Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЯХ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2009 - 2011 ГОДЫ

1. Введение


Бытовое обслуживание населения (далее по тексту - БОН) традиционно несет на себе большую социальную нагрузку, а также является сферой наиболее приоритетного приложения труда и предоставления рабочих мест.

Предприятия службы быта удовлетворяют бытовые потребности населения, проживающего на определенной территории. При этом конкретные условия и особенности обслуживаемых районов - численность и плотность населения, покупательская способность, транспортная доступность и другие факторы - становятся определяющими во всей деятельности службы быта, формировании их производственной программы, определении пунктов размещения, оптимизации их специализации и назначения.

За период рыночных преобразований сфера БОН претерпела коренные изменения. В 1991 - 1995 годах в связи с ликвидацией структур государственного управления бытовым обслуживанием на всех уровнях, проведением коммерциализации и приватизации было практически ликвидировано всякое управление этой сферой деятельности, от службы быта остались разрозненные мелкие предприятия без оборотных средств, налаженных связей в области снабжения материалами и запасными частями.

В связи со вступлением в действие Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" часть предприятий перешла в собственность органов местного самоуправления, была ликвидирована централизация финансовой помощи, что привело к новому дроблению предприятий, их финансовому ослаблению, ликвидации централизованного снабжения, подготовки кадров, т.е. произошло ослабление всей инфраструктуры отрасли. Особенно пострадала служба быта в сельской местности. Разделение объектов недвижимости лишило сельскую службу быта производственной базы, практически во всех районных центрах закрылись сельские комплексные Дома быта и приемные пункты. В результате сельское население потеряло возможность пользоваться бытовыми услугами по месту жительства.

Позитивные тенденции развития сферы услуг коснулись в основном бытового обслуживания городского населения. Недостаточная поддержка местных органов, низкая рентабельность большинства видов услуг, резкое повышение цен на сырье, рост стоимости энергетических ресурсов, коммунальных услуг, слабое стимулирование развития предпринимательской деятельности, медленная адаптация многих предприятий к рыночным условиям хозяйствования не способствуют росту темпов развития сферы услуг в сельской местности.

Тем не менее, меры, принятые за 2002 - 2007 годы Правительством республики, администрациями районов по поддержке сферы быта, хотя и не носили комплексный, системный характер, но все же сыграли значительную роль в улучшении ситуации в данной отрасли.

В период с 2004 по 2007 годы в сфере бытового обслуживания Республики Саха (Якутия) создано более 900 новых оборудованных рабочих мест, в том числе в сельской местности 393 единицы. На эти цели направлено около 50 млн. рублей собственных средств хозяйствующих субъектов, более 5 млн. рублей средств республиканского и местного бюджетов.

В целях коренного улучшения положения дел в сфере бытового обслуживания в сельских поселениях необходима разработка организационно-правового механизма по доведению бытовых услуг до потребителей в сельских поселениях республики, обеспечивающего позитивное развитие сферы бытовых услуг в целом.

С учетом того, что рынок бытовых услуг на сегодня сформирован с наибольшим участием субъектов малого и среднего предпринимательства, Концепция основывается на Стратегии поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Саха (Якутия) на среднесрочную перспективу.

При разработке Концепции были использованы статистические данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия), материалы Российского объединения работодателей в сфере бытового обслуживания и ремесленничества, Ремесленной палаты России, опыт работы отдельных регионов Российской Федерации в сфере развития бытовых услуг.