Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА

II. Основные факторы, создающие проблемы в развитии физической культуры и спорта в Республике Саха (Якутия)

При определении направлений развития физической культуры и спорта необходимо учитывать региональные особенности Республики Саха (Якутия): географические, климатические, транспортные и другие.

В настоящее время имеется ряд факторов и проблем, не позволяющих эффективно развивать физическую культуру и спорт в республике и требующих неотложного решения, а именно:

2.1. Характерные проблемы в работе с детьми и учащейся молодежью в образовательных учреждениях (дошкольных, общеобразовательных, дополнительного образования), а также в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования:

недостаточное финансирование на муниципальном уровне детско-юношеских спортивных школ, спортивных сооружений в наслегах;

в большинстве образовательных учреждений уроки физической культуры в начальной школе проводятся в актовых залах или коридорах учителями начальных классов, не имеющими специального физкультурного образования;

недостаточное количество преподавательских и тренерских кадров, низкий уровень профессиональной подготовки учителей, преподавателей физической культуры, тренеров, недостаточная организация мероприятий и мер по повышению их квалификации;

низкий уровень методического обеспечения и использования современных и эффективных технологий, слабый контроль за организацией учебной и внеучебной работы по физическому воспитанию школьников, учащихся и студентов;

недостаточная пропаганда физической культуры и спорта как составляющей части здорового образа жизни, включая заботу о здоровье будущего поколения;

слабая материально-техническая база для занятий физической культурой и спортом;

неполная нагрузка использования имеющихся спортивных сооружений;

недостаточное количество массовых детских спортивных мероприятий, соревнований на муниципальном и республиканском уровнях, отсутствие новых привлекательных форм для вовлечения школьников и молодежи к занятиям физической культурой и спортом;

недостаточное количество отделений по национальным видам спорта в детско-юношеских спортивных школах;

отсутствие республиканской программы развития системы детско-юношеского спорта на долгосрочную перспективу;

низкий уровень заработной платы инструкторов физического воспитания дошкольных учреждений, инструкторов физической культуры и спорта спортивных сооружений, учителей и преподавателей физической культуры в учебных заведениях, тренеров ДЮСШ, других специалистов сферы физической культуры и спорта;

неэффективное использование имеющегося потенциала научных учреждений и высших учебных заведений физической культуры для подготовки спортивного резерва;

недостаточная оснащенность высших учебных заведений современной научно-исследовательской аппаратурой, затрудняющая проведение серьезных научных исследований, и, как следствие, отсутствие научно обоснованной системы подготовки сборных команд республики и спортивного резерва.

2.2. В работе со взрослым населением:

отсутствие централизованной поставки спортивного инвентаря и оборудования для населения, специализированных спортивных магазинов в районах;

слабая организация физкультурно-спортивной работы по месту жительства в городах, поселках, наслегах;

малый охват занятиями физической культурой и спортом, массовыми физкультурно-спортивными мероприятиями неработающей и работающей молодежи, взрослого населения по всем возрастным категориям;

недостаток современных методик по профессионально-прикладной физической культуре и оздоровлению с учетом специфики условий труда работников;

недостаточное количество спортивных секций по видам спорта, групп общей физической подготовки и физкультурно-оздоровительных систем для взрослого населения, в том числе и по оказанию платных физкультурно-оздоровительных услуг;

отсутствие законодательной базы развития частных и коммерческих спортклубов;

недостаточный охват физической культурой и спортом женской части населения;

слабое развитие частных, коммерческих клубов спортивной и оздоровительной направленности.

2.3. В работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами:

практически полное отсутствие специализированных спортивных сооружений, оборудования и инвентаря;

недостаток профессиональных кадров по работе с данным контингентом;