Недействующий

О КОМПЛЕКСНОМ ПЛАНЕ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2009 - 2011 ГОДЫ

I. Содержание проблемы


В Республике Саха (Якутия) по состоянию на 01.01.2009 функционируют 726 дошкольных образовательных учреждений, которые посещают 53 580 детей в возрасте от 1 до 6 лет. Показатель охвата детей дошкольным образованием составляет 67,4%. Из года в год увеличивается разница между обеспеченностью местами в дошкольных образовательных учреждениях городской и сельской местности. В городах и поселках городского типа ситуация более неблагоприятная, чем в сельской местности. Так, если в сельской местности республики охват дошкольными образовательными учреждениями поступательно увеличивался и в 2009 году составил 72,6%, то в городской местности наоборот - уменьшался и составил 64,1%. Существенно варьируется показатель в районном разрезе: меньше, чем в среднем по республике, охвачено детей дошкольными образовательными учреждениями в г. Якутске (54,6%), Намском улусе (51,1%), Анабарском (54,8%), Мегино-Кангаласском (57,5%), Верхневилюйском (60,4%), Усть-Алданском (61,7%), Нюрбинском (61,9%), в Сунтарском (64,7%), Чурапчинском улусах (66,8%). Почти 37% городских и 27% сельских детей не посещали дошкольные образовательные учреждения, что означает усиление неравенства стартовых возможностей для детей при поступлении в школу. Во многих случаях это означает, что дети не готовы к школе, не справятся со школьной программой и в дальнейшем не получат качественного образования.

Как результат недостаточности мест, неуклонно возрастает численность детей, нуждающихся в устройстве в дошкольные образовательные учреждения. На начало 2008 года она составила 20,2 тыс. человек, что больше, чем в 2000 году, на 21%. Для решения данной проблемы на первый план выдвигается задача расширения сети дошкольных образовательных учреждений.

По данным государственной статистики на 1 января 2009 года средняя укомплектованность дошкольных образовательных учреждений составляет 109 детей на 100 проектных мест, по Российской Федерации - 99. С перегрузкой сверх санитарных нормативов функционирует 15,7 процентов от общего числа дошкольных образовательных учреждений.

Для удовлетворения спроса населения на разнообразные услуги учреждений системы дошкольного образования в республике работают дошкольные образовательные учреждения с приоритетными направлениями интеллектуального, художественно-эстетического, физического, экологического развития воспитанников, компенсирующего, комбинированного вида, ухода и присмотра, прогимназии, Центры развития ребенка - детские сады. При этом остро стоит проблема недостатка групп для детей с 1 года 6 месяцев до 3 лет, открытие которых является одной из действенных мер помощи молодым семьям.

Условия для сохранения и укрепления здоровья в большинстве случаев зависят от деятельности учредителей по укреплению материально-технической базы дошкольных образовательных учреждений. Российской Федерацией в интегральном рейтинге дошкольных учреждений учитываются удельный вес дошкольных образовательных учреждений, находящихся в аварийном состоянии, требующих капитального ремонта, имеющих все виды благоустройства. По этим показателям республика занимала в 2004 году 71 место, в 2005 году 84 место из 85 субъектов. Предстоит принять незамедлительные меры по улучшению материально-технических условий в дошкольных образовательных учреждениях, которые негативно влияют на здоровье детей.

По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия) на 1 января 2009 года, состояние материально-технической базы сети дошкольных образовательных учреждений республики показывает, что в 2009 году в аварийном состоянии находятся 146 (19,8%) детских садов от общего числа ДОУ. В зданиях, требующих капитального ремонта, работают 485 (65,5%) образовательных учреждений, что не соответствует требованиям пункта 2.2 "Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы ДОУ", а также организации безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Число дошкольных учреждений, имеющих все виды благоустройства, составляет 232 (31,4%), не имеющих водопровода - 467 (63,2%), не имеющих центрального отопления - 104 (14,1%), не имеющих канализации - 481 (65,1%), что также не соответствует требованиям пункта 2.2 "Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы ДОУ".

Число дошкольных образовательных учреждений, находящихся в деревянных зданиях, не соответствующих требованиям "Правил пожарной безопасности", составляет 557 (78,6%). Количество типовых зданий, имеющих старую планировку, не отвечающих современным требованиям, составляет 53% от общего числа дошкольных образовательных учреждений.

Материально-техническая база большинства дошкольных образовательных учреждений изношена, требует замены и ремонта технологического оборудования пищеблоков, прачечных, ощущается дефицит технических средств обучения, физкультурного оборудования, игрушек нового поколения и программно-методических пособий.

Обеспечение доступности дошкольного образования всем слоям населения независимо от места жительства, социального статуса семьи, уровня развития и здоровья ребенка зависит от расширения сети дошкольных образовательных учреждений путем строительства новых зданий.