Устойчивая государственная политика Республики Саха (Якутия) означает проведение предсказуемой и ответственной политики в разных отраслях экономики, поскольку формирование сбалансированного бюджета муниципального образования является конечным результатом, показывающим степень взаимовлияния принятых решений на государственном уровне.
Изменение целей государственной политики даже в одном секторе экономики оказывает влияние на весь спектр развития экономики муниципального образования. В худшем случае оно может привести к падению доходов муниципальных образований, увеличению их расходных обязательств или невыполнению принятых обязательств, что, в конечном счете, приводит к потере уверенности населения в действиях власти, снижению ответственности и сохранению иждивенческих предпосылок в деятельности органов местного самоуправления при формировании бюджетной политики, теряется связь между целями и результатами социально-экономического развития.
Необходимо при принятии решений, оказывающих негативное влияние на развитие экономики муниципального образования, компенсировать расходы местных бюджетов.
Одним из примеров влияния государственной политики является проведение реалистичной и предсказуемой тарифной политики. Например: тариф на тепловую энергию является основным индикатором, отражающим особенности того или иного муниципального района, городского округа или поселения. Ситуация, когда утвержденные тарифы на коммунальные услуги предприятий, находящихся на территории муниципального образования, повышаются неравномерно и отклонение от среднереспубликанского роста достигает больше 50%, неизбежно приводит к росту расходов муниципальных образований. Прежнего объема доходов становится недостаточно, требуется дополнительное вливание финансовой помощи за счет средств государственного бюджета. Таким образом, при непропорциональном росте тарифов на тепловую энергию бюджет Республики Саха (Якутия) косвенно несет дополнительную нагрузку.
Такая ситуация способствует снижению стимулов органов местного самоуправления по проведению эффективной бюджетной политики, поскольку полученная экономия покрывает только рост тарифов и на решение вопросов местного значения не остается финансовых средств. Необходимо установление предсказуемой долгосрочной тарифной политики, чтобы органы местного самоуправления могли заранее на несколько лет прогнозировать расходы местного бюджета и проводить энергосберегающие мероприятия. Для этого предлагается установление предельных индексов роста тарифов на коммунальные услуги на долгосрочную перспективу.
Основные принципы долгосрочной стратегии по формированию бюджета находятся во взаимодействии с прогнозом социально-экономического развития Республики Саха (Якутия). Такие же основные принципы должны быть и на уровне муниципальных образований.
Анализ принятых основных направлений бюджетной политики муниципальных образований на 2010 - 2012 годы показывает их слабую привязку с программами социально-экономического развития муниципального образования. В этих целях необходимо повышение достоверности и качества принимаемых программ социально-экономического развития муниципального образования, а также проведение целенаправленной работы по повышению квалификации экономических служб муниципалитетов.