Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ВОДОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ДО 2020 ГОДА


5.2. Экономические и финансовые механизмы


Предлагается следующий комплекс механизмов для достижения целей Концепции:

применение программных методов решения водохозяйственных проблем;

создание систем учета и социально-экономической оценки водных ресурсов;

стимулирование рационального водопользования, пополнения доходов бюджетной системы, активизации инвестиционного и инновационного процессов.

Исполнение этих механизмов будет определять такие индикаторы, как безопасность жизнедеятельности и продолжительность жизни населения, безопасность, полезность и достаточность питьевой воды и т.д.

Все это является важнейшим условием реализации государственной водохозяйственной политики. Средства изыскиваются из бюджетов федерального, регионального и муниципального уровней в соответствии с обязательствами, вытекающими из действующего законодательства. Должны предусматриваться корректировка существующих программ и разработка новых, направленных на реализацию государственной политики в сфере рационального использования и охраны водных объектов на территории Республики Саха (Якутия), в том числе программ "Чистая вода" и "Защита населенных пунктов и объектов экономики Республики Саха (Якутия) от наводнений и других видов негативного воздействия вод".

Концепция принимается во время экономического кризиса, охватившего мировую экономику. Предлагается использовать формулу, получившую в свое время широкое распространение в бывших социалистических странах (Венгрии, Польше, Чехии), также не располагавшими достаточными финансовыми возможностями в постсоветское время: "малыми средствами - большие дела". Речь идет, прежде всего, о подготовке кадров нового поколения, а также о наведении элементарного порядка в водопользовании, контроле за использованием воды, за образующимися отходами и т.д. Большой эффект может дать привлечение широких слоев общественности, включая школьников и студентов, в частности, к очистке водных объектов, контролю за использованием воды и т.д.

Необходимо реализовать комплекс экономических и административных мер, в том числе по стимулированию приборного учета водных ресурсов и пропаганде необходимости оборудования жилого фонда счетчиками воды, обеспечить оборудование системами учета воды вводимых объектов капитального строительства.

Возможно, не в полной мере, в том числе по экономическим показаниям, оправдан насаждаемый отказ от потребления населением в питьевых целях талой (ледовой) воды, как практически дистиллированной и не содержащей нужных для человека микроэлементов. Дарованная природой очистка воды вымораживанием, по своей эффективности примерно равная очистке с применением явления обратного осмоса, может дополняться специальными кондиционирующими добавками. Закупка и монтаж очистительных установок должны производиться с учетом подобной альтернативы.

Целесообразно обеспечить льготное кредитование отдельных мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации систем оборотного и повторно-последовательного водоснабжения, оросительных систем и внедрению инновационных маловодных технологий на условиях сниженных процентных ставок за кредит с использованием механизмов субсидирования и предоставлением частичной или полной компенсации процентной ставки банковского кредита и части его стоимости за счет бюджетных средств при условии, что кредиты привлекаются на приобретение современных технологий и технических средств.

На основе новейших технологических решений возможно обеспечить реконструкцию и модернизацию находящихся в государственной собственности водопроводных систем в целях снижения потерь воды.

Реализация мероприятий по повышению рациональности использования водных ресурсов позволит обеспечить снижение водоемкости экономики республики и повышение национальной конкурентоспособности.