Полномочия органов местного самоуправления определены Федеральным законом N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". При этом по каждому полномочию есть федеральные законы, которые носят уточняющий и конкретизирующий характер. В целях содействия органам местного самоуправления в установлении своих действий по каждому полномочию в 2008 году были приняты методические рекомендации по применению статей 14, 14.1, 15, 15.1, 16, 16.1 Федерального закона N 131-ФЗ. Необходимо учесть, что не все полномочия органов местного самоуправления подразумевают выделение финансовых средств на его исполнение. В связи с ежегодными изменениями и дополнениями указанных статей федерального закона в 2011 году данные методические рекомендации будут дополнены и уточнены.
Источниками обеспечения полномочий органов местного самоуправления являются налоговые и неналоговые доходы, дотации и прочие безвозмездные поступления, источники финансирования дефицита. А также в случае принятия соответствующего решения - доходы от приносящей доход деятельности.
В соответствии с Федеральным законом N 213-ФЗ от 24 июля 2009 года "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" внесены изменения в нормативы отчислений налогов на совокупный доход.
Кроме того, планируемые на уровне Российской Федерации меры по сокращению льгот по региональным и местным налогам, введение налога на недвижимость должны привести к стабилизации доходной базы местных бюджетов. При этом необходимо осуществление анализа обоснованности и эффективности применения налоговых льгот и принятие мер по их оптимизации по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц, а также обеспечение увеличения поступлений по налогам в бюджеты муниципальных образований в первую очередь за счет постановки на учет неучтенных объектов налогообложения. В случае принятия федерального решения о предоставлении органам государственной власти субъектов права установления единых дополнительных нормативов отчислений от налогов в местные бюджеты в зависимости от типов муниципальных образований данный вопрос будет рассмотрен.
Рассмотреть влияние налоговой политики Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) на объемы дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. Учитывая неравномерность обеспечения доходами местных бюджетов, следует придерживаться политики усиления финансовой самостоятельности ряда высокообеспеченных муниципальных образований, чтобы не распылять средства государственного бюджета Республики Саха (Якутия) и оказать действенную и существенную поддержку низкообеспеченным муниципальным образованиям в целях приведения уровня жизни населения и обеспеченности населения муниципальными услугами к единому уровню по республике.
Необходимо определить минимальный гарантированный объем и качество муниципальных услуг и нормативы минимальных финансовых затрат на их предоставление для обеспечения сбалансированности местных бюджетов. На основе данных расчетов следует формировать Фонд финансовой поддержки муниципальных образований.
Следует рассмотреть возможность распределения дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений в зависимости от статуса поселений (городские, сельские) по аналогии с Методикой распределения финансовой помощи муниципальным районам и городским округам. Разделение действующей методики на две части связано с наибольшей концентрацией населения в городских поселениях и сравнительно низкой численностью жителей в сельских поселениях. При этом разрыв в уровнях бюджетной обеспеченности между наименее обеспеченными городскими и сельскими поселениями достигает 10 раз, т.е. городское поселение в любом случае наиболее обеспечено доходами, чем сельское поселение. При этом в общих объемах расходов городского поселения удельный вес расходов на оплату труда с начислениями и коммунальные услуги занимают от 30% (в промышленной зоне) до 60% (в арктической зоне), оставшуюся часть занимают материальные затраты. Данное соотношение в сельских же поселениях имеет обратную тенденцию - доля расходов на оплату труда с начислениями и коммунальные услуги занимает от 60% до 80%. Назрела необходимость разделения методики распределения дотации на выравнивание отдельно для сельских и отдельно для городских поселений.
По методике выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) возможно рассмотрение влияния коэффициента стоимости топливно-энергетических ресурсов и коммунальных услуг, учитывая ежегодное неравномерное повышение тарифов на коммунальные услуги в разрезе муниципальных районов (городских округов), которое внесло дисбаланс в их бюджетную обеспеченность.
Еще одним из вопросов, который будет рассмотрен, является возможность при формировании общего объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований применение интегрированного индекса с определением долей по видам затрат (оплата труда, коммунальные услуги, материальные затраты) в среднем по республике. Поскольку применение в методике индекса потребительских цен не учитывает изменения расходов муниципальных образований по оплате труда и коммунальным услугам, по которым индекс роста расходов отличается от индекса потребительских цен.
До 2013 года планируется постепенное уменьшение целевых субсидий, выделяемых на софинансирование расходных полномочий муниципальных образований, таких как проезд в отпуск арктическим улусам, капитальный ремонт учреждений образования, здравоохранения и культуры, ремонт межмуниципальных дорог и т.д. На эти объемы должен увеличиться Фонд финансовой поддержки муниципальных образований с целью предоставления больших прав и ответственности органам местного самоуправления по решению вопросов местного значения.
Предстоит корректировка механизма предоставления субсидий из бюджетов поселений и (или) муниципальных районов (городских округов) в бюджет Республики Саха (Якутия) в случае превышения среднего уровня расчетных налоговых доходов местных бюджетов в отчетном финансовом году в связи с планируемыми изменениями Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также разработка мер по корректировке механизма в случае изменения налогового потенциала в текущем году.
В связи с принятием Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ необходимо установление порядков предоставления платных услуг казенными, бюджетными и автономными учреждениями и учета средств, поступивших от оказания платных услуг. Поскольку доходы от приносящей доходы деятельности также могут быть направлены на стимулирование муниципальных учреждений в предоставлении более качественных услуг путем обновления материальной базы и расширения перечня услуг.