Начиная с 2001 года, в сфере бытового обслуживания в Российской Федерации отмечается рост физического объема, при этом темпы роста незначительны.
2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | |
Объем бытовых | 109,6 | 126,8 | 152,6 | 188,5 | 228,7 | 276,1 | 339,1 |
Индекс | 99,1 | 104,1 | 101,7 | 107,5 | 105,5 | 107,5 | 108,0 |
По итогам 2007 года в сравнении с регионами Дальневосточного федерального округа по объему бытовых услуг, который составляет 21,1% от общего объема по Дальневосточному федеральному округу, Республика Саха (Якутия) занимает первое место. По объему на душу населения республика занимает второе место, как и по показателям индекса физического объема бытовых услуг.
Объем | Объем | Индексы | |
Республика Саха (Якутия) | 3 055 | 3 213 | 113,5 |
Камчатская область | 534 | 1 542 | 97,1 |
Приморский край | 3 049 | 1 524 | 100,6 |
Хабаровский край | 2 727 | 1 941 | 106,2 |
Амурская область | 828 | 950 | 108,7 |
Магаданская область | 209 | 1 251 | 134,2 |
Сахалинская область | 2 447 | 4 707 | 111,9 |
Еврейская автономная область | 251 | 1 351 | 116,8 |
Чукотский автономный округ | 18 | 360 | 86,8 |
В Республике Саха (Якутия) в течение ряда лет на рынке бытовых услуг наблюдалось ежегодное падение физического объема бытовых услуг. И только, начиная с 2002 года, динамика показателей имела позитивную тенденцию роста. Общее улучшение экономической ситуации в республике, а также реализация мер поддержки бытового обслуживания населения позволили обеспечить рост объема в 2007 году в 3 раза к 2002 году, с 732,8 млн. рублей до 3 054,7 млн. рублей. Объем бытовых услуг на душу населения вырос с 771 до 3 213 рублей.
В республике наибольшее развитие получили такие виды услуг, как техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств (удельный вес в общем объеме бытовых услуг в 2007 году составил 33,1%), услуги парикмахерских (14,1%) и услуги по ремонту и пошиву одежды (13,6%).
Система бытового обслуживания населения в Республике Саха (Якутия), функционирующая в рыночных условиях, сформировалась на основе предпринимательской инициативы. Субъектами предпринимательства оказывается 94,6% объема бытовых услуг, при этом 86,9% объема оказывается индивидуальными предпринимателями, отдельными физическими лицами и домашними хозяйствами, неоформленными в установленном порядке.
В республике 90,6% объема бытовых услуг оказывается в городах и промышленных районах, и только 9,4% оказывается в сельских и арктических улусах. В 2007 году жителям сельских и арктических улусов оказано бытовых услуг на сумму 287,1 млн. рублей. Среди сельских улусов наибольший объем бытовых услуг произведен в Сунтарском улусе - 52 646 тыс. рублей, наименьший в Эвено-Бытантайском улусе - 115,8 тыс. рублей. При этом объем реализации бытовых услуг на одного жителя колеблется от 2 000 до 40 рублей.
По республике процент обеспеченности сферы бытового обслуживания рабочими местами составляет 39,8% в расчете на 1 000 человек. Сфера бытового обслуживания в сельской местности обеспечена 1 369 оборудованными рабочими местами, что составляет 12,9% от минимального норматива. При этом уровень обеспеченности отрасли рабочими местами, с учетом норматива в расчете на 1 000 жителей в разрезе муниципальных районов, варьирует в среднем от 10 до 40%. Самый низкий процент обеспеченности наблюдается в Булунском (11,9%), Эвено-Бытантайском (12,8%), Абыйском и Аллаиховском (14,5%) улусах. Обеспеченность рабочими местами сферы бытового обслуживания выше республиканского значения наблюдается в Амгинском (45,1%), Кобяйском (46,2%), Томпонском (49,1%) улусах.
В республике расход населения на бытовые услуги составляет 1,8% от дохода. В разрезе МР расход населения на бытовые услуги зависит, как от дохода, так и от уровня доступности населения к бытовым услугам. Например: в Сунтарском улусе население направляет на пользование услугами службы быта 2,4% дохода, в Усть-Алданском улусе - 1,9%, тогда как население арктических улусов расходует всего в среднем 0,2% дохода на бытовые услуги.
В улусах республики номенклатура оказываемых услуг бедна и не всегда отвечает запросам потребителя, большую часть составляют услуги первой необходимости (парикмахерские, ремонт и пошив обуви, одежды, ритуальные услуги).
Анализ нормативной правовой базы показывает следующее:
На уровне Российской Федерации сфера бытового обслуживания косвенно регламентируется следующими нормативно-правовыми актами:
Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей";
Законом Российской Федерации от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании";
Законом Российской Федерации от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
Законом Российской Федерации от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";
Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 14.07.2007 N 446.
Непосредственно регулирующими отношение между потребителями и исполнителями в сфере бытового обслуживания нормативно-правовыми актами являются:
Правила бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 года N 1025;
Закон Российской Федерации от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле".
В сфере бытового обслуживания наряду с законами и правилами действуют государственные стандарты Российской Федерации (ГОСТы), классификаторы, инструкции, регламенты.
В Республике Саха (Якутия) по регулированию сферы бытового обслуживания в предыдущие годы были приняты постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 25 января 2002 года N 37 "О мерах по стабилизации и развитию сферы бытового обслуживания населения в Республике Саха (Якутия) на 2002 год" и от 11 ноября 2003 года N 695 "О мерах по развитию бытового обслуживания населения Республики Саха (Якутия)", которые в настоящее время утратили силу.
Инфраструктура бытового обслуживания в Российской Федерации охарактеризована следующим образом: