Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ДО 2015 ГОДА И ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ДО 2030 ГОДА


 3.1. Обзор основных направлений инновационной политики Российской Федерации


В XXI веке внедрение новых технологий станет ключевым фактором рыночной конкуренции, основным средством повышения эффективности производства и улучшения качества товаров и услуг. Государственное регулирование экономики и инновационных процессов, как отмечают многие ученые, является одним из главных условий перевода экономики на инновационный тип развития.

Инновационная политика России в сфере научно-технической деятельности на федеральном уровне продвигается в нескольких направлениях:

Интеграция в глобальные инновационные цепочки

Речь идет о формировании транснационального инновационного модуля, создаваемого в интересах нескольких стран мира, к примеру, это международные программы освоения космического пространства, защиты окружающей среды, открытия новых источников энергии и т.п.

Формирование инновационного суперпроекта общенационального уровня

Данное направление предполагает осуществление прорывного инновационного направления в России. Ставка делается на выполнение инновационного суперпроекта общенационального уровня, конкурентоспособного на мировых рынках. Например, в 1930-е годы прошлого столетия таким направлением в США было развитие автомобилестроения, приведшее в движение все отрасли экономики.

Создание кластера инновационных технологий, обеспечивающих постепенное формирование конкурентоспособного эшелонированного инновационного сектора в российской экономике

Практическая реализация этого направления сводится к расстановке приоритетов, выбору главного вектора инновационного развития экономики и направлению инвестиций в соответствующие наиболее перспективные отрасли.

Общей характерной особенностью перечисленных направлений является их выборочный характер. Все они стремятся не решить проблему оживления отечественного инновационного потенциала в целом, а лишь вычленить отдельный его аспект. Концентрация на одном направлении возможна, если оно опирается на развитую экономику, которая интенсивно генерирует нововведения, а внешняя по отношению к ней среда столь же активно их воспринимает. Если такой экономики и среды нет, реализация подобных моделей формирования национальной инновационной системы оказывается неэффективной. Альтернативным решением для России выступает их органичное сочетание. Концептуальная основа, на которой могла бы развиваться эффективная национальная инновационная система, заключается в использовании собственного научно-технического потенциала в сочетании с зарубежными технологиями и инвестициями.

За последнее десятилетие в России произошел разрыв междисциплинарных связей и цикла "фундаментальные исследования - прикладные исследования - промышленное производство". Недостаточно востребован высокий потенциал академического сектора науки, этот сектор мало вовлечен в процесс формирования экономики знаний. Сохраняется разрыв между наукой и образованием, как следствие не реализуется синергетический эффект от научно-образовательной деятельности.

В то же время можно констатировать, что сохранен ряд наукоемких высокотехнологичных секторов промышленности, создающих конкурентоспособные на мировом рынке товары и услуги, сохранено ядро научного и образовательного потенциала, созданы и успешно работают ключевые элементы инновационной инфраструктуры, что обеспечивает восприимчивость экономики к новым технологиям. Остается востребованность на российских ученых, на их научные результаты и высокие технологии большой спрос за рубежом. Они в полной мере конкурентоспособны, что подтверждается фактом работы в нашей стране многих зарубежных венчурных фондов. Целые научные направления и школы поддерживаются грантами мировых исследовательских центров и международных концернов.

"Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и на дальнейшую перспективу" определяют направления новой государственной научно-технологической политики и механизмы ее реализации. Сегодня государство может финансировать научно-техническую сферу лишь в ограниченном объеме. Поэтому особенно остро стоит вопрос о выборе приоритетов, в том числе и в области фундаментальных исследований. Объективная оценка эффективности использования фундаментальных знаний с учетом опыта использования результатов, полученных 5, 10, 15 лет назад, должна позволить установить правильный баланс распределения ресурсов государства между различными этапами инновационного цикла "идея - технология - производство продукции, имеющей платежеспособный спрос" и сформировать национальную инновационную систему. Отсутствие или слабость хотя бы одного из этапов делает нецелесообразным с экономической точки зрения существование всей инновационной системы. Более того, государственная поддержка фундаментальных и прикладных исследований при отсутствии развитой промышленности и системы реализации высокотехнологичной продукции приводит к субсидированию за наш счет экономики других стран.