Действующий

О КОНЦЕПЦИИ РЕФОРМИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ И МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2011 - 2013 ГОДЫ

7. Повышение эффективности предоставления межбюджетных трансфертов органам местного самоуправления

В целях усиления ответственности главных распорядителей бюджетных средств от выделения средств до получения конкретного результата, с 1 января 2009 года частично реализован переход на закрепление целевых средств за соответствующими органами исполнительной власти. Таким образом, реализуется принцип "отраслевое ведомство отвечает за всю отрасль" в рамках ключевых направлений государственной политики (долгосрочных целевых программ).

В связи с предстоящим принятием Программы повышения эффективности бюджетных расходов Республики Саха (Якутия) на период до 2012 года планируется переход к программному бюджету. При этом все межбюджетные трансферты должны включиться в государственные программы по основным направлениям деятельности Правительства Республики Саха (Якутия). Осуществление такого перехода ведет к упорядочению финансовых потоков от одного уровня власти к другому, усилению контроля использования средств и достижения конечных результатов. В течение 2011 - 2012 годов планируется завершить процесс передачи администрирования бюджетных средств органам исполнительной власти Республики Саха (Якутия).

В рамках Программы повышения эффективности бюджетных расходов проводится реформирование классификации функциональных разделов расходов. При этом в целях учета всех бюджетных ассигнований, направленных на реализацию политики в определенной отрасли, целевые межбюджетные трансферты (субсидии и субвенции) будут отражаться в соответствующих функциональных разделах бюджетной классификации, сохранив в разделе 11 (межбюджетные трансферты) только дотации местным бюджетам.

Одним из вопросов, который возможно будет рассмотрен, является механизм расчета и распределения межбюджетных трансфертов из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) бюджетам муниципальных поселений. По мнению некоторых глав муниципальных районов, есть необходимость корректировки существующего механизма. Делегированное полномочие органам местного самоуправления районов не стимулирует муниципальные районы в формировании бездотационного бюджета. Поскольку межбюджетные трансферты, полученные ими для поселений, увеличивают долю межбюджетных трансфертов в общем объеме собственных доходов районов (за исключением субвенций, а также предоставляемых муниципальным образованиям за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации субсидий и межбюджетных трансфертов на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными соглашениями) без учета поступления налоговых и неналоговых доходов (за исключением налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений). При этом распределение межбюджетных трансфертов по муниципальным поселениям планируется утверждать законом о государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на очередной год и внести изменения в схему финансирования межбюджетных трансфертов.

При условии перехода на распределение и предоставление межбюджетных трансфертов из государственного бюджета напрямую бюджетам муниципальных поселений, минуя районы (в соответствии с пунктами 1 - 4 статьи 137 Бюджетного кодекса Российской Федерации), предусматривается право предоставления бюджетных кредитов из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) бюджетам муниципальных поселений, что положительно скажется на финансовом обеспечении расходных обязательств органов местного самоуправления.

Обеспечение сбалансированности местных бюджетов с использованием механизма бюджетного кредитования предусматривается осуществлять при условии оптимизации бюджетов муниципальных образований и отсутствии роста кредиторской задолженности по бюджетным обязательствам.

В настоящее время по некоторым субсидиям нет четкого формализованного механизма распределения между муниципальными образованиями. В то же время существует неясность для органов местного самоуправления, какое министерство или ведомство несет функцию выделения средств, а также имеет место дублирования одних и тех же функций несколькими министерствами и ведомствами.

Одним из примеров является выделение субсидий муниципальным образованиям в рамках реализации ведомственных целевых программ. К ним относятся субсидия на проведение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в муниципальных учреждениях культуры, субсидия на проведение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в муниципальных учреждениях здравоохранения, субсидия на проведение мероприятий по обеспечению противопожарной и антитеррористической безопасности в муниципальных образовательных учреждениях. Главными распорядителями данных видов субсидий соответственно являются Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия), Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия), Министерство образования Республики Саха (Якутия).

Для решения данной проблемы возникает необходимость разработки и принятия нормативно-правового акта, в котором были бы отражены правила формирования, предоставления и распределения субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) бюджетам муниципальных образований.

Правила формирования, предоставления и распределения субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) бюджетам муниципальных образований позволят сформировать единые методологические подходы к предоставлению и созданию условий для обеспечения эффективного использования субсидий.

Правила должны установить порядок определения целей предоставления субсидий, условия предоставления субсидий, принципы их распределения между муниципальными образованиями, перечень показателей, характеризующих качество муниципальных услуг, их целевых значений, а также систему отчетности.

Необходимо, чтобы предоставление межбюджетных трансфертов из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) носило четкий регламентированный характер, к основным принципам которого относятся:

объективная, формализованная и прозрачная система межбюджетных трансфертов;

планирование бюджетных ассигнований, исходя из безусловного исполнения расходных обязательств, недопустимость возникновения финансово необеспеченных полномочий;

указание четких целей и задач с реальными результатами при предоставлении межбюджетных трансфертов, исходя из необходимости достижения стратегических целей государственной политики;

консолидация субсидии местным бюджетам в рамках долгосрочных целевых программ с установлением четких критериев их эффективности;

закрепление межбюджетных трансфертов за конкретным главным распорядителем бюджетных средств;

сокращение за счет исполнения собственных полномочий Республики Саха (Якутия) числа и объемов субвенций бюджетам муниципальных образований;

формирование Административного регламента предоставления межбюджетных трансфертов из государственного бюджета Республики Саха (Якутия), который должен содержать в себе порядок предоставления межбюджетных трансфертов, порядок распределения и перераспределения межбюджетных трансфертов, порядок финансирования, предоставление отчетности об использовании средств, порядок обращения органов местного самоуправления к администратору бюджетных средств с указанием контактного лица;

усиление ответственности органов государственной власти по контролю за достижением органами местного самоуправления целей государственной политики.