При определении направлений развития физической культуры и спорта необходимо учитывать региональные особенности Республики Саха (Якутия): географические, климатические, транспортные и другие.
В настоящее время имеется ряд факторов и проблем, не позволяющих эффективно развивать физическую культуру и спорт в республике и требующих неотложного решения, а именно:
2.1. Характерные проблемы в работе с детьми и учащейся молодежью в образовательных учреждениях (дошкольных, общеобразовательных, дополнительного образования), а также в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования:
недостаточное финансирование на муниципальном уровне детско-юношеских спортивных школ, спортивных сооружений в наслегах;
в большинстве образовательных учреждений уроки физической культуры в начальной школе проводятся в актовых залах или коридорах учителями начальных классов, не имеющими специального физкультурного образования;
недостаточное количество преподавательских и тренерских кадров, низкий уровень профессиональной подготовки учителей, преподавателей физической культуры, тренеров, недостаточная организация мероприятий и мер по повышению их квалификации;
низкий уровень методического обеспечения и использования современных и эффективных технологий, слабый контроль за организацией учебной и внеучебной работы по физическому воспитанию школьников, учащихся и студентов;
недостаточная пропаганда физической культуры и спорта как составляющей части здорового образа жизни, включая заботу о здоровье будущего поколения;
слабая материально-техническая база для занятий физической культурой и спортом;
неполная нагрузка использования имеющихся спортивных сооружений;
недостаточное количество массовых детских спортивных мероприятий, соревнований на муниципальном и республиканском уровнях, отсутствие новых привлекательных форм для вовлечения школьников и молодежи к занятиям физической культурой и спортом;
недостаточное количество отделений по национальным видам спорта в детско-юношеских спортивных школах;
отсутствие республиканской программы развития системы детско-юношеского спорта на долгосрочную перспективу;
низкий уровень заработной платы инструкторов физического воспитания дошкольных учреждений, инструкторов физической культуры и спорта спортивных сооружений, учителей и преподавателей физической культуры в учебных заведениях, тренеров ДЮСШ, других специалистов сферы физической культуры и спорта;
неэффективное использование имеющегося потенциала научных учреждений и высших учебных заведений физической культуры для подготовки спортивного резерва;
недостаточная оснащенность высших учебных заведений современной научно-исследовательской аппаратурой, затрудняющая проведение серьезных научных исследований, и, как следствие, отсутствие научно обоснованной системы подготовки сборных команд республики и спортивного резерва.
2.2. В работе со взрослым населением:
отсутствие централизованной поставки спортивного инвентаря и оборудования для населения, специализированных спортивных магазинов в районах;
слабая организация физкультурно-спортивной работы по месту жительства в городах, поселках, наслегах;
малый охват занятиями физической культурой и спортом, массовыми физкультурно-спортивными мероприятиями неработающей и работающей молодежи, взрослого населения по всем возрастным категориям;
недостаток современных методик по профессионально-прикладной физической культуре и оздоровлению с учетом специфики условий труда работников;
недостаточное количество спортивных секций по видам спорта, групп общей физической подготовки и физкультурно-оздоровительных систем для взрослого населения, в том числе и по оказанию платных физкультурно-оздоровительных услуг;
отсутствие законодательной базы развития частных и коммерческих спортклубов;
недостаточный охват физической культурой и спортом женской части населения;
слабое развитие частных, коммерческих клубов спортивной и оздоровительной направленности.
2.3. В работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами:
практически полное отсутствие специализированных спортивных сооружений, оборудования и инвентаря;
недостаток профессиональных кадров по работе с данным контингентом;