Варианты социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) сформированы на основании предварительных прогнозных проектировок Министерства экономического развития РФ, на основании складывающейся динамики мирового экономического развития, динамики и прогнозов мировых цен на основные энергетические и сырьевые ресурсы, а также с учетом приоритетов развития Республики Саха (Якутия), определенных стратегическими документами планирования.
Вариант I - базовый - рассматривается как основной для составления государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на 2010 - 2012 годы. Ориентирован больше на энерго-сырьевой вариант развития в условиях глобального кризиса, макроэкономические показатели при котором зависят от конъюнктуры мировых сырьевых рынков. Вариант предполагает более высокие темпы внутренней инфляции и сдержанные прогнозы по внешним условиям на мировых рынках.
Вариант II - умеренно оптимистичный - учитывает тенденции, принятые на уровне Российской Федерации, ориентируется на оживление в экономике, относительное улучшение конкурентоспособности бизнеса, сохранение высокой инвестиционной активности и осуществление ряда крупных инфраструктурных проектов, в частности, в топливно-энергетическом комплексе. Для стабилизации траектории экономического роста, соответствующей второму варианту развития, необходимо существенное увеличение эффективности экономики и усиление инвестиционной составляющей экономического роста. Второй вариант предполагает более низкие темпы внутренней инфляции и более высокие прогнозы по внешним условиям на мировых рынках. С учетом повышенного курса доллара и более низких потребительских цен исходные условия II варианта считаются более благоприятными для социально-экономического развития республики.
Средний курс доллара США к рублю по итогам 2008 года составил 24,9 рублей. С середины ноября 2008 года, когда стоимость бивалютной корзины ненамного превышала 30 рублей, Центробанк России проводил плавную девальвацию рубля, постепенно понижая курс российской валюты по отношению к бивалютной корзине. 22 января 2009 года Банк России установил верхнюю границу коридора бивалютной корзины на уровне 41 рубль, завершив тем самым этап плавной девальвации.
На прогнозируемый период 2010 - 2012 годы в Российской Федерации предполагается некоторое понижение курса рубля с 32,6 рублей в 2009 году до 39,2 рублей за 1 доллар в 2012 году.
В прогнозе социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) среднегодовой курс доллара за 1 доллар США принят согласно утвержденным параметрам прогноза социально-экономического развития Российской Федерации: на 2009 год - 32,6 рублей, на 2010 год - 34,5 рублей.
На 2011 - 2012 годы принят вариативный курс доллара:
по I варианту - курс доллара соответствует предварительным проектировкам Минэкономразвития России и принят в пределах утвержденных параметров прогноза социально-экономического развития РФ, учитывает общую тенденцию к удешевлению рубля относительно доллара, при этом оценивается как наиболее вероятный при сохранении существующих тенденций на улучшение ситуации на внутреннем валютном рынке и стабилизацию курсовых ожиданий.
по II варианту - принимается в соответствии с вариантами 1а и 2а сценарных условий Российской Федерации.
Инфляция на потребительском рынке Республики Саха (Якутия) по итогам 2008 года составила 112,5% (декабрь 2008 года к декабрю 2007 года) при расчетном среднегодовом значении 110%.
С учетом наличия значительной доли завозимой продукции из-за пределов республики в структуре потребительского спроса, в условиях ослабления курса рубля по отношению к иностранной валюте и соответствующего удорожания импортируемых товаров, при сохранении темпов роста на тарифы субъектов естественных монополий, оценка среднегодового значения индекса потребительских цен на 2009 год составляет 112,7% (декабрь 2009 года к декабрю 2008 года - 112,5%). К 2012 году прогнозируется некоторое снижение темпов роста индекса потребительских цен до 109% по I варианту и 107,5% по II варианту прогноза. С учетом внешних и внутренних условий, оценка темпов роста потребительских цен, предложенная в I варианте, является наиболее вероятной. Более низкие темпы роста потребительских цен по II варианту соответствуют сценарным условиям Российской Федерации.
Приоритетной задачей тарифной политики при этом, согласно сценарным условиям Российской Федерации, в 2010 - 2012 годах является ограничение темпов роста тарифов субъектов естественных монополий при сохранении текущей надежности и качества снабжения потребителей товарами и услугами субъектов естественных монополий.
Достижение этой цели должно осуществляться на основе оптимизации операционных расходов субъектов естественных монополий, сокращения стоимости инвестиционных проектов и отказа от ряда проектов, реализация которых в текущих условиях нецелесообразна, повышения энергоэффективности экономики.
Вместе с тем рост регулируемых тарифов на территориях неценовых зон и изолированных энергосистем будет несколько выше, чем в ценовых зонах.
Расчет прогнозных показателей товарной продукции и финансового результата на 2010 - 2012 годы произведен в обоих вариантах с применением индексов-дефляторов на виды продукции и услуг, согласованных Министерством экономического развития Республики Саха (Якутия) с Государственным комитетом по ценовой политике - Региональной энергетической комиссией Республики Саха (Якутия).