ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 декабря 2008 года N 528
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЯХ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2009 - 2011 ГОДЫ
В целях улучшения бытового обслуживания в сельских поселениях Республики Саха (Якутия), обеспечения доступности и гарантии качества, развития малого и среднего предпринимательства, увеличения занятости населения, повышения уровня жизни населения сельских поселений республики, а также учитывая социальную значимость сферы быта и недостаточную обеспеченность сельских жителей необходимыми услугами, Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:
1. Утвердить Концепцию развития бытового обслуживания в сельских поселениях Республики Саха (Якутия) на 2009 - 2011 годы (далее по тексту - Концепция) согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Министерству по делам предпринимательства, развития туризма и занятости Республики Саха (Якутия) (Кормилицына Е.И.), Министерству сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) (Дмитриев Р.Г.) совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами, в срок до 1 февраля 2009 года, разработать План мероприятий по реализации настоящей Концепции.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Республики Саха (Якутия) при разработке программ социально-экономического развития муниципальных образований в разделах "Потребительский рынок" и "Малое предпринимательство" руководствоваться основными положениями Концепции и использовать данную Концепцию в практической работе по развитию службы быта на территории муниципального образования.
4. Опубликовать настоящее постановление в официальных средствах массовой информации.
5. Контроль исполнения настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Данчикову Г.И.
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЯХ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2009 - 2011 ГОДЫ
Бытовое обслуживание населения (далее по тексту - БОН) традиционно несет на себе большую социальную нагрузку, а также является сферой наиболее приоритетного приложения труда и предоставления рабочих мест.
Предприятия службы быта удовлетворяют бытовые потребности населения, проживающего на определенной территории. При этом конкретные условия и особенности обслуживаемых районов - численность и плотность населения, покупательская способность, транспортная доступность и другие факторы - становятся определяющими во всей деятельности службы быта, формировании их производственной программы, определении пунктов размещения, оптимизации их специализации и назначения.
За период рыночных преобразований сфера БОН претерпела коренные изменения. В 1991 - 1995 годах в связи с ликвидацией структур государственного управления бытовым обслуживанием на всех уровнях, проведением коммерциализации и приватизации было практически ликвидировано всякое управление этой сферой деятельности, от службы быта остались разрозненные мелкие предприятия без оборотных средств, налаженных связей в области снабжения материалами и запасными частями.
В связи со вступлением в действие Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" часть предприятий перешла в собственность органов местного самоуправления, была ликвидирована централизация финансовой помощи, что привело к новому дроблению предприятий, их финансовому ослаблению, ликвидации централизованного снабжения, подготовки кадров, т.е. произошло ослабление всей инфраструктуры отрасли. Особенно пострадала служба быта в сельской местности. Разделение объектов недвижимости лишило сельскую службу быта производственной базы, практически во всех районных центрах закрылись сельские комплексные Дома быта и приемные пункты. В результате сельское население потеряло возможность пользоваться бытовыми услугами по месту жительства.
Позитивные тенденции развития сферы услуг коснулись в основном бытового обслуживания городского населения. Недостаточная поддержка местных органов, низкая рентабельность большинства видов услуг, резкое повышение цен на сырье, рост стоимости энергетических ресурсов, коммунальных услуг, слабое стимулирование развития предпринимательской деятельности, медленная адаптация многих предприятий к рыночным условиям хозяйствования не способствуют росту темпов развития сферы услуг в сельской местности.
Тем не менее, меры, принятые за 2002 - 2007 годы Правительством республики, администрациями районов по поддержке сферы быта, хотя и не носили комплексный, системный характер, но все же сыграли значительную роль в улучшении ситуации в данной отрасли.
В период с 2004 по 2007 годы в сфере бытового обслуживания Республики Саха (Якутия) создано более 900 новых оборудованных рабочих мест, в том числе в сельской местности 393 единицы. На эти цели направлено около 50 млн. рублей собственных средств хозяйствующих субъектов, более 5 млн. рублей средств республиканского и местного бюджетов.
В целях коренного улучшения положения дел в сфере бытового обслуживания в сельских поселениях необходима разработка организационно-правового механизма по доведению бытовых услуг до потребителей в сельских поселениях республики, обеспечивающего позитивное развитие сферы бытовых услуг в целом.
С учетом того, что рынок бытовых услуг на сегодня сформирован с наибольшим участием субъектов малого и среднего предпринимательства, Концепция основывается на Стратегии поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Саха (Якутия) на среднесрочную перспективу.
При разработке Концепции были использованы статистические данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия), материалы Российского объединения работодателей в сфере бытового обслуживания и ремесленничества, Ремесленной палаты России, опыт работы отдельных регионов Российской Федерации в сфере развития бытовых услуг.
Начиная с 2001 года, в сфере бытового обслуживания в Российской Федерации отмечается рост физического объема, при этом темпы роста незначительны.
