых услуг на местах. Для чего необходимо разработать и утвердить методику расчета обеспеченности сельских поселений социально значимыми бытовыми услугами.
Предлагаемая структура управления развитием рынка бытовых услуг включает законодательные, экономические, организационные механизмы регулирования и поддержки: