В современном мире роль физической культуры и спорта трудно переоценить: они стали не только важными социальными, но и политическими факторами. Привлечение широких масс населения к занятиям физической культурой и спортом, а также успехи на всероссийских и международных состязаниях являются бесспорным доказательством жизнеспособности и духовной силы любой нации.
Всестороннее и эффективное развитие физической культуры и спорта является важной составной частью государственной социально-экономической политики в Республике Саха (Якутия).
В последнее время на всех уровнях государственного управления растет необходимость решения проблем обеспечения массовости и доступности физической культуры и спорта, а также организации и пропаганды занятий физической культурой и спортом как составляющей части здорового образа жизни и развития спорта высших достижений. Не подлежит сомнению, что для улучшения здоровья, благосостояния и качества жизни граждан необходимо акцентировать внимание государственных и общественных структур на дальнейшее развитие физической культуры и массового спорта.
Тем не менее, если сравнить показатель регулярно занимающихся физической культурой в Республике Саха (Якутия) со статистическими данными ведущих зарубежных стран, в которых физическими упражнениями постоянно занимаются до 40 - 50 процентов населения, то наша республика значительно отстает. В настоящее время в республике занимаются физической культурой и спортом только 17,3 процента населения (164 385 человек). Показатели здоровья и физической подготовки детей, подростков, призывников и другой молодежи, распространение алкоголизма и наркомании говорят о необходимости развития физической культуры и массового спорта.
В республике недостаточны объемы и качество физкультурно-оздоровительных услуг на предприятиях, учреждениях, слабо развита сеть спортивных объектов по месту жительства. Требуют решения проблемы организации активного отдыха молодежи, преодоления межведомственной разобщенности в управлении детско-юношескими спортивными школами (ДЮСШ), слабой материально-технической базы в городах и особенно в сельской местности.
Стратегия определяет пути совершенствования государственной политики, направленной на повышение роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни населения, увеличения количества людей, занимающихся физической культурой и спортом, обеспечения достойного выступления якутских спортсменов на российских и международных соревнованиях.
Цель разработки Стратегии - определение основных направлений, а также путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе (2009 - 2020 годы) устойчивого и динамичного развития физической культуры и спорта в Республике Саха (Якутия), формирование здорового образа жизни и потребности населения в регулярных занятиях спортом, повышение эффективности использования возможностей физической культуры и спорта в укреплении здоровья, нравственное и физическое воспитание подрастающего поколения, развитие национальных видов спорта Республики Саха (Якутия). Стратегия позволит повысить спортивное мастерство и конкурентоспособность спортсменов республики на российском и международном уровнях, обеспечит поддержку и развитие паралимпийского спорта, что в целом будет способствовать социально-экономическому развитию и улучшению качества жизни и благосостояния населения Республики Саха (Якутия).
Сегодня стало очевидным, что развитие физической культуры и спорта в республике требует комплексного и научно обоснованного системного подхода. В этой связи разработка Стратегии является первым шагом в оптимальном решении проблемы в условиях совершенствования управления развитием физической культуры и спорта, предусматривающего смещение акцентов с управления расходами на управление результатами и переход преимущественно к программно-целевым методам бюджетного планирования.
Цели, задачи и основные направления реализации Стратегии позволяют учесть все аспекты развития физической культуры и спорта в Республике Саха (Якутия) и определить приоритетность тех или иных мероприятий. В рамках Стратегии, помимо распределения полномочий между органами исполнительной власти на республиканском и муниципальном уровнях, предусмотренных законодательством РФ, предполагается широкое участие общественных организаций, коммерческих структур, юридических и физических лиц. Также будут определены показатели и критерии оценки, которые позволят ежегодно оценивать результаты тех или иных мероприятий на каждом этапе реализации Стратегии.
Для успешной реализации Стратегии развития физической культуры и спорта в Республике Саха (Якутия) на 2009 - 2020 годы предлагаются следующие направления:
приоритетным станет развитие физической культуры и массового спорта по месту жительства граждан, в образовательных учреждениях, на предприятиях и учреждениях;
предполагается активное развитие детско-юношеского и студенческого спорта, адаптивной физической культуры, спорта для лиц с ограниченными возможностями и инвалидов;
дальнейшая пропаганда и развитие народных игр и национальных видов спорта Якутии;
развитие спорта высших достижений будет достигнуто путем повышения квалификации тренеров, организации научных исследований и опытно-конструкторских разработок, модернизации специализированной инфраструктуры, научно-методического и организационного обеспечения подготовки высококвалифицированных спортсменов, налаживания сотрудничества с Федеральным антидопинговым центром;
планируется проводить мониторинг среди населения в оценке действий государства в области физической культуры, также отслеживать статистику по количеству регулярно занимающихся физкультурой и спортом.