Действующий

О ПРОГНОЗЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2010 ГОД И НА ПЕРИОД ДО 2012 ГОДА (с изменениями на: 21.09.2010)

Транспортный комплекс

Реализация приоритетных направлений развития транспортного комплекса республики основана на Транспортной стратегии Республики Саха (Якутия) до 2025 года, государственной целевой программе "Развитие транспортного комплекса Республики Саха (Якутия) на 2007 - 2011 годы и основные направления развития до 2015 года".

В предстоящий период ожидаются существенные изменения, связанные с решением важнейшей задачи транспортного строительства - сооружения железнодорожной линии Беркакит-Томмот-Якутск и созданием опорной сети путей сообщений с выходом на единую транспортную сеть Российской Федерации. С вводом магистрали кардинально изменится схема товародвижения и распределение грузопотоков между видами транспорта, что приведет к созданию крупных транспортных логистических центров.

Протяженность действующей железнодорожной линии общего пользования на территории Республики Саха (Якутия) составляет 525 км, в т.ч.:

137,2 км - участок ДВЖД - филиала ОАО "РЖД" от границы республики до ст. Нерюнгри-грузовая: 27,9 км - участок Восточно-Сибирской железной дороги;

359,6 км - пусковой комплекс в режиме временной эксплуатации Беркакит-Томмот строящейся железнодорожной линии Беркакит-Томмот-Якутск, строительство которого велось в период с 1982 года по 2004 год.

На данном участке расположены 13 раздельных пунктов, из которых 7 - станции. На станциях Алдан и Томмот имеются грузовые дворы и контейнерные площадки, а также вокзалы.

Эксплуатирует данный участок ОАО АК "Железные дороги Якутии", локомотивный парк которого составляет 20 единиц, в т.ч. 8 магистральных и 12 маневренных тепловозов. За год Компанией перевозится в среднем до 2 млн. грузов, в составе которых более 70% приходится на уголь, главным образом, для нужд Алданского района. Пассажирское движение открыто в августе 2004 года. Ежегодно перевозится более 100 тыс. пассажиров.

В 2013 году предусматривается ввод в эксплуатацию пускового комплекса Томмот-Якутск (Нижний Бестях) протяженностью 452 км. Сооружение совмещенного автомобильно-железнодорожного мостового перехода через реку Лена протяженностью 3,2 км с учетом нормативных сроков его строительства (около 6 лет) планируется в период 2010 - 2015 годы.

Прогноз перевозок на железнодорожной линии Беркакит-Томмот-Якутск разработан с учетом увеличения средней дальности перевозок и ввода в эксплуатацию участка Томмот-Кердем пускового комплекса Томмот - Якутск (Нижний Бестях). Учтено увеличение объемов добычи угля и реализация инвестиционного проекта "Комплексное развитие Южной Якутии". В период с 2009 по 2013 годы продолжится строительство пускового комплекса Томмот-Якутск (Нижний Бестях).

Будет продолжено строительство автомобильных дорог, формирующих опорную сеть республики.

В рамках реализации крупных инфраструктурных проектов на территории республики планируется строительство автомобильных подъездных путей к местам залегания природных ресурсов.

Протяженность автомобильных дорог общего пользования в 2009 году составит 24 933 тыс. км, в том числе с твердым покрытием 7 627 тыс. км. К 2012 году протяженность автомобильных дорог общего пользования возрастет на 5% к 2009 году.

Прирост объема пассажироперевозок в 2012 году составит 10,9% к 2009 году. Будут проведены мероприятия по обновлению и модернизации магистрального и внутрирегионального парка воздушных судов авиакомпаний республики.

Рост объема грузовых перевозок в 2012 году составит 110,8% к 2009 году.

Учитывая социальную значимость внутриулусных авиаперевозок, будет продолжено их субсидирование за счет средств республиканского бюджета.

На базе ГУП "Аэропорт Якутск" планируется создание крупного транспортно-логистического узла (хаба), который позволит обеспечить эффективное взаимодействие всех видов транспорта и хозяйствующих субъектов, выполняющих операции по организации и обслуживанию международных, внутрироссийских и региональных пассажирских и грузовых перевозок.

В целом по речному транспорту объемы перевозок грузов в 2009 году ниже показателей 2008 года и составят 27 622 тыс. тонн или 89,6% к уровню 2008 года. Прирост объемов грузоперевозок в 2012 году составит 7,5% к 2009 году.

В связи с реализацией инвестиционных проектов на территории республики прогнозируется рост объемов перевозок грузов автомобильным транспортом в среднем на 8 - 10% ежегодно. В 2012 году данный показатель составит 31 514 тысяч тонн или 114,1% к 2009 году. Грузооборот к 2012 году вырастет на 12,7% к 2009 году.

В разрезе районов республики наибольшие объемы перевозок автомобильным транспортом прогнозируются в районах с развитой производственной инфраструктурой. Это предприятия Ленского, Алданского, Мирнинского районов, г. Якутска с прилегающими территориями.

В связи с дальнейшим развитием автомобильной инфраструктуры, введением автодорог "Вилюй" и "Колыма", стабилизацией перевозок пассажиров льготных категорий граждан объем перевозок пассажиров автомобильным транспортом в 2012 году составит 110,9% к 2009 году.

С созданием опорной сети автомобильных дорог и строительством железной дороги до г. Якутска определены основные меры по восстановлению системы автовокзалов на территории республики и модернизации парка подвижного состава для организации пассажирских перевозок.