Действующий

О МЕРАХ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЮ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) (с изменениями на: 04.02.2011)

6. Оценка эффективности Программы


В соответствии с требованиями ФЗ-261:

каждое бюджетное учреждение обязано обеспечить снижение в сопоставимых условиях объема потребленных им воды, дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля в сравнении с 2009 годом с ежегодным снижением не менее чем на 3 процента;

до 1 января 2011 года органы государственной власти, органы местного самоуправления, собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию;

до 1 января 2012 года собственники жилых домов, дачных домов или садовых домов обязаны обеспечить установку коллективных приборов учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

Должны быть проведены энергетические обследования органов государственной власти, органов местного самоуправления, организации с участием государства или муниципального образования, организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, организации, осуществляющие производство и (или) транспортировку воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, добычу природного газа, нефти, угля, производство нефтепродуктов, переработку природного газа, нефти, транспортировку нефти, нефтепродуктов, организации, совокупные затраты которых на потребление природного газа, дизельного и иного топлива, мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии превышают десять миллионов рублей за календарный год, организации, проводящие мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, финансируемые полностью или частично за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.

Обязательным условием должно стать обязательное заключение энергосервисного договора (контракта), содержащего условия о величине экономии энергетических ресурсов, о сроке действия энергосервисного договора (контракта), иные обязательные условия энергосервисных договоров (контрактов), иные определенные соглашением сторон условия, установленные законодательством Российской Федерации.

Основополагающими факторами, определяющими ход процесса энергосбережения, являются изменения количественных показателей (индикаторов) на протяжении всего срока реализации программы.

Перечень целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности утвержден постановлениями Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 года N 1225 "О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности", Правительства Республики Саха (Якутия) от 3 мая 2010 года N 190 "Об установлении целевых показателей (индикаторов) энергетической эффективности в Республике Саха (Якутия)".

Динамика изменения индикаторов позволит проводить объективный анализ и выявлять тенденции соответствия проделанной работы намеченным результатам.

При этом под результатами реализации программных мероприятий понимается достижение следующих основных результатов:

энергоемкость валового регионального продукта Республики Саха (Якутия) к 2020 году должна снизиться на 40% по сравнению с 2007 годом и составить 44,5 кг у.т./ тыс. руб. в ценах 2000 г., или 19,1 кг у.т./тыс. руб. в ценах 2007 года;

от реализации мероприятий программы годовая экономия первичных энергоресурсов достигнет не менее 110 тыс. т.у.т. в 2012 году и 320 тыс. т.у.т. в 2020 году;

обеспечение за счет реализации мероприятий программы суммарной экономии топливно-энергетических ресурсов не менее 220 тыс. т.у.т. на первом этапе (2010 - 2012 годы) и не менее 1 900 тыс. т.у.т. за весь срок реализации программы (2010 - 2020 годы);

получение годовой экономии при приобретении энергоресурсов всеми потребителями: в 2012 году - 593 млн. руб., в 2020 году - 2 595 млн. руб. (в текущих ценах);

обеспечение суммарной экономии затрат на энергию всеми потребителями энергоресурсов: в 2010 - 2020 годах - свыше 15 млрд. руб. (в текущих ценах).

Эффективность расходования бюджетных средств, выделяемых на реализацию Программы, оценивается: экономией бюджетных средств на оплату энергоносителей организациям бюджетной сферы и коммунального хозяйства, снижением расходов на дотирование энергопотребления населения.

Годовая экономия средств бюджетов всех уровней на оплату коммунальных услуг учреждениями бюджетной сферы и компенсации разницы между экономически обоснованными и действующими тарифами для населения составит в 2012 году - 729 млн. руб., в 2020 году - 4 919 млн. рублей.

Суммарная экономия средств бюджетов всех уровней на оплату коммунальных услуг учреждениями бюджетной сферы и компенсации разницы между экономически обоснованными и действующими тарифами для населения составит: в 2010 - 2012 годах - 2 130 млн. руб., в 2010 - 2020 годах - свыше 20 млрд. руб.

Коэффициент бюджетной эффективности Программы (отношение суммы снижения бюджетных расходов и дополнительных доходов от налоговых поступлений в бюджеты всех уровней в течение всего срока реализации программы к бюджетным расходам на ее реализацию), рассчитанный на основе прямых налоговых поступлений, составит 50% при условии, что 70% организаций, реализующих программу, прибыльные.

Следует отметить, что по ФЗ-261 наиболее насыщенными и сложными являются два первых года реализации энергосбережения в Республике Саха (Якутия). Необходимо к концу 2012 года достичь следующих индикаторов оценки состояния энергосбережения:

 N

 Индикаторы, определяющие процесс энергосбережения     

 1

Оснащенность процесса энергосбережения нормативно -

методической документацией                                 

 100%   

 2

Уровень сертификации и стандартизации энергосбережения     

 100%   

 3

Состояние технико-энергетической паспортизации объектов

энергопроизводства и энергопотребления                     

 100%   

 4

Уровень информированности потребителей по вопросам

энергосбережения                                           

 100%   

 5

Оснащенность приборами учета и регулирования энергоресурсов

потребителей и поставщиков энергии                         

 100%   

 6

Наличие демонстрационных энергоэффективных зон             

 5 ед.  


Реализация программы энергосбережения в Республике Саха (Якутия) позволит в социальном плане сделать весомый шаг в сторону выравнивания условий проживания населения в районах Крайнего Севера до общероссийского уровня.

Так, в местах появления ТЭЦ малой мощности, за счет оптимизации процесса производства тепла, произойдет снижение стоимости тепловой энергии, отпускаемой потребителям, появится круглогодичное обеспечение горячей водой.

За счет технического перевооружения произойдет рост производительности труда и улучшение техники безопасности. На базе новых перспективных технологических схем и оборудования предусматривается обновить 30% процентов основных средств.

Конечным результатом выполнения Программы будет поэтапный перевод экономики республики на энергосберегающий путь развития с учетом изменяющихся экономических условий в стране. Программа должна содействовать превращению энергосбережения в решающий фактор улучшения социальных условий жизни населения, решению экономических задач и удовлетворению спроса на энергетические ресурсы по мере развития экономики. За счет энергосбережения удастся снизить нагрузку на топливно-энергетический комплекс республики, высвободить ресурсы тепловой и электрической энергии и использовать их для повышения надежности энергообеспечения, в первую очередь населения республики.

В процессе выполнения Программы отдельные ее положения и финансовые затраты будут уточняться, по результатам выполненных мероприятий по энергосбережению не реже одного раза в год в Программу будут вноситься коррективы, изменения.