Действующий

О МЕРАХ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЮ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) (с изменениями на: 04.02.2011)


Энергоэффективность экономики РФ и РС(Я)

 2001

 2002

 2003

 2004

 2005

 2006

 2007

 2008

 2009

Валовой

региональный

продукт Республики

Саха (Якутия) в

рыночных ценах,

млрд. руб.        



 61,6



114,9



130,4



153,5



183,0



205,8



246,5



305,0



340,9

- в ценах 2000

года              

 82,6

 83,5

 85,4

 90,5

 97,2

 98,5

106,3

119,6

121,5

дефлятор ВРП, % к

пред. году        

112,9

111,0

111,0

111,0

111,0

111,0

110,0

110,0

дефлятор ВРП, % к

2000 году         

121,9

137,6

152,8

169,6

188,2

208,9

231,9

255,1

280,6

Энергопотребление,

млн. т.у.т.       

 8,17

 7,82

 7,65

 7,53

 7,55

 7,64

 7,88

 8,44

 8,62

Энергоемкость ВРП

Республики Саха

(Якутия) в ценах

2000 г., кг

у.т./тыс. руб.    



 98,9



 93,6



 89,7



 83,2



 77,7



 77,6



 74,1



 70,6



 70,9

Для сравнения:

Энергоемкость ВВП

Российской

Федерации в ценах

2000 г., кг

у.т./тыс. руб.    



153,4



144,8



137,5



130,9



124,3



113,2



104,7



 ...



 ...


Энергоемкость ВВП России и ВРП Якутии (по паритету покупательной способности) до 5 раз выше, чем в развитых странах (например, в Японии на 1 $ ВВП расходуется 200 г у.т. при аналогичном показателе в РФ и в РС(Я) - более 1 кг у.т.).

Объективными причинами высокой энергоемкости являются суровый климат, большие расстояния, неразвитая инфраструктура, сырьевая направленность экономики. Данные обстоятельства усугубляются отсутствием экономических стимулов для внедрения энергоэффективных технологий и мероприятий во всех сферах экономики, в том числе в бюджетной сфере, жилищно-коммунальном хозяйстве.

Если предприятия реального сектора экономики в целях снижения затрат на производство продукции проводят плановую работу по сокращению потребления электроэнергии, нефти, дизельного топлива, вносят изменения в топливный баланс в части потребления более дешевых видов топливных ресурсов, то процессы энергоресурсосбережения в бюджетной сфере и в коммунальном комплексе не носят системного характера.

Проведение энергосберегающих мероприятий для Республики Саха (Якутия) с ее огромными расстояниями, суровыми климатическими условиями, затяжным отопительным сезоном - важнейшая задача. Объемы финансирования из бюджетов всех уровней коммунальных услуг учреждениями бюджетной сферы и компенсации разницы между экономически обоснованными и действующими тарифами для населения в 2010 году достигли 15 млрд. рублей.

Пока существенного улучшения в части проведения ключевых реформ в жилищно-коммунальном хозяйстве республики добиться не удалось.

Доля убыточных предприятий в отрасли продолжает оставаться высокой: по итогам 2009 года убыточными являлись 54% от числа организаций ЖКХ.

Значительный износ коммунальной инфраструктуры (в 2008 г. - 60%, в 2009 г. - 59%) приводит к увеличению потерь коммунальных ресурсов: потери воды составили в 2008 году - 24%, в 2009 году - 27%, тепловой энергии в 2008 году - 19%, в 2009 году - 21%.

По показателям приборов учета в 2009 году счета выставлены только за 12% объема отпуска холодной воды, за 7% объема отпуска горячей воды, за 93% объема отпуска газа, за 12% объема отпуска тепловой энергии.

В Республике Саха (Якутия) ведется работа по сокращению затрат на жилищно-коммунальный комплекс, в том числе созданы зоны энергоэффективности в трех муниципальных образованиях (в Усть-Янском, Усть-Майском и Хангаласском районах).

От реализации мероприятий энергосбережения в бюджетной сфере и жилом фонде в Усть-Янском районе за 2006 - 2009 годы получена суммарная экономия в объеме 150 млн. рублей, что составило ежегодно порядка 25% от расходов на коммунальные услуги в бюджетной сфере и жилом фонде.

В 2010 году в г. Покровске Хангаласского района выполняются работы по модернизации коммунальной инфраструктуры, по установке приборов учета тепла и воды. На эти цели выделено 43 млн. рублей.

По договору с АК "АЛРОСА" ведутся работы по установке приборов учета в г. Ленске. За счет средств муниципальных образований и внебюджетных источников проводятся аналогичные работы по установке приборов учета в п. Хандыга, в городах Алдане и Нерюнгри.

Работы по установке приборов учета и модернизации носят точечный характер и не решают в комплексе проблему реализации энергосберегающих мероприятий в республике.

Внедренная практика разработки и принятия на республиканском уровне муниципальных комплексных программ, включающих в себя разделы по развитию жилищно-коммунального хозяйства, реализация республиканских программ "Реформирование и развитие жилищно-коммунального комплекса Республики Саха (Якутия) на 2007 - 2011 годы", "Техническая модернизация объектов теплоснабжения в Республике Саха (Якутия)", "Перевод котельных Республики Саха (Якутия) на угольное топливо в 2008 - 2011 г.г.", ремонтная программа ГУП "Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)" пока не дали ощутимых результатов.

Перечень основных рекомендаций по устранению накопившихся проблем в жилищно-коммунальном хозяйстве, определенный в Докладе об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

необходимо развивать конкурентные отношения в сфере управления и обслуживания жилищного фонда путем развития рынка частных управляющих компаний;

развивать инициативу собственников жилья;

повышать энергоэффективность за счет снижения теплопотерь при содержании жилищного фонда, стимулирования наиболее эффективных технологий производства тепловой энергии, установки приборов учета потребляемых электроэнергии, тепла и воды;

вводить системную практику принятия в муниципальных образованиях комплексных программ развития коммунальной инфраструктуры.

Современное состояние электроэнергетики Республики Саха (Якутия) характеризуется наличием острейших проблем (старение оборудования, недостаток инвестиций и т.д.), большой доли физически и морально устаревшего оборудования, требующих безотлагательного решения. Износ объектов электроэнергетики в среднем составляет более 50%, в том числе износ линий электропередачи - 75%, тепловых сетей - 51%, силового и прочего оборудования - 61%, подстанций - 81%, машин и оборудования - 62%.