Действующий

О ПРОГНОЗЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2010 ГОД И НА ПЕРИОД ДО 2012 ГОДА (с изменениями на: 21.09.2010)


 Ювелирное и гранильное производство

По прогнозу на 2010 год по I варианту производство ювелирных изделий достигнет 1 620 млн. руб., в 2011 году - 1 697 млн. руб., в 2012 году - 1 782 млн. руб. При этом рентабельность от продаж в 2010 году составит - 15,9 - 16,7% по двум вариантам соответственно, в 2011 году - 12,8 - 13,4%, в 2012 году - 11,8 - 12,4%.

Ювелирными предприятиями в целях минимизации потерь в результате влияния глобального кризиса в текущем году запланирована оптимизация расходов в объеме не менее 10% (экономия затрат по заработной плате, сокращение непроизводственных затрат).

Правительством Республики Саха (Якутия) принимаются меры по снижению негативных последствий финансового кризиса в ювелирной отрасли республики в целях сохранения рабочих мест, сохранения объемов производства, клиентской базы, сохранения объемов налоговых платежей, снижения социальной напряженности на предприятиях. Принято решение возмещения затрат отдельным предприятиям, осуществившим реорганизацию финансово-хозяйственной деятельности, в части процентных ставок за пользование кредитом.

Планируется создание особой экономической зоны промышленно-производственного типа по производству бриллиантов и ювелирных изделий в г. Якутске. До конца 2009 года будет разработано технико-экономическое обоснование создания особой экономической зоны. Результатом создания особой экономической зоны станут привлечение инвестиций в отрасль, изменение тенденции опережающего развития сырьевых отраслей экономики республики, создание дополнительных рабочих мест, существенное увеличение производства бриллиантов и ювелирной продукции, увеличение экспортных возможностей региона и страны в целом.

Алмазогранильное производство останется экспортно ориентированным ввиду своей специализации на огранке дорогостоящего сырья, ориентированным на 90% на экспорт и составляющим 11% мирового производства бриллиантов.

В условиях мирового финансового кризиса, учитывая стагнацию рынка бриллиантов и ювелирных изделий, а также отсутствие финансовых средств на приобретение сырья, с учетом мировой конъюнктуры рынка алмазов и бриллиантов прогнозируется незначительный рост объемов производства бриллиантов.

В целях сохранения поставок алмазного сырья АК "АЛРОСА" (ЗАО) гранильным заводам Республики Саха (Якутия) им необходимы финансовые средства для выкупа сырья. Определена потребность в финансовых средствах, привлекаемых под государственные гарантии на покупку алмазного сырья в сумме 2,0 млрд. рублей, но кредиты на покупку алмазного сырья до настоящего времени не выделялись.

В целях поддержки алмазогранильных предприятий в условиях кризиса в 2009 году планируется выкупить часть произведенных бриллиантов у республиканских гранильных заводов.

По прогнозу на 2010 год производство бриллиантов прогнозируется в объеме 73 млн. долларов, в 2011 году - 75 млн. долларов, в 2012 году - 77 млн. долларов.

Дальнейшего снижения продаж бриллиантов ожидают почти все алмазогранильные компании. Практически все отказываются от новых расходов на развитие, что означает уход от экстенсивного роста, увеличивающего долговую нагрузку компаний. Внутренние расходы компаний сокращаются, прежде всего, за счет снижения рекламных бюджетов и зарплаты персоналу. По оценкам благополучных компаний в 2009 году их рост составит максимум 5 - 10% или в 3 - 5 раз меньше прежних показателей. Такая остановка в развитии означает серьезную коррекцию бизнес-курса. Экспансия, расширение ассортимента, маржа перестают быть приоритетами. На первый план выходят экономия средств, повышение производительности, быстрая реакция на запросы потребителей.

Модель мирового алмазного бизнеса в результате действия кризиса претерпевает серьезные изменения, так, например, группа мировых добытчиков алмазов проводит маркетинговые исследования рынка бриллиантов; объявлен альянс АК "АЛРОСА" с группой компаний "Лидер", в самой компании началась реорганизация сбытовой политики; гранильными заводами создаются собственные ювелирные производства и сбытовые сети, напрямую работающие с ювелирными заводами и ювелирными магазинами.