С введением в действие в 2006 году Федерального закона N 131-ФЗ от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) начался новый этап в формировании межбюджетных отношений между бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами. До 1 января 2006 года из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) получали финансовую помощь 40 муниципальных образований. К 2010 году на территории Республики Саха (Якутия) существуют 445 муниципальных образований, в том числе 2 городских округа, 34 муниципальных района, 48 городских и 361 сельское поселение.
К проведению реформы местного самоуправления в республике в области финансов были проведены подготовительные методические работы. Начиная с 2004 года для более полного и детального рассмотрения вопроса по разграничению расходных полномочий между субъектом Российской Федерации и муниципальными образованиями, проведения оценки расчетов по выравниванию бюджетной обеспеченности была создана межведомственная рабочая группа по оценке реализации Федерального закона N 131-ФЗ.
Принятые Законы Республики Саха (Якутия) "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Саха (Якутия) "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Саха (Якутия)" и "О выравнивании бюджетной обеспеченности муниципальных образований Республики Саха (Якутия)" стали основой для формирования местных бюджетов и создали базу для регулирования межбюджетных отношений между республикой, муниципальным районом и поселениями. В 2008 году был разработан и принят Закон Республики Саха (Якутия) "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов отдельными государственными полномочиями по выравниванию бюджетной обеспеченности поселений" в соответствии со статьей 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Учитывая изменение федеральной нормативной базы по регулированию межбюджетных отношений и всего бюджетного процесса, а также ежегодное формирование базы расходных обязательств по итогам исполнения бюджетов, вышеуказанные законы Республики Саха (Якутия) постоянно уточняются и корректируются.
Несмотря на проведение работ по стимулированию органов местного самоуправления в области управления муниципальными финансами и созданию прозрачных механизмов распределения финансовой помощи из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) за прошедшие годы, необходимо отметить, что цель повышения качества управления муниципальными финансами и усиления финансовой самостоятельности местных бюджетов находится в начальной стадии и практически не реализуется на местах.
В настоящее время бездотационными являются только 2 муниципальных района (Мирнинский и Ленский) и 3 поселения Мирнинского района (города Мирный, Удачный, Айхал). В то же время эти муниципальные образования получают финансовую помощь из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на исполнение собственных полномочий в виде субсидий и иных межбюджетных трансфертов.
Анализ реестров расходных обязательств муниципальных образований отражает отсутствие нормативно-правовых актов, устанавливающих порядок выполнения и расходования средств органами местного самоуправления полномочий местного значения, определенных Федеральным законом N 131-ФЗ. Осуществление расходов без основополагающих документов приводит к финансовым нарушениям, которые выявляются по итогам проверок бюджетов муниципальных образований контролирующими органами.
Необходимость установления долгосрочной стратегии государственной политики в области межбюджетных отношений, актуальность реформирования управления бюджетным процессом и стимулирования органов местного самоуправления эффективному использованию бюджетных средств, ориентированность целей бюджетной политики к удовлетворению потребностей населения в муниципальных услугах, требуют разработки и принятия Концепции реформирования муниципальных финансов и межбюджетных отношений в Республике Саха (Якутия).