Действующий

О СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2011 - 2020 ГОДЫ И ПЛАНЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ В 2011 - 2012 ГОДАХ (с изменениями на: 02.11.2012)

2. Основные проблемы развития предпринимательства в Республике Саха (Якутия)


Несмотря на положительные тенденции в развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Саха (Якутия), следует отметить, что в настоящее время остается ряд основных моментов, затрудняющих его развитие. Они связаны, в большей мере, с недостаточной активностью финансовых институтов, муниципалитетов в реализации положений Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ; межотраслевого сотрудничества как на уровне крупного и малого бизнеса, так и на уровне органов исполнительной власти; слабой общественной активностью, заинтересованностью и стремлением предпринимателей к саморазвитию и самообразованию.

Наиболее острыми для малого и среднего бизнеса остаются следующие проблемы:

1. Высокая степень монополизированности реального сектора крупными горнодобывающими компаниями, имеющими конкурентные преимущества..

2. Проблема привлечения финансовых ресурсов характеризуется высокими процентными ставками, требуемым банками залоговым обеспечением с высоким дисконтом, что является неприемлемым для стартующего и производственного бизнеса. Негативное влияние оказывает неразвитость и дороговизна привлечения долгосрочных кредитов.

3. Несмотря на принятые государством меры по снижению административных барьеров, по экспертным данным Общероссийской Общественной организации малого и среднего бизнеса "ОПОРА РОССИИ", расходы субъектов малого и среднего предпринимательства, связанные с преодолением административных барьеров, по-прежнему остаются на высоком уровне и достигают 10% выручки от реализации. Так, значительные средства затрачиваются на прохождение длительной и дорогостоящей процедуры обязательной сертификации, паспортизации. Кроме того, немалую долю в расходах все еще занимают и "неналоговые платежи", взимаемые контролирующими и надзорными органами, государственными и муниципальными учреждениями, за выдачу различных разрешений и справок. Такие тенденции имеют место и в республике.

4. Недостаток производственных площадей характеризуется в основном высокой стоимостью строительства (приобретения) объектов, краткосрочностью арендных отношений и высокими ставками коммерческой арендной платы, ограниченностью площадей государственной и муниципальной собственности, предназначенной для сдачи в аренду субъектам малого и среднего бизнеса, а также недостаточной реализацией Федерального закона от 22 июля 2009 года N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства".

5. В Республике Саха (Якутия) принимаются меры по совершенствованию инфраструктуры поддержки предпринимательства: пополняются фонды развития предпринимательства, открыты подразделения республиканского центра поддержки предпринимательства во всех муниципальных образованиях, внедряется система дистанционного образования и кредитования, расширяется информационно-консультационная поддержка предпринимательства, расширяется спектр образовательных услуг, но качество и механизмы предоставления поддержки необходимо еще совершенствовать. Кроме того, более активную позицию в данном направлении должны занимать муниципалитеты.

6. Высокая себестоимость местной продукции и ее низкая конкурентоспособность вызывает опережающее развитие сектора торговли, сдерживая при этом развитие местного производства. Среди основных причин высокой себестоимости можно выделить отдаленность поставщиков сырья при слабой развитости республиканской сырьевой базы, высокие тарифы на энергоресурсы и отсутствие энергосберегающих технологий, ограниченный рынок сбыта при низкой производительности труда.

Отдаленность и труднодоступность большей части территории Республики Саха (Якутия) приводит к значительному влиянию транспортной составляющей на конечную цену продукта.

7. Нежелание крупного бизнеса передавать часть функций малому на аутсорсинг ограничивает участие последнего в крупных инвестиционных проектах.

8. Соблюдение норм федерального законодательства осложнено трудностями применения положений Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в части соблюдения в полной мере требований законодательства о доле государственного и муниципального заказа, размещаемой у субъектов малого и среднего предпринимательства и Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального надзора" в части принятия органами муниципального контроля административных регламентов проведения проверок.

Недостаточная проработанность нормативной базы создания малого и среднего инновационного предпринимательства, включая создание малых инновационных предприятий при учреждениях науки и образования, не создает условий для развития данного сектора.

9. Тарифная политика естественных монополий, вызванная отсутствием конкурентной среды на рынке сбыта энергоресурсов, приводит к проблемам доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к технологическим сетям, усложненности процедуры присоединения и отсутствия дифференцированного ценообразования в данном секторе.

10. Несмотря на принятие государством мер по снижению налоговой нагрузки на субъекты малого и среднего предпринимательства, в данном направлении по-прежнему остается ряд проблем. В частности, предусмотренный переход к страховым принципам формирования государственных внебюджетных фондов. Данный факт может привести к значительному снижению количества официально зарегистрированных субъектов малого и среднего предпринимательства, прозрачности их деятельности и окажет дестимулирующее воздействие на развитие субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих вовлечение результатов научно-технической деятельности в хозяйственный оборот.

Остаются низкими показатели, характеризующие процессы модернизации действующего производства и внедрения новых, в том числе энергосберегающих, технологий.

Указанные выше проблемы развития малого и среднего предпринимательства в большей мере взаимосвязаны и дополняют друг друга. Следовательно, необходим комплексный подход к их решению как на федеральном, республиканском и муниципальном уровнях, так и межведомственном сотрудничестве.