2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | |
Объем бытовых | 109,6 | 126,8 | 152,6 | 188,5 | 228,7 | 276,1 | 339,1 |
Индекс | 99,1 | 104,1 | 101,7 | 107,5 | 105,5 | 107,5 | 108,0 |
По итогам 2007 года в сравнении с регионами Дальневосточного федерального округа по объему бытовых услуг, который составляет 21,1% от общего объема по Дальневосточному федеральному округу, Республика Саха (Якутия) занимает первое место. По объему на душу населения республика занимает второе место, как и по показателям индекса физического объема бытовых услуг.
Объем | Объем | Индексы | |
Республика Саха (Якутия) | 3 055 | 3 213 | 113,5 |
Камчатская область | 534 | 1 542 | 97,1 |
Приморский край | 3 049 | 1 524 | 100,6 |
Хабаровский край | 2 727 | 1 941 | 106,2 |
Амурская область | 828 | 950 | 108,7 |
Магаданская область | 209 | 1 251 | 134,2 |
Сахалинская область | 2 447 | 4 707 | 111,9 |
Еврейская автономная область | 251 | 1 351 | 116,8 |
Чукотский автономный округ | 18 | 360 | 86,8 |
В Республике Саха (Якутия) в течение ряда лет на рынке бытовых услуг наблюдалось ежегодное падение физического объема бытовых услуг. И только, начиная с 2002 года, динамика показателей имела позитивную тенденцию роста. Общее улучшение экономической ситуации в республике, а также реализация мер поддержки бытового обслуживания населения позволили обеспечить рост объема в 2007 году в 3 раза к 2002 году, с 732,8 млн. рублей до 3 054,7 млн. рублей. Объем бытовых услуг на душу населения вырос с 771 до 3 213 рублей.
В республике наибольшее развитие получили такие виды услуг, как техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств (удельный вес в общем объеме бытовых услуг в 2007 году составил 33,1%), услуги парикмахерских (14,1%) и услуги по ремонту и пошиву одежды (13,6%).
Система бытового обслуживания населения в Республике Саха (Якутия), функционирующая в рыночных условиях, сформировалась на основе предпринимательской инициативы. Субъектами предпринимательства оказывается 94,6% объема бытовых услуг, при этом 86,9% объема оказывается индивидуальными предпринимателями, отдельными физическими лицами и домашними хозяйствами, неоформленными в установленном порядке.
В республике 90,6% объема бытовых услуг оказывается в городах и промышленных районах, и только 9,4% оказывается в сельских и арктических улусах. В 2007 году жителям сельских и арктических улусов оказано бытовых услуг на сумму 287,1 млн. рублей. Среди сельских улусов наибольший объем бытовых услуг произведен в Сунтарском улусе - 52 646 тыс. рублей, наименьший в Эвено-Бытантайском улусе - 115,8 тыс. рублей. При этом объем реализации бытовых услуг на одного жителя колеблется от 2 000 до 40 рублей.
По республике процент обеспеченности сферы бытового обслуживания рабочими местами составляет 39,8% в расчете на 1 000 человек. Сфера бытового обслуживания в сельской местности обеспечена 1 369 оборудованными рабочими местами, что составляет 12,9% от минимального норматива. При этом уровень обеспеченности отрасли рабочими местами, с учетом норматива в расчете на 1 000 жителей в разрезе муниципальных районов, варьирует в среднем от 10 до 40%. Самый низкий процент обеспеченности наблюдается в Булунском (11,9%), Эвено-Бытантайском (12,8%), Абыйском и Аллаиховском (14,5%) улусах. Обеспеченность рабочими местами сферы бытового обслуживания выше республиканского значения наблюдается в Амгинском (45,1%), Кобяйском (46,2%), Томпонском (49,1%) улусах.
В республике расход населения на бытовые услуги составляет 1,8% от дохода. В разрезе МР расход населения на бытовые услуги зависит, как от дохода, так и от уровня доступности населения к бытовым услугам. Например: в Сунтарском улусе население направляет на пользование услугами службы быта 2,4% дохода, в Усть-Алданском улусе - 1,9%, тогда как население арктических улусов расходует всего в среднем 0,2% дохода на бытовые услуги.
В улусах республики номенклатура оказываемых услуг бедна и не всегда отвечает запросам потребителя, большую часть составляют услуги первой необходимости (парикмахерские, ремонт и пошив обуви, одежды, ритуальные услуги).
Анализ нормативной правовой базы показывает следующее:
На уровне Российской Федерации сфера бытового обслуживания косвенно регламентируется следующими нормативно-правовыми актами:
Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей";
Законом Российской Федерации от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании";
Законом Российской Федерации от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
Законом Российской Федерации от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";
Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 14.07.2007 N 446.
Непосредственно регулирующими отношение между потребителями и исполнителями в сфере бытового обслуживания нормативно-правовыми актами являются:
Правила бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 года N 1025;
Закон Российской Федерации от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле".
В сфере бытового обслуживания наряду с законами и правилами действуют государственные стандарты Российской Федерации (ГОСТы), классификаторы, инструкции, регламенты.
