2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | |
Валовой региональный продукт Республики Саха (Якутия) в рыночных ценах, млрд. руб. | 61,6 | 114,9 | 130,4 | 153,5 | 183,0 | 205,8 | 246,5 | 305,0 | 340,9 |
- в ценах 2000 года | 82,6 | 83,5 | 85,4 | 90,5 | 97,2 | 98,5 | 106,3 | 119,6 | 121,5 |
дефлятор ВРП, % к пред. году | 112,9 | 111,0 | 111,0 | 111,0 | 111,0 | 111,0 | 110,0 | 110,0 | |
дефлятор ВРП, % к 2000 году | 121,9 | 137,6 | 152,8 | 169,6 | 188,2 | 208,9 | 231,9 | 255,1 | 280,6 |
Энергопотребление, млн. т.у.т. | 8,17 | 7,82 | 7,65 | 7,53 | 7,55 | 7,64 | 7,88 | 8,44 | 8,62 |
Энергоемкость ВРП Республики Саха (Якутия) в ценах 2000 г., кг у.т./тыс. руб. | 98,9 | 93,6 | 89,7 | 83,2 | 77,7 | 77,6 | 74,1 | 70,6 | 70,9 |
Для сравнения: Энергоемкость ВВП Российской Федерации в ценах 2000 г., кг у.т./тыс. руб. | 153,4 | 144,8 | 137,5 | 130,9 | 124,3 | 113,2 | 104,7 | ... | ... |
Энергоемкость ВВП России и ВРП Якутии (по паритету покупательной способности) до 5 раз выше, чем в развитых странах (например, в Японии на 1 $ ВВП расходуется 200 г у.т. при аналогичном показателе в РФ и в РС(Я) - более 1 кг у.т.).
Объективными причинами высокой энергоемкости являются суровый климат, большие расстояния, неразвитая инфраструктура, сырьевая направленность экономики. Данные обстоятельства усугубляются отсутствием экономических стимулов для внедрения энергоэффективных технологий и мероприятий во всех сферах экономики, в том числе в бюджетной сфере, жилищно-коммунальном хозяйстве.
Если предприятия реального сектора экономики в целях снижения затрат на производство продукции проводят плановую работу по сокращению потребления электроэнергии, нефти, дизельного топлива, вносят изменения в топливный баланс в части потребления более дешевых видов топливных ресурсов, то процессы энергоресурсосбережения в бюджетной сфере и в коммунальном комплексе не носят системного характера.
Проведение энергосберегающих мероприятий для Республики Саха (Якутия) с ее огромными расстояниями, суровыми климатическими условиями, затяжным отопительным сезоном - важнейшая задача. Объемы финансирования из бюджетов всех уровней коммунальных услуг учреждениями бюджетной сферы и компенсации разницы между экономически обоснованными и действующими тарифами для населения в 2010 году достигли 15 млрд. рублей.
Пока существенного улучшения в части проведения ключевых реформ в жилищно-коммунальном хозяйстве республики добиться не удалось.
Доля убыточных предприятий в отрасли продолжает оставаться высокой: по итогам 2009 года убыточными являлись 54% от числа организаций ЖКХ.
Значительный износ коммунальной инфраструктуры (в 2008 г. - 60%, в 2009 г. - 59%) приводит к увеличению потерь коммунальных ресурсов: потери воды составили в 2008 году - 24%, в 2009 году - 27%, тепловой энергии в 2008 году - 19%, в 2009 году - 21%.
По показателям приборов учета в 2009 году счета выставлены только за 12% объема отпуска холодной воды, за 7% объема отпуска горячей воды, за 93% объема отпуска газа, за 12% объема отпуска тепловой энергии.
В Республике Саха (Якутия) ведется работа по сокращению затрат на жилищно-коммунальный комплекс, в том числе созданы зоны энергоэффективности в трех муниципальных образованиях (в Усть-Янском, Усть-Майском и Хангаласском районах).
От реализации мероприятий энергосбережения в бюджетной сфере и жилом фонде в Усть-Янском районе за 2006 - 2009 годы получена суммарная экономия в объеме 150 млн. рублей, что составило ежегодно порядка 25% от расходов на коммунальные услуги в бюджетной сфере и жилом фонде.
В 2010 году в г. Покровске Хангаласского района выполняются работы по модернизации коммунальной инфраструктуры, по установке приборов учета тепла и воды. На эти цели выделено 43 млн. рублей.
По договору с АК "АЛРОСА" ведутся работы по установке приборов учета в г. Ленске. За счет средств муниципальных образований и внебюджетных источников проводятся аналогичные работы по установке приборов учета в п. Хандыга, в городах Алдане и Нерюнгри.
Работы по установке приборов учета и модернизации носят точечный характер и не решают в комплексе проблему реализации энергосберегающих мероприятий в республике.
Внедренная практика разработки и принятия на республиканском уровне муниципальных комплексных программ, включающих в себя разделы по развитию жилищно-коммунального хозяйства, реализация республиканских программ "Реформирование и развитие жилищно-коммунального комплекса Республики Саха (Якутия) на 2007 - 2011 годы", "Техническая модернизация объектов теплоснабжения в Республике Саха (Якутия)", "Перевод котельных Республики Саха (Якутия) на угольное топливо в 2008 - 2011 г.г.", ремонтная программа ГУП "Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)" пока не дали ощутимых результатов.
Перечень основных рекомендаций по устранению накопившихся проблем в жилищно-коммунальном хозяйстве, определенный в Докладе об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
необходимо развивать конкурентные отношения в сфере управления и обслуживания жилищного фонда путем развития рынка частных управляющих компаний;
развивать инициативу собственников жилья;
повышать энергоэффективность за счет снижения теплопотерь при содержании жилищного фонда, стимулирования наиболее эффективных технологий производства тепловой энергии, установки приборов учета потребляемых электроэнергии, тепла и воды;
вводить системную практику принятия в муниципальных образованиях комплексных программ развития коммунальной инфраструктуры.
Современное состояние электроэнергетики Республики Саха (Якутия) характеризуется наличием острейших проблем (старение оборудования, недостаток инвестиций и т.д.), большой доли физически и морально устаревшего оборудования, требующих безотлагательного решения. Износ объектов электроэнергетики в среднем составляет более 50%, в том числе износ линий электропередачи - 75%, тепловых сетей - 51%, силового и прочего оборудования - 61%, подстанций - 81%, машин и оборудования - 62%.