В Республике Саха (Якутия) по регулированию сферы бытового обслуживания в предыдущие годы были приняты постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 25 января 2002 года N 37 "О мерах по стабилизации и развитию сферы бытового обслуживания населения в Республике Саха (Якутия) на 2002 год" и от 11 ноября 2003 года N 695 "О мерах по развитию бытового обслуживания населения Республики Саха (Якутия)", которые в настоящее время утратили силу.
Инфраструктура бытового обслуживания в Российской Федерации охарактеризована следующим образом:
В доперестроечный период управление отраслью осуществлялось через Министерство бытового обслуживания населения РСФСР, которое в начале 90-х годов было упразднено. Координационные функции министерства были переданы в ОАО "Росбытсоюз". В 2006 году ОАО "Росбытсоюз" прекратил свое существование и превратился в частную организацию ЗАО "Росбытсоюз", не имеющую отношения к функциям организации бытового обслуживания. С 2004 года создана некоммерческая организация "Российское объединение работодателей в сфере бытового обслуживания и ремесленничества" (НО "Росбытсоюз"), которому переданы общероссийские функции работодателя в сфере бытового обслуживания и ремесленничества. Координирующим органом в сфере бытового обслуживания населения и ремесленничества является Ремесленная палата России (РПР). Основные задачи РПР - предоставление интересов предприятий, организаций, субъектов предпринимательства в сфере бытового обслуживания в органах государственной власти России, участие в разработке законодательных актов и нормативных документов, подготовка кадров.
Научное обслуживание, осуществлявшееся ранее ЦНИИбытом, РОСБЫТНОТом, МТИ Минбыта РСФСР, в настоящее сохранилось лишь в ЦНИИбыте и Московском государственном университете сервиса. В настоящее время разработку государственных стандартов в сфере бытового обслуживания ведет технический комитет по стандартизации ТК 346 "Бытовое обслуживание населения", сформированный из 18 заинтересованных организаций и действующий на базе научного центра ЦНИИбыт-ИРЭИ. Этот комитет подготавливает систему сертификации и подтверждения соответствия бытовых услуг.
Информационное обслуживание практически отсутствует. Полиграфическое обслуживание в части распространения бланков строгой отчетности ведут НО "Росбытсоюз" и РПР.
Проектирование предприятий бытового обслуживания Гипробытпромом практически свернуто. Проектирование помещений предприятий бытового обслуживания осуществляется отдельными структурами зачастую без учета отраслевых ГОСТов.
В наиболее сохранившемся виде оказалась отраслевая система подготовки кадров (специалистов с высшим образованием). Это объясняется сохранившимся бюджетным финансированием и развернутой программой коммерческого обучения. Развитая структура МГУ сервиса включает в настоящее время десятки филиалов по всей стране. В МГУ сервиса осуществляется повышение квалификации руководящих работников и специалистов бытового обслуживания в рамках различных программ дополнительного образования.
Анализируя состояние сферы бытового обслуживания, можно выделить следующие основные сдерживающие факторы развития бытового обслуживания в улусах:
Во-первых: Географическая отдаленность населенных пунктов от стационарных специализированных объектов службы быта, их недостаточное количество, низкий уровень технической оснащенности. Сегодня число организаций бытового обслуживания населения в сельской местности составляет 88 предприятий со средней численностью работников в количестве 516 человек. В Таттинском, Усть-Алданском, Томпонском, Верхневилюйском, Сунтарском улусах функционируют Центры бытового обслуживания, в 5 улусах действуют специализированные предприятия - Намский, Горный, Нюрбинский, Олекминский, Амгинский улусы, где оказываются комплексные виды бытовых услуг. Данные объекты практически все расположены в районных центрах. В наслегах услуги в основном оказываются неформальным сектором.
Во-вторых: Отсутствие экономической привлекательности занятие бизнесом в сфере бытовых услуг. Низкая платежная способность основной массы сельского населения приводит к тому, что предприятия сельских служб быта стараются сохранить цены на доступном уровне, в результате вынуждены зачастую работать с убытками. Количество предпринимателей в сфере бытовых услуг растет низкими темпами, граждане, оказывающие нелегально бытовые услуги, не торопятся регистрировать свою коммерческую деятельность официально.
В-третьих: Недостаточно активная позиция органов местного самоуправления и их участие в развитии сферы бытового обслуживания на местах. Ограниченность средств местных бюджетов не позволяет органам местного самоуправления эффективно участвовать в социальных реформах и удовлетворении основных жизненных потребностей проживающего на их территории населения. При этом, согласно Федеральному закону "Об общих принципах организаций местного самоуправления в Российской Федерации", создание условий для обеспечения населения услугами бытового обслуживания является предметом ведения местного самоуправления. На сегодня во всех улусах отсутствуют перспективные планы развития бытовых услуг. Муниципальные образования при формирований своих программ социально-экономического развития, в лучшем случае, по сфере бытовых услуг предусматривают расходы только на погребение социально незащищенных слоев населения и покрытие убытков услуг бани. Там, где власть уделяет внимание вопросам сохранения и развития сферы бытового обслуживания населения (Верхневилюйский, Нюрбинский, Намский, Таттинский, Усть-Алданский), эта сфера деятельности сохранена и получила дальнейшее развитие.